Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главными противоречиями, что следует из анализа реалий XX столетия, выступают два. 1 страница



Первое главное противоречие – между капитализмом и социализмом как разными и противоположными общественно-политическими системами. Оно раскрывает в экономической и общественно-политической сферах основное противоречие между трудом и капиталом. А именно – между господством капитала в буржуазном обществе и изначальной нацеленностью в социалистическом обществе на обеспечение господства труда, при учете допущенных затем в СССР и ряде других стран деформаций и извращений в этой области.

Главное противоречие между капитализмом и социализмом в мире наложило отпечаток на позиции и ориентации массы других стран и народов земного шара, становящихся на ту или другую сторону, или провозгласивших позицию “неприсоединения” к данным двум общественно-политическим полюсам при конкретной внутренней симпатии к определенному лагерю в главной борьбе двух систем.

Второе главное противоречие – между системами стран и конкретными странами в их борьбе за геополитическое положение в мире, за экономический и территориальный раздел и передел мира, за влияние, лидерство и гегемонию в международных отношениях, за мировое господство и новый мировой порядок.

Это главное противоречие проявлялось на протяжении эпохи конкретно и разнообразно. Наиболее остро и трагично – в последовавших за закончившимся к концу XIX века разделом мира между капиталистическими державами трех переделах мира территориально и экономически, социально-политически: первого передела мира в результате первой мировой войны 1914–1918 гг.; второго передела мира в результате второй мировой войны 1939–1945 гг.; третьего передела мира в результате “необычной третьей мировой войны”, проведенной капиталистическими США и другими странами Запада и приведшей с конца 1989 г. к повороту на путь капитализма и фактическому или значительному подчинению США и Западу восьми стран Центральной и Восточной Европы, к разделению их (Чехословакия, Югославия) или к прямому поглощению (ГДР), Монголии в Азии, к прямой насильственной ликвидации в конце 1991 г. СССР как второй сверхдержавы мира, отторжению от него трех прибалтийских республик, к насильственному разделу СССР на двенадцать “независимых” стран СНГ.

Без горячей и настоящей мировой войны великий Советский Союз с помощью внутренних предателей был ликвидирован и раздроблен, Россия возвращена в геополитическом и глобальном отношении к временам середины XVII века, когда в 1645 г. Россия воссоединилась с Украиной, а в 1667 г. за Россией была закреплена Левобережная Украина, Киев, часть белорусских земель. В геополитическом, глобальном плане Россия отброшена назад на 350 лет.

Далее, это главное противоречие проявлялось на различных этапах как противоречие двух ядерных сверхдержав – США и СССР. Как противоречие ядерных и неядерных держав. Как противоречие стран НАТО и стран Варшавского Договора. Как противоречие самых развитых, богатейших семи стран мира (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады, Японии) и десятков малоразвитых, беднейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, стран Севера и стран Юга. Как противоречия между США и странами Западной Европы, между США и Японией. Как противоречие между блоковыми странами Запада и нейтральными буржуазными странами, прежде всего Северной Европы. И другие конкретные противоречия между странами и регионами. Возникали противоречия и между социалистическими странами, прежде всего на идеологической основе, но также из-за лидерства и других причин: между СССР и Югославией, СССР и Китаем, СССР и Албанией, Китаем и Вьетнамом.

Для разрешения данного главного противоречия и его конкретных проявлений применялись, и прежде всего Соединенными Штатами, а также другими странами Запада, особенно объединенными в блок НАТО, силовые, военные действия, организовывались локальные войны, вторжения, перевороты, разгромные наказания, террористические акции и т.д. Стремление к мировому господству постоянно обусловливало возникновение войн, вооруженных конфликтов, гибель огромного количества людей, в том числе ни в чем неповинного гражданского населения.

Насилие, особенно военное, в виде вооруженных вторжений, нападений, локальных и мировых войн, наиболее характерно как агрессивный метод своеобразного “разрешения” данных геополитических противоречий.

