Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Место и роль правового освоения в науке теории права



Для рассмотрения места и роли правового освоения в науки теории права необходимо обратиться к ее основным фундаментальным характеристикам. Подробно и последовательно изучить теорию права, систему ее науки, выделить основные элементы, определить их соотношение, взаимосвязь и взаимодействие с правовым освоением. Данный путь исследования позволит проанализировать основные направления взаимосвязи и взаимодействия науки теории права с правовым освоением.

Наука теория права является одной из составных частей в системе юридических наук. Ориентируется на познание предмета, объекта, методологии, правовой действительности в целом, которая складывается в сфере действия норм (источников) права. Детальное изучение понятия науки теории права обусловлено внутренней конструкцией и включает, на взгляд автора, ряд элементов, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Традиционно под теорией права как наукой понимается система знаний о праве. По мнению А.В. Полякова под наукой теорией права понимается раздел философии права, претендующий на всеобщность и достоверность правового знания[57].

Существуют другие подходы к пониманию науки теории права. По мнению В.С.Нерсесянца, наука теория права - это определенный способ производства и организации знаний о праве, о тех объектах, изучением которых она занимается[58]. Данное понимание науки теории права продолжает развитие существующих положений и догм теории права. Они являются результатом творческой работы ученых, владеющих определенными способами исследования, в результате которых к уже имеющимся знаниям прирастают новые, чем и обеспечивается последовательное развитие науки теории права.

Наука теория права связана с зарождением идеи общего права и его эволюцией. Она имеет естественно-правовую направленность. Включает идеалы человечества, ценности цивилизации и культуры, основы правового государства и гражданского общества[59]. В давнейшем, в ходе развития того или иного государства, в процессе становления конституционного строя данные идеалы находят воплощение в праве и практике государств, осуществляются в правовой действительности.

Теория права как наука познает право того или иного государства, конституирует категориальный (понятийный) аппарат. Создает сложные конструкции теории права – концепции, теории, парадигмы, доктрины. Систематизирует правовую информацию и правовое знание.

Теория права связана с объяснением правовых моделей и форм их реального воплощения – правовых норм и правоотношений[60].

В теории права предмет науки рассматривается с точки зрения единства теоретико-познавательной и практически-прикладной функций. Выделяются следующие элементы: закономерности права, догмы права, техника юриспруденции[61]. Ряд ученых расширяет предмет исследования и включает в него различные направления правовой жизни, правовую действительность и общие специфические элементы развития, основные признаки и черты[62].

Наука теория права является более общей категорией по отношению к явлениям и процессам, происходящим в праве. В теории права образуются объективные знания о явлениях и процессах, происходящих в праве. Теория права решает задачи по анализу философско-теоретических и методологических проблем, в рамках которых осуществляется правообразование, правопонимание, правовое освоение теории права в контексте европейской и отечественной юридических традиций.

Таким образом, современная наука теория права наряду с объектами окружающего мира включает в сферу своих исследовательских интересов широкий круг собственных средств, процедур, форм и условий познания. Современные научные исследования включают основания выделения предмета науки, схемы объяснения и процедуры исследования, субъектов научного познания и вопросы реализации научного познания[63].

Элементами системы науки теории права являются сам предмет, объект; методология, онтология, гносеология, антропология, аксиология; юридический инструментарий, юридические технологии. Обратимся к характеристике каждого элемента в отдельности.

Традиционно в литературе под предметом теории права как науки понимают право. Теория права рассматривает свойственные предмету закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее законодательство, анализирует функции и роль правовых институтов. Она изучает не только правовые нормы, правоотношения, но и юридические процессы.

Наука теория права конструирует систему категорий, наполняет их содержанием, раскрывает их сущность и при этом непрерывно расширяет и углубляет правовое знание. Сам процесс познания начинается с изучения и осмысления таких явлений, как правосознание, естественные права и свободы человека, правовые нормы и правовые отношения и, таким образом, обращается к правовой действительности[64]. Данная наука существует в правовой сфере. Исследования проводятся с помощью правовых методов, а наука имеет юридический, правовой характер[65].

В литературе подходы к предмету науки теории права разнообразны. Так, Д.А. Керимов в предмет науки теории права включает две составные части: социологию права и философию права. Основное различие данных частей заключается в специфике гносеологического и онтологического изучения. Именно поэтому социология и философия права составляет единый предмет науки теории права[66]. По его мнению, современная наука теория права представляет социологическое истолкование права, поскольку онтологически изображает объективную диалектику правовой действительности, ее реального развития, изменения и преобразования.

Современная теория права стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами происходит само познание правовых явлений и какова их гносеологическая природа. Постепенно возникает и развивается новое направление в науке теории права, которое можно охарактеризовать как логика, диалектика и теория познания правового бытия, правовой материи[67].

