Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 23. 1) Народы времени Авраама



1) Народы времени Авраама. Мир, в котором проходили жизнь, странствование и деятельность Авраама, теперь не является для нас загадкой благодаря археологии. Мир времен Авраама был неспокойным, жизнь в нем была напряжен­ной. После 2000 г. до Р. X. на протяжении веков он непрерывно менял­ся. И нам стоит познакомиться с этим миром, и тогда историческая правдивость Ветхого Завета и вера Авраама, которому пришлось бес­престанно скитаться по этой земле, вызовут еще большее изумление.

О шумерах и аккадцах-семитах мы уже говорили. Теперь перейдем к амореям — народу, который часто упоминается в Ветхом Завете, так как он обитал в Палестине, главным образом, в Иордании. Бесценное собра­ние текстов заклинаний (Execration Texts), обнаруженных в Египте, оторые датируются 1925-1875 гг. до Р. X., вместе с другой серией тек­стов — надписей на глиняных статуях, датирующихся 2-й половиной XIX в. до Р. X., в изобилии снабжает нас названиями городов и именами вождей племени амореев, продвигавшихся на юг Сирии и северо-восток Галилеи. Оттуда они отправились в Иорданию и Палестину. Известно, что израильтяне во время исхода из Египта одержали в Иордании побе­ду над аморейскими царями Сигоном и Огом (Числ. 21, 21-35), а также сражались с амореями в Палестине (Нав. 10 глава). В одном замеча­тельном египетском тексте рассказывается о некоем Синухете, египет­ском вельможе, который бежал в область, где обитали амореи, и жил у аморейского вождя, образ жизни которого напоминал то, что мы знаем о жизни Авраама, Лавана и Иакова.

Другой народ, упоминающийся в Ветхом Завете в связи с эпохой Авраама, — это хурриты, которых часто отождествляют с хорреями (Быт. 14, 6). Этот народ, происходящий с берегов Черного моря (с юга Кавказа), начал заселять окрестности реки Тигр около 2400-2000 гг. до Р.Х. Потом он продвинулся в северную Месопотамию и основал могу­щественные царства, как, например, царство Митанни. В знаменитом древнем хурритском городе Нузи было обнаружено множество над­писей, ранее сокрытых под земля­ными холмами. Они открыли пе­ред нами мир, обычаи которого были похожи на те, какие соблю­дал Авраам.

Хетты, или «хеттеяне», 46 раз упоминаются в Священном Писа­нии. Этот народ уже существовал во времена Авраама. Они пришли из Европы (хетты относились к индоевропейским племенам) и по­селились в Малой Азии, примерно в ста километрах от Анкары, близ современного Богазкёя. Там они смешались с неиндоевропейским по происхождению племенем хатти и от него получили наименова­ние хеттов. Нет точных сведений о том, говорится ли в Ветхом Завете о первых из них (хатти) или о вто­рых (хеттах). Во всяком случае, мы читаем, что Авраам купил пе­щеру для семейного погребения у Ефрона Хеттеянина (Быт. 23, 8-16). Весьма вероятно, как утверждают археологи, что в данном случае речь идет об одном из древ­них хеттов. Согласно надписям и текстам на глиняных табличках, обнаруженных в Малой Азии (они известны как «каппадокийские документы»), хетты около 2000 г. до Р. X. уже вели торговлю с ассирийцами. Ассирийские надписи, равно как и прочие письменные свидетельства, обнаруженные в Малой Азии, указывают на то, что хетты были великим народом. Сегодня благодаря археологии мы многое знаем об их культуре. В крупных американских университетах хеттский язык яв­ляется предметом специальных исследований.

Имена ветхозаветных патриархов и их родственников сопоставимы с тождественными им или одинаковыми именами, которые имеют тот же корень и встречают­ся в хеттских письменных памят­никах или текстах из Месопота­мии и Египта периода с XX по XVIII вв. до Р. X., а в некоторых случаях и более позднего време­ни. Так, имя Аврам сопоставимо с именем Ава(м)рам, встречаю­щимся на глиняных табличках из Дильбата; имя Авраам — с именем Абурахан, встречающимся в так называемых «текстах заклина­ний»; имя Иаков — с именем Якубиль; Завулон — с Завилану египетских и старовавилонских источников; имя Асир — с именем Асра, а имя (Мари)-Ямина из текстов города Мари, как принято считать, соответствует библейскому Вениамин. Все эти, сходные с библейскими, имена встречаются в период с XIX по XVII вв. до Р. X.