Следует специально подчеркнуть, что данные два главных противоречия XX столетия тесно взаимосвязаны и взаимоувязаны. Противоречие и во многом антагонизм капитализма и социализма постоянно увязывался с агрессивными действиями одной – капиталистической группы – стран против другой группы стран – социалистической. Как более мощная группа, страны Запада и их первая сверхдержава США постоянно были более наступательными, активными, агрессивными во взаимосвязанной борьбе и против социализма, в лице прежде всего СССР как тогдашнего лидера социалистического мира, и против страны СССР как второй ядерной сверхдержавы в мире.

И эта продуманная, всесторонняя, бескомпромиссная, подрывная и наступательная, насильственная борьба принесла США и странам Запада в конце XX века даже не ожидаемый такой победоносный успех без открытой войны над СССР как лидером социализма и как второй сверхдержавой мира. За этим последовало уничтожение социализма в странах Центральной и Восточной Европы, втягивание их в систему НАТО, разрушение и подрыв России и других стран Содружества Независимых Государств.

Ведущими противоречиями в XX столетии с точки зрения их наибольшей значимости обоснованно выделить следующие, которые мы объединяем в семь групп в зависимости от их всеобщности, типа и характера, сферы проявления.

В первую группу входят наиболее всеобщие ведущие противоречия, свойственные взаимосвязанному развитию природы, общества, цивилизации, геополитическо-глобальных процессов, человека.

Это ведущее противоречие между развитием, с одной стороны, природы и, с другой стороны – общества, цивилизации, человека, наличие которого и, главное, непринятие мер к его разрешению приводит к губительным последствиям как для природы, так и для качества и состояния общества, цивилизации, человека. Это во многом экологическое противоречие, характеризующее неустойчивость баланса и взаимоотношения природы и общества, для преодоления чего в 90-х годах XX века была сформулирована концепция “устойчивого развития”.

Это ведущее противоречие ранее между метрополиями и колониями, а после развала колониальной системы и обретения независимости (но не самостоятельности) многими десятками стран оно стало выступать как противоречие между развитыми капиталистическими и отсталыми, зависимыми странами, между мировым городом и мировой деревней, между мировым центром и мировой периферией, между Севером и Югом.

Ведущее противоречие между наиболее цивилизованными, культурно развитыми, среднецивилизованными, малоцивилизованными и нецивилизованными, культурно неразвитыми, во многом варварскими народами, этносами, племенами, этническими группами. Данное ведущее противоречие обусловливает цивилизационный, культурный дисбаланс, разрыв, противоположность в состоянии, развитии и взаимоотношениях народов и племенных, этнических групп.

Ведущее противоречие между объединительными и разъединительными тенденциями во взаимоотношении народов и этнических групп, когда действие одной тенденции ведет к сотрудничеству, дружбе народов, их взаимообогащению, а действие другой, противоположной – к изоляции и вражде народов, к междоусобицам и войнам между ними. Это борьба тенденций интеграции, интернационализации народов или их сепаратизма, национализма, расизма. Действие этого ведущего противоречия пронизывает всю эпоху XX века как между странами с разными народами и этническими группами, так и внутри многих стран, характеризуемых многонациональным, многорасовым составом.

Вторая группа объединяет ведущие противоречия диалектического типа, характера и движущих сил развития общества, цивилизации, человека.

Это ведущее противоречие между старым и новым, отживающим и нарождающимся, передовым и отсталым, прогрессивным и регрессивным, левыми и правыми в социальных процессах.

Ведущее противоречие между интенсивным и экстенсивным способами развития, эволюционным и революционным, реформистским и скачкообразным, движением вперед или назад, изменениями или застоем, кризисами или подъемом, ростом или падением, взлетом или спадом.

Ведущее противоречие в общественных и цивилизационных процессах между линиями интеграции, объединения, концентрации или линиями изоляции, разъединения, размежевания, сепаратизма.

Ведущее противоречие в общественно-цивилизационном и человеческом развитии между общественным и личным, коллективным и индивидуальным, общими и частными интересами. Действие этого противоречия приводит часто к трагическому разрыву общественного и личного, к противопоставлению их, к их гиперболизации и абсолютизации, когда личность превращается в эгоистического индивида, а творческое взаимное общение – в казарменную псевдоколлективность, в фашистское самоотречение от личностного. Диалектическое же соединение противоположностей общественного и личного, коллективного и индивидуального ведет к наиболее гармоничному раскрытию творческих потенций и резервов общественно-цивилизационного и человеческого развития.