По мнению А.В.Полякова, предмет науки теории права следует охарактеризовать как результат тематизированной рефлексии об объекте науки, получивший текстуальную форму выражения. Тематизация рефлексии указывает на заданный ракурс исследования объекта. Текстуально-коммуникативная форма ее выражения указывает на форму знаковой системы как сообщения, предназначенного для передачи другим, и признанного в рамках научного сообщества. Познание онтологической составляющей права является смысловым центром общей теории права, однако этот центр тесно связан с периферией, включающей в себя иные аспекты правовой действительности, за счет чего предмет теории права может расширяться в соответствии с той или иной складывающейся концепцией правопонимания[68].

В.С. Нерсесянц предметом науки теории права считает общую теорию всей юриспруденции как единой, самостоятельной, системно целостной науки. Предмет науки теории права включает общенаучные основы всей юриспруденции, ее систему и структуру, ее онтологию, гносеологию и аксиологию[69].

В.К.Бабаев считает, что теория права как наука представляет собой систему знаний о праве, его глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями и науками. Система теории права как науки обусловлена системой изучаемых социально-правовых явлений и максимально к ней приближена[70].

Другие авторы рассматривают предмет теории права более глубоко. Прежде всего, понятие предмета они связывают с категориями “власть” и “свобода”[71]. На философском уровне данные категории находят методологическое понимание как должное и сущее. Свобода недостижима без осознания необходимости подчинения. Власть не может обеспечить прогресс общества и государства и права без признания самостоятельности общества и государства и права.

Власть и свобода в предмете теории права трансформируются в “политическую, публичную, государственную власть” и “гражданскую свободу” и в таком понимании получают отражение в правовой действительности[72].

Существует точка зрения, что предметом теории права являются наряду с общеизвестными знаниями о праве институты гражданского общества: провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, народовластие, равенство прав и свобод человека, личная неприкосновенность, свобода мысли и т.д.[73]

Обобщая сказанное выше, и выражая авторскую позицию, предмет теории права включает в себя изучаемые объекты правовой действительности, выявляет новые свойства, признаки и характерные черты, теоретически обобщает элементы правового знания.

Предмет науки теории права включает в себя изучаемые объекты правовой действительности: теории, концепции, категории, конструкции, доктрины, парадигмы, явления и процессы правового знания, как окончательно оформившиеся в реальности, так и существующие в процессе создания и преобразования, правопонимания и правового освоения.

При анализе предмета науки теории права необходимо обратиться к объекту. Объект и предмет познания – различные явления. Например, объект присутствует в правосознании, правоотношениях и нормах права, правотворчестве, а предмет связан с научным знанием о нормах и отношениях, получает оформление в научных источниках. Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет и объект науки теории права взаимосвязаны друг с другом. При этом предмет данной науки объединяет и цель познания правовой действительности, т.е. непосредственного объекта изучения, и промежуточные результаты в достижении такой цели, и содержание правового знания, складывающееся в процессе приближения к цели.

В тоже время объект и предмет изучений – явления разнопорядковые. Одно из них относится к праву и объективируется в правопонимании, правотворчестве, правообразовании, правореализации, другое к научному знанию о правопонимании, правотворчестве, правообразовании, правореализации. Кроме того, необходимо дифференцировать и изучаемые наукой объекты, требующие преимущественно либо правовых, либо политологических подходов к исследованию. В первом случае – это урегулированные нормами права общественные отношения, во втором – явления и процессы реальной жизни, имеющие место в соответствующей сфере функционирования государства.

Правовое освоение оказывает влияние на предмет и методы науки теории права. Для того, чтобы обозначить место правового освоения в системе науки теории права, необходимо обозначить место правового освоения в предмете и методах науки теории права.

Место правового освоения в предмете определяется понятием, целями, задачами, принципами правового освоения. Правовое освоение как понятие и концепция являются одним из элементов предмета науки теории права. Как элемент предмета науки теории права правовое освоение характеризуется тем, что связано с всесторонним анализом аспектов правовой жизни общества. Многие вопросы науки теории права могут рассматриваться с помощью методологического инструментария правового освоения. В этом смысле, «традиционные» предметы науки приобретут новые характеристики.

Потребности познавательного процесса и практического освоения человеком окружающего мира обусловливали выработку определенных методов достижения этого. Человек вынужден связывать свои действия со свойствами и закономерностями существования тех вещей, с которыми он имеет дело даже тогда, когда он еще не осознал самостоятельного значения метода в своем процессе познания и практической деятельности. Методология как учение о принципах построения, формах и методах познавательной деятельности[74] первоначально присутствовала в практических, а также познавательных формах взаимодействия людей с объективным миром. Правовое освоение активно взаимодействует с каждым методом познания, так как и мыслительный процесс и практические преобразования предмета требуют приемов способов и средств освоения.