Кроме того, благодаря тем 30 тысячам табличек, что были найдены в городе Мари, мы узнали многое о хурритах, амореях и других народах, нам стали известны имена исторических лиц, названия городов и обы­чаи времен ветхозаветных патриархов. Оказывается, среди амореев в особенности были популярны имена, похожие на имя Иаков и Исаак. Имя собственное «Нахор» как название города встречается в «каппадокийских документах», в письменных памятниках из Мари и в поздней­ших ассирийских текстах. Город Нахор входил в провинцию Харран. Нам известны из текстов названия многих других городов этой области, и в некоторых случаях эти же названия употребляются как имя человека в Священном Писании. Например, это имеет место в случае с именами Серух и Фара. Поэтому археолог Олбрайт и сказал о 15-20-й главах книги Бытия, что «исторический скептицизм в данном случае не имеет под собой никакой почвы» и что «на стоявший перед нами вопрос об ис­торичности преданий о ветхозаветных патриархах дан окончательный ответ».

2) Иудея в составе эллинистических государств. Начался этот период с завоевания Александром Маке­донским земель персидской державы Ахеменидов, в со­став которой входила и Иудея 334 года. Поражение Дария III. 333 год – открытая дорога в Сирию и Финикию. 332 года захват Египта. 331 год захват Вавилонии. Иудеи безразлично отнеслись к гибели Ахеменидской державы и вполне благожелательно встретили в 332 г. до Р.Х. Александра Македонского, который разрешил иудеям сохранить их старые законы, т.е. полную автоно­мию и «ограждение» от внешнего мира.

Как раз к эллини­стическому времени относится построение самарянского храма, раскопанные остатки которого представляют собой квадратное сооружение с округлыми углами. Вход в храм находился в одном из углов, а Святое святых — в проти­воположном углу. Вдоль внутреннего периметра, по углам и посередине каждой из сторон, находились ниши.

После битвы при Ипсе в 301 г. до Р.Х., которой завер­шилась борьба преемников Александра — диадохов, Па­лестину захватил правитель Египта Птолемей Лаг, вклю­чивший ее в состав своей державы, однако в 200 г. до Р.Х. Антиох III включил страну в состав державы Селевкидов.

В период правления Селевкидов в Палестине происходила ин­тенсивная эллинистическая урбанизация. Постоянные контакты с эллинистическим миром (торговые пути) способствовали внедрению более передовой агротехни­ки, содействовали развитию ремесел и товарно-денежно­го хозяйства в Палестине. Все эти явления в меньшей сте­пени затрагивали Иудею, однако приобщение всей стра­ны к эллинистическому миру породило сдвиги также и в структуре иудейской гражданско-храмовой общины.

Она имела самоуправление, возглавляемое наследст­венным первосвященником и герусией («советом старей­шин») всего народа, на самом деле состоявшей из знати. Первосвященник был не только руководителем общины, но и представителем центральной власти, ответственным за сбор налогов и внесение их в царскую казну. Завоевав Палестину, Антиох III предоставил общине налоговые льготы: члены герусии, священники и храмовые слу­жители были полностью освобождены от всех налогов, а остальные получили освобождение на три года с последующим уменьшением налогов на одну треть.

Ухудшение же положения иудеев было связано со сле­дующими обстоятельствами. В державе Селевкидов ца­ри стремились установить династический культ, заявив о происхождении Селевкидов от бога Аполлона: они осно­вывали святилища царя и цариц, устанавливали особые жреческие должности. Со временем этот же культ они пытались насадить и в Иудее, что и привело вначале к Маккавейским войнам, а впоследствии — к независимо­сти Иудеи.