В третью группу входят ведущие противоречия, относящиеся к целостности и системности общественного и цивилизационного развития, к целостности и всесторонности развития человека.

Это ведущее противоречие между объективным требованием целостного, всестороннего, системного развития общественного организма в единстве экономической, социальной, национальной, политической, духовно-культурной сторон и реальными тенденциями одностороннего, однобокого, диспропорционального развития общественного организма с упором то ли только на производственно-экономическую сторону, то ли на военную и милитаристскую, то ли на социально уравнительную, то ли на организационно-централизованную и т.п. В результате общественный организм оказывается перекошенным в какую-то одну сторону, ущербным и кризисным с точки зрения целостности и системности.

Ведущее противоречие между преимущественным технико-технологическим, научно-техническим, производственным развитием и отстающим от него, заброшенным и запущенным развитием социальной сферы, духовно-культурной жизни, нравственных отношений и моральных ценностей. Это разрыв и даже противоположность между происходящими научно-техническими революциями и отсутствием таковых в социальной сфере, в духовной и культурной, в нравственной жизни.

Ведущее противоречие между потребностью и стремлением человека к целостному и всестороннему развитию и его реальным развитием в реальной общественной жизни однобоко, односторонне, в качестве только “одноизмеримого человека”, “одномерного человека” (Герберт Маркузе), а не многоизмеримого, многомерного, разностороннего. Отсюда кардинальнейшее общественное, социальное, политическое, гуманное стремление людей к обеспечению условий и достижению реальных возможностей для разностороннего, многостороннего, всестороннего, целостного творческого развития человеческой личности. Это главнейшая цель изменения и преобразования общества и всего человеческого мира.

К четвертой группе отнесены ведущие противоречия в решающей области общественного производства.

Это ведущее противоречие между материальным и духовным производством, когда материальному отдается главное предпочтение, а духовное, культурное производство оказывается на задворках, существенно отстает от материального. Это касается и образования, и науки, и здравоохранения, и разнообразных сфер культуры.

Ведущее противоречие между промышленностью и сельским хозяйством, обусловливающим материально-производственные и культурно-бытовые различия и противоречия между городом и деревней.

Ведущее противоречие между производством и распределением, производством и потреблением, приводящее к серьезным социальным последствиям, конфликтам и потрясениям.

Ведущее противоречие между производством и планированием, производством и управлением, проявляющееся как в ослаблении плановых начал и управленческих функций, так и в ужесточении и гипертрофировании их, в подмене профессионального управленческого труда действиями корпоративной бюрократии, занимающейся взяточничеством и коррупцией.

В пятой группе объединены ведущие противоречия в области условий и качества жизни.

Это ведущее противоречие между богатыми и бедными, имущими, малоимущими и неимущими, между паразитической роскошью незначительного меньшинства и беспросветной нищетой больших масс трудящихся и населения.

Ведущее противоречие в качестве и образе жизни различных социальных групп населения, жителей города и села, разных стран и регионов планеты.

Шестая группа включает ведущие противоречия социального характера и социально-классовых отношений.

Это ведущее противоречие между объективно-субъективной потребностью социальной справедливости и социального равенства и реальными общественными отношениями социальной несправедливости и социального неравенства, социального антагонизма. Стремясь преодолеть, разрешить данное ведущее противоречие, народы, трудящиеся массы и в XIX веке, и в XX столетии вели борьбу, совершали социальные революции под лозунгами “Свобода, равенство, братство” (Великая Французская буржуазная революция), “заводы – рабочим, землю – крестьянам, мир – народам”, “за землю, за волю, за лучшую долю” (Великая Октябрьская социалистическая революция).

Ведущее противоречие между социально-классовыми группами, обусловливающее отношения как сотрудничества и союза между однотипными и близкими по природе социальными группами, так и борьбу между различающимися и противоположными классами и социальными группами. Основное же противоречие труда и капитала вело и ведет в капиталистическом обществе к классовой, социальной борьбе буржуазии и рабочего класса, наемных работников как решающей движущей силы исторического процесса.

В седьмую группу отнесены ведущие противоречия в политической сфере и жизни.

