Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 25



1) Разрушение Содома и Гоморры. У богодухновенного Моисея сказано, что, когда двое из трех анге­лов, которым оказал гостеприимство патриарх Авраам, пришли в Со­дом, Лот сидел у ворот, через которые все входили в этот город (Быт. 19, 1). Археолог Фри пишет, что исследования показали: у ворот палестин­ских городов действительно были каменные скамьи, или сиденья, при­строенные к стене. На этих скамьях сидели те, кто ожидал прихода близких, или те, кому хотелось обсудить какое-либо дело или заклю­чить соглашение, — это было место встреч, споров по различным вопро­сам и торговых сделок. В ходе раскопок в Телль-эн-Насбехе (1926-1935) на месте бывшей библейской пограничной крепости Мицпа, про­водившихся под руководством В.Ф.Бейда, были обнаружены ворота, в которых «вытесан» ряд каменных скамей. (О Мицпе говорится в еврей­ском тексте книги Бытия (31, 49); она находилась примерно в двенадца­ти километрах к северу от Иерусалима.) Народ сидел на этих скамьях и решал свои торговые и общественные дела. У ворот было заключено со­глашение о браке Руфи и Вооза (Руфь 4, 1-2). У ворот ждал Давид вес­тей о своем сыне Авессаломе (2 Цар. 18, 24, 33). У ворот произносили свои пророчества пророки Израиля. По этой причине двери, или ворота городов, упоминаются в Ветхом Завете часто. «Археологические иссле­дования, — как пишет профессор Фри, — снабдили нас множеством све­дений о величине и вообще об устройстве городских ворот во времена Ветхого Завета и пролили свет на то, сколь важную роль играли они в жизни людей на Ближнем Востоке».

Встретив двух ангелов, Лот пригласил их к себе домой и оказал им гостеприимство. Но грешники — жители Содома — напали на дом Лота, требуя выдать им гостей. Когда же Лот ответил им отказом, те попыта­лись выломать двери его дома, навалившись на них все разом, но ничего из этого не вышло (Быт. 19, 9). Раскопки в Палестине предоставили ин­тересные сведения, поясняющие, как во времена Лота были устроены двери и как они охранялись, и подтвердили сообщение Писания. Когда археологи М.Г. Кайл и В.Ф.Олбрайт провели раскопки в местечке Телль-Бейт-Мирсим (в 1926-1930 гг.) и (позже) в древнем библейском поселении Давире (20 км к юго-западу от Хеврона), они обнаружили в слое, относящемся к середине бронзового века (2100-1600 гг. до Р. X.), следы мощных стен и больших дверей. В одном из домов сохранился на своем месте очень большой засов, по которому можно было судить, ка­кими прочными по своей конструкции были двери во времена Лота. Вслое, относящемся к раннему «второму» железному веку (900-600 гг. до Р. X.), попадались многочисленные дома и множество дверей, но до­вольно редкой находкой в этом слое был дверной засов. Это говорит о том, что в более поздние времена жители этих мест вместо дверей остав­ляли арочные проемы или завешивали вход в дом тканью. В период с 900 по 600 гг. до Р. X. правили цари Израиля и Иудеи, и потому в эту эпоху существовала сильная центральная власть. А в древние времена, во дни Авраама и Лота (2000 г. до Р. X.), такая власть отсутствовала. Потому-то и нужны были крепкие двери и мощные стены. Таким обра­зом, тяжелая дверь дома Лота полностью соответствует обстановке и обычаям того времени.

За эпизодом с двумя ангелами в доме Лота и жителями Содома в книге Бытия следует рассказ о разрушении Содома и Гоморры. Гово­рится о том, что Бог разрушил эти погрязшие в разврате города и всю округу, пролив с неба дождем огонь и серу. Согласно указанию Священ­ного Писания Содом и Гоморра были двумя из пяти важнейших горо­дов своей области (Быт. 14, 6). С точки зрения профессора Фри, указа­нием на место, где когда-то стояли эти пять городов, являются русла пяти рек с южной стороны Мертвого моря. По-видимому, продолжает Фри, каждая из этих рек снабжала водой один из городов. Кроме того, в результате археологических исследований южного побережья Мертво­го моря, в частности, соседнего местечка под названием Баб-эд-Дра, где, по-видимому, располагалось языческое капище жителей Содома и Го­морры, были обнаружены материалы, свидетельствующие о том, что около 2000 г. до Р. X. культурная традиция здесь внезапно оборвалась. Последние исследования такого рода, проведенные Нельсоном Глюком, показали, что и в Иордании примерно в 2000 г. до Р. X. имело место вне­запное прекращение культурной традиции. Глюк относит этот феномен к эпохе Авраама.