Начало же Маккавейских войн было спровоцировано событиями 168 г. до Р.Х., когда Антиох IV Эпифан оса­дил Александрию. Но вмешались римляне: римский по­сол прибыл в Египет и предъявил Антиоху требование немедленно уйти из Египта; посол, разговаривая с царем, начертил на песке круг, внутри которого оказался Анти­ох, и потребовал, чтобы тот дал ответ прежде, чем пере­ступит черту. Антиох не решился на конфликт с римля­нами — он вывел войска из Египта.

Остаток своего правления Антиох IV посвятил укре­плению власти в тех областях, которые еще оставались в составе его державы. Он отказался от политики Антиоха III, поддерживавшего местные самоуправляющиеся организации, и начал усиленную эллинизацию всех об­ластей царства в целях создания единой политической системы и единой религии. Тогда в Иерусалиме, на восточном склоне Западного холма (Верхний город), был основан греческий полис, названный в честь Антиоха IV Антиохией. В 167 г. до Р.Х. Антиох IV разрушил стены Иерусалима и соорудил цитадель для гарнизона (Акра), от которой, по свидетельству Н. Авигада, не осталось археологических следов: Акра была захвачена и полно­стью уничтожена Симоном Маккавеем в 141 г. до Р.Х. Эдикт Антиоха IV (167 до Р.Х.) под угрозой смертной каз­ни запретил соблюдение субботы, обрезание, жертвоприношение по Закону Моисееву; Иерусалимский Храм был превращен в храм Зевса Олимпийского, свитки Свя­щенного Писания сожжены. Столь непривычная для эл­линистических царей практика религиозных гонений вытекает из самой сущности конфликта в Иудее: посколь­ку главным в нем была борьба за и против «ограждения» от внешнего мира, то реакцией Антиоха IV стала попыт­ка уничтожения этого «ограждения».

Характером развернувшейся в Иудее борьбы объясня­ется также мученичество за веру: многие погибли, пассив­но сопротивляясь проведению в жизнь эдикта Антиоха Четвертого. Другие откликнулись на призыв Маттафии из священнического рода Хасмонеев активно бороться. Это положило начало восстанию (166-142 до Р.Х.), изве­стному как Маккавейская война. Интересной археоло­гической иллюстрацией этого времени является раско­панная в 1931 г. В. Олбрайтом и О. Селлерсом крепость Беф-Цур, переходившая из рук в руки при борьбе Макка­веев с Селевкидами. Найдены остатки неоднократных раз­рушений, хорошо датируемых благодаря множеству (око­ло 300) селевкидских монет, из которых около 120 — с именами Антиоха IV Эпифана и Антиоха V Эвпатора.

Действия повстанцев, основной базой которых явилась Иудея, были настолько успешными, что в 164 г. до Р.Х. Антиох IV обратился к ним с посланием, в котором потре­бовал прекращения вооруженных выступлений, обещав, что тем повстанцам, которые вернутся домой, будет га­рантирована амнистия и что иудеи смогут употреблять свою пищу и хранить свои законы, как и прежде. Посла­ние явилось официальным отказом от религиозных гонений и обещанием восстановить автономию иудейской об­щины. Однако повстанцы отвергли предложение царя.

Осуществлению цели Хасмонеев — достижению пол­ной независимости — способствовали два обстоятельства. Первое — поддержка повстанцев Римом, заключившим в 161 г. до Р.Х. договор с Иудой Маккавеем о взаимной помощи в случае войны, что явилось признанием повстан­цев самостоятельной политической силой. Второе — на­чавшаяся после смерти Антиоха IV борьба в державе Се­левкидов за престол, в ходе которой претенденты иска­ли у повстанцев поддержки, предоставляя им взамен весьма существенные привилегии — в рамках сохранения

Иудеи в составе Селевкидской державы. Однако эта держава на глазах распадалась, и Хасмонеи, особенно Симон, возглавивший борьбу после гибели Иуды и его брата Ионафана, все настойчивее добивались полной независимости, начав уже чеканить собственную монету. В 142 г. до Р.Х. сирийский царь Деметрий II освободил Иудею от уплаты всех налогов и предложил заключить мир с ней — фактически как с равной стороной.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...