Это ведущее противоречие между властью и народом, которое выражается в том, что очень редко их соотношение проявляется во власти народа, власти самого народа, что и есть подлинная демократия. Реже и именно в народно построенных обществах складывается власть для народа, во имя народа, в интересах народа. Чаще же противоречие выражено в том, что власть функционирует над народом. А в авторитарных, реакционных, тоталитарных режимах это есть власть против народа. Такой она была во многих диктаторских странах в различных регионах мира. Такой она являлась и в период правления – “царствования”, как часто обозначалось, Б.Н.Ельцина в России.

Ведущее противоречие между управлением сверху и самоуправлением снизу, разрешение которого в пользу самоуправления трудящихся, народного самоуправления в единстве с контролируемой профессиональной управленческой деятельностью также является обязательным требованием и непременным условием подлинной демократии и подлинного народовластия.

Вся эта большая совокупность ведущих противоречий, как и основного, и главных, и многих других, более конкретных, постоянно проявляясь, и, с одной стороны, разрешаясь и двигая развитие вперед, на более высокую ступень, в качественно новое общественное и цивилизационное состояние, а с другой стороны, часто обостряясь, перерастая в кризисы, критические ситуации, социальные столкновения, вооруженные нападения и войны, определяла содержательное развитие сложнейшего и богатого самыми разными событиями позитивного и негативного характера XX столетия.

3. Характерные черты эпохи XX века

Эпоха двадцатого столетия – грандиознейшая, совершенно необычная по насыщенности событиями, экономическими прорывами и научно-техническими изменениями, революциями и контрреволюциями, мировыми войнами, переделами мира, разделением однополюсного мира на многополюсный, борьбой различных систем, реваншами ведущей общественно-политической системы, кризисами и взлетами, победами и поражениями, надеждами и разочарованиями, оптимизмом и пессимизмом. Остановимся на самых значимых чертах и характеристиках XX столетия.

Это эпоха великих свершений, огромных достижений, творческого, революционного обновления и переделки мира в материальной, культурной, социально-политической, духовной областях.

Если уже XIX век создал более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые (К.Маркс и Ф.Энгельс), то век двадцатый превзошел в этом отношении XIX век и совершил еще более кардинальную и качественную революцию в производительных силах, в технике и технологии. Особенно знаментальной в технико-экономических переворотах стала вторая половина XX столетия, когда развернулась научно-техническая революция, соединившая воедино достижения науки и техники, технологии и другие такого же рода революционные свершения.

Мы их называем научно-практическими революциями. Это научно-техническая революция (НТР), научно-технический прогресс (НТП), развернувшиеся с 50–60-х гг. XX столетия. Организационная, управленческая революция, систематизирующая и структурирующая производственный, трудовой процесс, вводящая новые принципы и порядок управления им, менеджмент. Информационная революция, давшая возможность машинно и автоматически переводить добываемые знания в сам производственный процесс и в управление им. Революция кино, ставшим главнейшим видом искусства по сравнению с театром предыдущих эпох. Телевизионная революция, давшая всему миру новый тип видеосвязи наряду с прежними радио, газетами, журналами, книгами. Атомно-ядерная революция, открывшая возможность использовать атомную энергию в мирных целях, помимо создания ядерного и водородного оружия. Ракетно-космическая революция, позволившая путем запуска ракет и ракетоносителей осваивать космос, создавать в нем стационарные космические корабли. Благодаря этим достижениям стал возможным полет человека на Луну, полет космических кораблей к другим планетам. Компьютерно-интернетная революция, соединившая революции в информатике и связи и введшая в повседневный оборот принципиально новую технику информационного и видео-общения и обмена (через факсы, имейл и др.). Генно-клонирующая революция, позволившая искусственно создать живой организм в виде овечки Долли. Градостроительная и архитектурная революции, совершенно изменившие облик и вид современных городов, поселений в мире, их культурные формы, бытовые структуры, соединяя воедино технические новшества, своеобразие искусства и эстетической гармонии, экологических требования.

XX век – век многочисленных научно-практических революций, качественно преобразовавших мир, поднявших его на совершенно новую ступень материального, культурного и интеллектуального развития.

В основе этих революций, по нашему мнению, лежит творческо-интеллектуальная революция в созидательной человеческой деятельности, раскрывшая на основе новых научных знаний и технико-технологических процессов небывалые ресурсы и возможности человеческой энергии, поиска, творения принципиально нового. XX век стал веком великих открытий, изобретений, новшеств.

