Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XX столетия



Источником всего общественного и цивилизационного развития являются диалектические противоречия в процессе их разрешения и тем самым перевода общественных явлений на новый, более высокий уровень. Движение, приводящее к развитию, неизбежно происходит путем возникновения противоречий, лежащих “в самой сущности предметов”, и разрешения их. “...Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется” [2, т. 47, с. 219]. Противоречие как источник, как движущая сила всегда внутренне заложено в развертывании закономерности. Получая свое разрешение, оно продвигает общественное явление вперед, на новую качественную ступень.

По своему существу, значению и роли в развитии общества и определенных эпох противоречия разделяются на основное, главные, ведущие и все другие.

Основное противоречие общества, общественной системы, конкретной эпохи выражает само их существо, раскрывает определяющий внутренний источник их развития. Основное противоречие, отвечая своему обозначению, лежит в основе всех других противоречий. Отсюда его несомненный базисный, производственный, экономический характер.

Оно выражает коренное противоречие в развитии способа производства или различных, противоположных способов производства данной эпохи. “Основным является противоречие, которое, будучи раздвоением единого в самой глубокой его сущности, определяет качественную специфику предмета, основные этапы его развития и оказывает определяющее воздействие на все остальные противоречия. Основное противоречие всегда только одно, и оно существует от возникновения объекта до его перехода в иное качество” [3].

Главное или главные противоречия, формируясь и складываясь на базе основного противоречия, также выражают содержательный характер общественного процесса и развития определенной эпохи, вместе с тем функционально подчеркивая первостепенное, главенствующее значение их проявления и разрешения в ходе общественного и эпохального развития.

Главными обычно бывают одно или несколько противоречий. Главные противоречия затрагивают интересы огромной массы людей и обладают большой движущей силой, служат мощным стимулятором разрешения основного противоречия общества и эпохи.

Каковы важнейшие содержательные характеристики главных противоречий? Во-первых, они обусловлены базисным основным противоречием, строятся на нем. Во-вторых, они, как и основное противоречие, присущи всему периоду развития от начала до конца. В-третьих, они охватывают не только экономическую базисную сферу, что характерно для основного противоречия, но и более высокие этажи общественных отношений – соотношение производства и рабочей силы, организационные отношения, социальный антагонизм между классами, их коренными классовыми интересами. Одним словом, данные главные противоречия как бы перекидывают мост между базисными и надстроечными отношениями и процессами. В-четвертых, разрешение главных противоречий служит мощным средством, движущей силой для решения основного противоречия общества и эпохи.

Основное и главные противоречия глубоко взаимосвязаны между собой. Вторые вырастают на базе первого, обусловливаясь им. Но если основное противоречие глубже, основательнее как базисное, то главные противоречия многограннее, так как выводят на связь базисно-надстроечных отношений, непосредственно связаны с интересами огромных масс людей, с их классовыми, социальными позициями и устремлениями.

Нет оснований считать главные противоречия этапными, временными, преходящими. Они проявляются и действуют на всем протяжении саморазвития общества и эпохи.

Главные противоречия в процессе их разрешения служат важнейшим стимулятором и мощной движущей силой решения основного противоречия, аккумулируя в ходе своей самореализации социальную энергию огромных масс людей. В главных противоречиях живее и нагляднее, чем в основном, проявляется диалектика объективного и субъективного, происходит превращение посредством практической деятельности людей возможности в действительность в общественной жизни.

Наконец, главные противоречия являются важнейшим связующим звеном между основным противоречием и всеми другими противоречиями общественной жизни, прежде всего ведущими противоречиями, связующим звеном между базисным, объектно-субъектным основным противоречием и вырастающими на его основании разного рода надстроечными и другими противоречиями, все более выступающими в субъектно-объектом виде.

Ведущие противоречия являются продолжением основного и главных противоречий общества и эпохи. Они наглядно выражают конкретно-исторические потребности общественного развития, объективные и субъективные требования определенной ступени, того или иного этапа и момента общественных процессов, концентрируют в себе качественные преобразования и переломы, скачки в ходе развития общества и эпохи. “...На различных этапах на передний план выдвигаются главные, ведущие для данных условий противоречия, которые должны быть разрешены в первую очередь” [4].

Каковы же, исходя из исследования завершающихся столетних процессов, реальные основное, главные и ведущие противоречия эпохи XX столетия?

При ответе на этот вопрос необходимо прежде всего подчеркнуть, что эпоха XX века как наиболее продвинутая, развитая, прогрессивная во всех отношениях, характеризуемая новым, более высоким качеством выработанных человечеством материальных и духовно-культурных богатств, включает в себя большое разнообразие процессов, имеющих как определяющее, так и производное значение, как основных, так и второстепенных, как типичных, так и нетипичных. “Эпоха, – отмечал В.И.Ленин, – потому и называется эпохой, что она обнимает сумму разнообразных явлений и войн, как типичных, так и нетипичных, как больших, так и малых, как свойственных передовым, так и свойственных отсталым странам. Отмахиваться от этих конкретных вопросов посредством общих фраз об “эпохе”..., значит злоупотреблять понятием “эпоха” [2, т. 30, с. 86-87].

В качестве основных, наиболее сущностных и типичных процессов, определяющих лицо и характер эпохи XX века, мы выделяем следующие пять процессов, взятых во взаимосвязи и взаимодействии. В совокупности, в целостности они и образуют единый и противоречивый поток изменений в XX столетии. Это развитие природы – общества – цивилизации – человека – геополитическо-глобальных отношений.