По замечанию профессора Китчен, мы, тем не менее, по крайней ме­ре, на данный момент не можем назвать точное время разрушения горо­дов долины Содома и Гоморры, происшедшего вследствие сильного землетрясения или страшного пожара, так как их развалины, очевидно, скрыты водами Мертвого моря, а близлежащее поселение Баб-эд-Дра, возможно, было разрушено еще в XXI веке до Р. X., то есть до гибели Содома и Гоморры. Когда-то воды, которые погребли Содом и Гоморру, были не столь глубоки. Но со временем вода прибывала, так как с севера в Мертвое море впадает Иордан, в то время как с юга из моря ничего не вытекает. В 1892 г. доктор археологии Кайл заметил небольшой остров у северного берега Мертвого моря. Позже вода поднялась и скрыла его. В 1924 г., проплывая на лодке над ушедшей под воду сушей, Кайл обнаружил, что толща воды над ней измеряется несколькими метрами.

С точки зрения археологии, на сегодняшний день к тому, что было сказано выше о гибели Содома и Гоморры, трудно что-либо прибавить. Однако некоторые сведения из области других наук (геологии, филоло­гии) мы все же сообщим, поскольку событие это стало почвой для скеп­тических и атеистических рассуждений. В публикациях фантастиче­ского свойства ставилась под сомнение историческая достоверность Священного Писания в данном вопросе. Один советский ученый даже утверждал, что эти города были уничтожены с помощью атомной энергии, так как в этой области будто бы находился склад атомного оружия знеземных цивилизаций!

Известно, что древние греки называли Мертвое море «Асфальтовым озером». Под названием Мертвое море оно впервые фигурирует у Павсания. Сведения об этом море встречаются, кроме Павсания, у Страбона, у Диодора Сицилийского и у иудейского историка Иосифа Флавия, который часто говорит о «Смоляном море». Арабы называют его сейчас Бахр Лут, что означает море Лота. Кроме того, «греки настойчиво гово­рят о ядовитых испарениях, наполнявших все окрестности этого моря. Арабы рассказывают, что уже очень много лет ни одна птица не может долететь до его противоположного берега. Совершая полет над озером, птицы через некоторое время внезапно падали вниз мертвыми».

Известно, что то место, где Иордан впадает в Мертвое море, нахо­дится на 388-400 м ниже уровня моря. Если учесть, что глубина Мерт­вого моря составляет 400 м, то дно его по отношению к уровню Среди­земного моря окажется на глубине 800 м! В то время как в обычной морской воде содержится 3,3-4 % соли, воды Мертвого моря содержат 30 % твердых примесей, из которых 25 % составляет хлористый натрий, то есть поваренная соль. Берега Мертвого моря лишены растительно­сти, вдоль взморья тянутся «пространства кристаллизовавшейся соли», и вдобавок к невыносимой жаре «воздух насыщен резким, едким запахом» серы. Финикийский жрец Санхунйатон в своей «Древней истории» пишет: «Долина Сиддимус (то есть Сиддим) опус­тилась и стала озером, которое постоянно дымится и совершенно без­жизненно, являя собой картину наказания и смерти, которые постигают грешников».