Но тот же творческий, интеллектуальный потенциал используется и во вред человеку, масс людей. Не говоря уже о создании и варварском использовании ядерного (Хиросима, Нагасаки) и других новых видов бесчеловечного оружия массового уничтожения (Корея, Вьетнам, Ирак, Югославия), в последние годы произошла, как мы ее называем, психотронная революция на основе достижений информатизации, компьютеризации, психологии, психотерапии, управленческих и поведенческих наук. Во многих западных странах и прежде всего в США разработаны методы управления психикой людей, психологические технологии контроля и воздействия на поведение масс населения, на память и волю индивидов. Эти технологии включают использование средств массовой информации (СМИ), непосредственное подбрасывание и распространение определенных “идей”, утверждений и слухов, проведение практических акций для подтверждения навязываемых мыслей и позиций. Предусматриваются и специальные психосредства, включая психотронные.

Одним словом, формируются системы контроля и управления умами людей и больших масс населения, систем манипулирования поведением и действиями людей. Данные системы уже нашли применение во время парламентских и президентских выборных кампаний, в том числе и в России.

Совокупная человеческая созидательная деятельность в мировом масштабе сделала XX век совершенно качественно иным для трудовой, творческой, культурной деятельности людей, их взаимоотношений, быта и жизни.

На смену предыдущих эпох пара и машин пришла эпоха автомобиля, самолета, телефона, в том числе мобильного, электроники, автоматизации, атомной, ядерной и лазерной техники, телевизоров, компьютеров. Впервые в СССР ракеты и космические корабли вывели под руководством С.П.Королева в космическое пространство советского человека – Юрия Гагарина. Человек в Космосе! Потом это уже стало обыденным. Двумя главными космическими державами стали СССР и США, соревнующиеся между собой.

Эпоху XX века стали называть индустриальной и постиндустриальной, техногенной и технотронной, информационным обществом. Да, это стал в материально-культурном отношении совсем другой мир.

Производственным изменениям сопутствовали в XX веке социальные и политические революции. В меньшей мере – крупные социальные изменения, которые происходили главным образом в социалистических странах. Не столь много было великих духовно-культурных открытий, соответствующих достижениям в научно-технической сфере, но все же достаточно много значимых и великих творений в мировой литературе, музыке, живописи, архитектуре, в области театра, кино и других.

Производственный и материальный, с одной стороны, и социальный, духовно-культурный, нравственный виды прогресса, с другой, не были в XX веке адекватными, соразмерными друг другу в силу прежде всего нацеленности наиболее масштабного капиталистического мира на технико-технологическое господство и достижение максимальной прибыли, а не на затратные социальные и духовно-культурные, нравственные дела. В этих последних областях выигрывали больше всего страны социализма, ориентирующиеся на социальность, культуру, духовность и человека.

Двадцатый век – эпоха острейшей социально-классовой и геополитической борьбы на внутренней и международной арене. Эпоха борьбы труда и капитала, классов и групп трудящихся с буржуазией, качественных, революционных скачков, общественно-политических и экономических поворотов всемирно-исторического значения, диалектического отрицания социализмом капитализма через “10 дней, которые потрясли мир”, кардинального социально-политического и экономического обновления мира, а затем обратных поворотов, контрреволюционных реваншей, диалектического отрицания отрицания: отрицание нынешним капитализмом социализма, ранее совершившим отрицание капитализма.

Двадцатый век в экономическом и общественно-политическом плане – изначально эпоха капитализма. Ведь он начался с полного системного господства капитализма в мире, и вряд ли кто мог тогда предположить, хотя К.Маркс и Ф.Энгельс, коммунисты твердили об этом с середины XIX века, что уже на втором десятилетии нового века капитализму бросит вызов новая и противоположная общественно-политическая система, новый – второй мир – социалистический. Капитализм перестал быть единственным в мире.

Началась новейшая история – борьбы и сосуществования, соперничества капитализма и социализма. При этом опытный капитализм сумел приспособиться к новой мировой глобальной ситуации, он ради своего укрепления пошел даже на перенятие у социализма ряда положительных сторон, прежде всего в области труда, социальной жизни, обеспечения социальных благ трудового населения.