Природы – как естественной среды обитания человека и общества, изменяемой ими и часто ими же уничтожаемой и разрушаемой, что затем мстит самому человеку и обществу.

Общества – как искусственной среды, созданной многочисленными поколениями людей и в этом процессе переведшей самого человека из биологического в социальное состояние. Хотя эта же общественная среда часто сохраняет и даже искусственно разжигает в социальном человеке чисто животные, буквально зверские инстинкты.

Цивилизации – как результата творческого овладения человеком и человечеством всем окружающим миром – природой, обществом, самим собой, как процесса и результата творческого создания человечеством всемирной культуры, материальных и духовных благ и ценностей, качественно отличающих одну цивилизацию от другой. В результате в ходе истории выстраивается поток многообразных и многоликих культурно-ценностных цивилизаций, образующих в совокупности и в непрерывном нарастании подлинный и реальный образ и лик человечества, его качественное самовыражение на каждом этапе и в общей череде эпох человеческой истории.

Человека – как главного субъекта общественной, цивилизационной, человеческой, всемирно-геополитической истории и вместе с тем как объекта воздействия на него всех этих ставших объективными процессов. Человека – вышедшего из природы и разрушающего ее. Человека – часто одинокого и задавленного возвышающимся над ним многообразным миром. Человека – находящего смысл жизни и подлинное счастье только в совместной жизни среди людей, в общении и единении с ними, как и с родившей его природой.

Наконец, геополитическо-глобальной реальности, сложившейся в мире конфигурации стран и народов, изменяющейся чаще всего через силовые действия, насилие, агрессии, захваты, мировые и локальные войны, разделы и переделы мира. А это приводит к угнетению, подавлению, эксплуатации одними группами стран и народов других групп стран и народов, к ситуациям мирового диктата, мировой гегемонии, мирового давления, мирового разбоя и уничтожения, борьбы за мировое господство, за новый мировой порядок. Это величайшие проблемы войны или мира в развитии человечества, проблемы блага или несчастья, жизнеутверждения или жизнеуничтожения.

Все эти главные пять процессов, как и многие другие, вобрал в себя XX век. Их взаимным развитием, противоречиями, взлетами и падениями, революциями и контрреволюциями, миром и войнами оказался наполненным и, прямо сказать, переполненным XX век.

Что же, исходя из научного анализа динамики и диалектики взаимодействия этих определяющих процессов, реально явилось в XX столетии основным, главными и ведущими противоречиями?

Основным противоречием эпохи XX века является противоречие между трудом и капиталом. В условиях капитализма это основное противоречие обусловливает классовую борьбу между буржуазией и рабочим классом, наемными работниками как решающую движущую силу истории.

Если брать только одно капиталистическое общество, то в нем основное противоречие выступает как противоречие и часто антагонизм между конкретным общественным характером производства, производительных сил и частнособственнической капиталистической формой собственности, производственных отношений. К.Маркс и Ф.Энгельс основным в капиталистическом обществе называли противоречие между общественными по характеру производительными силами, общественным производством и частнособственническими производственными отношениями, капиталистическим присвоением. “Производство становится общественным актом, – писал Ф.Энгельс; – обмен же, а с ним и присвоение продуктов остаются индивидуальными актами, актами отдельных лиц: продукт общественного труда присваивается отдельным капиталистом. Это и составляет основное противоречие, откуда вытекают все те противоречия, в которых движется современное общество и которые с особенной ясностью обнаруживаются в крупной промышленности” [1, т. 20, с. 674-675].

Но здесь речь идет именно о капиталистическом обществе. Двадцатый же век характеризуется тем, что в нем постепенно и последовательно сложились три мировые общественно-политические системы: первый мир, наиболее старый – капиталистический; второй мир – молодой, реально возникший только в XX веке – социалистический, и затем сложившийся на обломках колониальной системы империализма третий мир развивающихся стран. Так что основным противоречием эпохи данных трех миров стало также противоречие в решающей области производства, экономики, способа производства, а именно между капиталом и трудом, которое в разной форме присуще как основное всем общественно-политическим системам и в этом смысле объединяет их.

Противоречие труда и капитала, выступающее в буржуазном обществе и как антагонизм, из внутреннего для капиталистического общества стало внешним противоречием для всех как сложившихся, так и переходных, трансформирующихся общественно-политических систем. А именно как противоречие между системой капитализма с господством капитала и системой социализма с господством труда или движением к этому (при допускаемых, к сожалению, деформациях в отношениях собственности и труда).

При этом данное основное противоречие приобрело и свои конкретные содержательные видоизменения и формы. А именно: в условиях социализма оно переходит из противоречия угнетаемого и эксплуатируемого капиталом труда (при фактах и тенденциях и налаживания партнерства и сотрудничества между капиталом и трудом) в противоречие между освобождаемым от угнетения капиталом трудом и декапитализируемой, освобождаемой от частных форм собственностью (но при сохранении противоречивых отношений между собственностью и трудом, и даже при допущении нередко отчуждения труда от собственности).

Но в любом случае остающийся именно основным противоречием в области взаимоотношения производительных сил и производственных отношений, исходящим из способа производства, а потому выступающим в качестве решающей движущей силы общественного движения и изменений.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...