Геологическое строение этой местности имеет одну особенность: во­круг Мертвого моря вдоль его берегов расположены пласты мине­ральных солей. Один из таких пластов имеет 45 м в толщину и протя­женность 6 миль. Над ним расположен пласт серы, который может загореться от одной спички. В этом районе заметны следы горения неф­ти и битума (асфальта); видно также, что давным-давно здесь имел ме­сто разлом геологических слоев. Вся долина Мертвого моря сейсмиче­ски неустойчива и подвержена землетрясениям. Когда-то под Содомом было нефтяное месторождение с неисчерпаемым запасом природного газа. По-видимому, газ и нефть вследствие землетрясения вырвались наружу и воспламенились, произошел чудовищный взрыв, обрушивший сверху на города долины Сиддим горящую серу и смолу. Все это, смешанное с солью из пластовых отложений Мертвого моря, выпало с высоты, словно дождь, по всей долине. Произошло то, о чем говорится в книге Бытия: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли» (Быт. 19, 24-25). Это событие должно было случиться в период между 2000 и 1900 гг. до Р. X., то есть в дни Авраама и Лота. Так или иначе, Священное Писание подчеркивает, что разрушение двух погрязших в грехе городов было карой Божией и чудом, то есть сверхъестественным явлением, произведенным всемогущим Богом в тот момент, когда Тому было угод­но и каким Ему было угодно способом. Ведь Бог, как Творец мира, мог употребить законы творения, установленные Им Самим, а мог даже уп­разднить их на какое-то мгновение, чтобы исполнить божественный за­мысел спасения человека.

2) Период Плена Вавилонского. 597 г. до Р.Х. 556 г. царь Вавилона Небонид, библ. - Новуходоносор. Поклонялся богу луны Сина – культ арамейских племен. Рядовые иудее входил в состав военных полков. Высокое положение в государстве – Ахикар (Ахиахар) из книги Товит.

Итак, в Нововавилонском царстве отношение к плен­ным было практически таким же, как и в Ассирии: плен­ные иудеи были поселены на «царских землях» вдоль ка­нала Ховар, а знатные иудеи были приняты во дворец — сейчас даже найдены архивы придворной школы для де­тей пленных аристократов.

В сообщении об истукане на поле Деире (ср.: Дан. 3,1) долгое время не было понятно, что означает это на поле Деире? Деир, или Дур, было обычным обозначением кре­пости в Междуречье. Таким образом, речь могла идти об обширной городской площади внутри самого Вавилона. Таких площадей было две: одна на севере города, а дру­гая — перед огромным храмом Эсагилой. Скорее всего, идол был поставлен именно на площади Эсагилы. Над пло­щадью господствовал храм белого цвета с вычерненным цоколем и голубыми зубцами, стоявший среди зелени, в глубине двора, обнесенного массивной стеной. По сторо­нам ворот возвышались башни, как у врат Иштар. Вход в храм находился прямо против площади, и посетитель сра­зу мог увидеть в глубине ниши, против входа, идола. Он был поставлен так, чтобы первые лучи в день весеннего равноденствия могли упасть прямо на лицо. Изваяние бы­ло позолоченным.

Остатков самой статуи не сохранилось, но все же ар­хеология дает о ней представление. Найденные в Вави­лоне печати с посвятительными надписями IX в. до Р.Х. описывают Бел-Мардука в длинном одеянии, украшенном звездами; на шее у него ожерелье, уши необыкновен­но велики (у древних вавилонян именно уши считались вместилищем разума и духа). На голове Мардука высокий головной убор с короной из перьев. В правой опущенной руке он держит топор, в левой — символы власти: жезл и кольцо. Ноги Мардука погружены в первозданный океан. Рядом с ним сто­ит дракон Вавилона.

Для библеистов XIX в. большой проблемой было то, что до 1853 г. имя Валтасара, упоминавшегося в Книге пророка Даниила, не было найдено в Вавилонских табли­цах и Набонид считался последним вавилонским царем. Но в 1853 г. найдена была надпись на угловом камне хра­ма, построенного Набонидом в Уре: «Да не согрешу я, На­бонид, царь вавилонский, против тебя. И пусть мое почте­ние тебя живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына». И выяснилось, что Набонид значитель­ную часть жизни прожил вне Вавилона, которым правил Валтасар. Поэтому Даниил и фигурирует в своей Книге как третий властелин в царстве (ср.: Дан.5,29).





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 144 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...