Как отмечал известный американский экономист В.В.Леонтьев, лауреат Нобелевской премии, “капитализм – весьма гибкая система... и в принципе возможно его приспособление” к реконверсии и другим ситуациям. В частности в США и других капиталистических странах неоконсерватизм как политическое течение способствовал высвобождению рыночных механизмов и форсированному внедрению достижений научно-технической революции, что дало новые импульсы экономическому развитию, повышению жизненного уровня трудящихся. Капитализм при всех разрушительных циклических кризисах, особенно мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., с особой силой поразившего США, доказал, что он вовсе не исчерпал резервов и потенций своего развития. К концу XX века он стал еще более мощной и могущественной экономической системой в мире. Из капиталистической системы он стал суперкапиталистической, из империалистической – суперимпериалистической.

В 1998 г. крупнейшие страны мира по важнейшему экономическому показателю – размерам валового национального продукта и паритету покупательной способности (ВНП по ППС), в млрд. долларов, располагались следующим образом: США – 7 783, Китай – 3 770, Япония – 3 076, Германия – 1 737, Индия – 1 599, Франция – 1 301, Англия – 1 222, Италия – 1 156, Бразилия – 1 039, Мексика – 765, Индонезия – 697, Канада – 659, Россия – 631, Корея – 618, Испания – 617, Турция – 412. Одновременно Китай занимал первое место в мире по темпам роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 1990-1997 гг. – 11,6% (США – 3,0%, Япония – 1,5%, Германия – 1,4%, Индия – 6,0%, Россия – минус 7,7%) и по темпам роста промышленного производства в 1990-1997 гг. – 16,3% (США – 4,3%, Япония – 0,7%, Германия – минус 1,0%, Индия – 7,2% Россия – минус 9,3%) [5].

Капиталистический мир ныне очень мощен, но его заметно теснят социалистический Китай и характеризующаяся независимой линией развития Индия.

Пожалуй, самой отличительной чертой XX века является то, что это – переходная эпоха, эпоха всемирно-исторических преобразований, трансформаций, поворотов. Причем поворотов и вперед – от капитализма к социализму, и назад – от социализма к капитализму.

Приведем определения эпохи XX века, данные научными коллективами и зафиксированные затем в документах Программы КПСС и Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 г.

Из Программы КПСС. “Современная эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе” [6].

Почти аналогичное определение из Заявления Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. “Наша эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, начатый Великой Октябрьской социалистической революцией, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических революций и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе” [7, с. 39].

Много в этих определениях верного, но ряд положений грешит преувеличениями, недиалектичностью, тем, что желаемое выдавалось за действительное, и это впоследствии сыграло отрицательную, трагическую роль.

Да, это есть эпоха переходная.

Да, прежде всего переходная от капитализма к социализму. Но не только, как показала в дальнейшем история.

Да, это эпоха борьбы двух противоположных общественных систем.

Да, это эпоха социалистических и национально-освободительных революций.

Но названные далее определенные тенденции и возможности общественного развития выдаются за абсолютные, действующие как бы безальтернативно, автоматически, как необратимые, не изменяемые, не поворачиваемые вспять, назад, в обратную, в противоположную сторону. Это недиалектично, не по-научному, не по-марксистски, не по-ленински. Ибо в истории, в общественном развитии всегда есть возможности разных поворотов событий в зависимости от обстоятельств и от активности субъективного фактора, о чем не раз предупреждал, особенно в последние годы жизни, В.И.Ленин.

По его словам, борьба нового мира и старого мира есть “состязание двух способов, двух формаций, двух хозяйств – коммунистического и капиталистического. Мы докажем, что мы сильнее. Нам говорят: “Ну, хорошо, вы устояли на внешнем фронте, начинайте строить, давайте строить и посмотрим, кто победит...”. Конечно, задача трудная, но мы говорили и говорим: “Социализм имеет силу примера”. Насилие имеет свою силу по отношению к тем, кто хочет восстановить свою власть. Но этим и исчерпывается значение насилия, а дальше уже имеет силу влияние и пример. Надо показать практически, на примере, значение коммунизма” [2, т. 42, с. 75].





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...