Место правового освоения в методах науки теории права определяется рядом обстоятельств. Миропонимание ученого предопределяет процесс познания, обосновывает цели и задачи изучения предмета и, во многом, полученные результаты. Философские понятия и категории, выступающие в качестве отправных логических форм познавательного процесса, позволяют раскрывать сущность правовых явлений и процессов, выстраивать систему понятий и категорий науки теории права.

Метод становится самостоятельным объектом анализа уже в философских системах Греции, Индии, Китая. Мыслители выдвигали тот или иной метод и отстаивали его преимущественно перед другими в зависимости от задач, которые стояли перед разрабатываемыми ими теоретическими подходами к изучению окружающей действительности.

В эпоху ранних буржуазных революций в Европе методы познания начинают систематически и специально разрабатываться и изучаться. Так, Р.Декарт предлагает свой рационалистический метод[75]. Его метод включает четыре правила: 1. признавать истинным только то, что очевидно, т.е. представляет уму ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; 2. делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить; 3. продвигаться от простого к сложному; 4. охватывать при рассмотрении максимально большое количество явлений[76]. Таким образом, по Р.Декарту методологически исходным пунктом исследования являются аксиомы как самоочевидные истины.

Методом, формировавшимся в значительной мере как отрицание рационализма, был эмпиризм. Основа эмпиризма, заключается в том, что источником знания является человеческий опыт, сложилась задолго до семнадцатого века, появилась в древности. Сторонниками идеи получения знания в результате опытных восприятий были Дж. Локк, Т.Гоббс. Следует отметить, что для эмпириков подлинным источником настоящего человеческого знания служит именно опыт, экспериментальные данные, позволяющие проверить правильность теоретических построений, выполненных благодаря наличию врожденных знаний.

Существование рационализма и эмпиризма в Новое время в Европе характеризовалось постоянной борьбой между ними. Рационализм и эмпиризм оказывали воздействие на формирование различных частнонаучных методов исследований.

В эпоху немецкой классической философии противоречия между рационализмом и эмпиризмом были преодолены в рамках появившегося диалектического метода познания. В работах представителей немецкой классической философии (И.Канта, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегеля) методологические аспекты диалектики в идеалистическом варианте занимали ведущее место. Следующим этапом в развитии гегелевского метода познания стала материалистическая диалектика. Характеристика метода материалистической диалектики будет дана ниже.

Новое время характеризовалось не только возрастанием интереса к методам познания, но и обращалось к развитию частнонаучных методов.

С начала ХХ в. процесс выработки новых методов в различных областях знания приобретает все большее значение. Прежде всего, получили развитие системные подходы и исследования.

Так, свою концепцию отделения научного знания от ненаучного выдвинул К.Поппер. Он полагал, что некоторое утверждение считается объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и начальных условий[77].

В ХХ веке усилилась тенденция к усложнению и повышению теоретической и практической значимости методологических исследований. В этом смысле, подходы к методологии связаны с онтологией и гносеологией явлений. Гносеология ориентирует науку на осознание роли внутренней организации процесса познания, выявление множественности оснований и форм познания. В рамках гносеологии становятся важными условия, дающие возможность избирать формы познания, адекватные поставленной задаче.

В процессе развития научных исследований гносеология перерастает в методологию, которая переносит центр тяжести научной рефлексии на средства познания в самом широком смысле этого слова. Наука оказывается ориентированной на исследование существующих и создание новых средств познания - категорий, понятий, методов и процедур исследования, схем объяснения действительности и т.д. Потребности науки и соответствующий им тип рефлексии приводят к систематическому производству средств познания. Наблюдается двоякий процесс: с одной стороны, растет специализация в разработке методов, а с другой стороны, характерным становится процесс построения нормативных и ценностных теорий с развитым формальным аппаратом и практически универсальной областью применения[78]. Во всех областях знания все больше и больше внимания уделяют методологическим проблемам. В отечественной юриспруденции обобщаются отдельные достижения в данной сфере. И если в середине 60-х гг. нашего столетия М.С.Строгович с уверенностью писал, что никакой особой "юридической методологии" в отечественной государственно-правовой науке не создано[79], то сегодня трудно согласиться с категоричностью подобного утверждения. В отечественной юриспруденции за тридцать лет была проделана значительная методологическая работа. Однако она не привела пока к решению всех важнейших вопросов в данной области. Был разработан и изучен целый ряд методов, характерных как для системы науки теории права и юридической практики в целом, так и для отдельных отраслей права, а, кроме того, показана специфика применения философских, общенаучных и других не специфически юридических методов к правовой сфере.

Применяя различные методы для познания окружающей нас действительности, необходимо помнить, что каждый метод имеет некоторый потенциал, позволяя нам осваивать и преобразовывать ту или иную сторону этой действительности, но в то же время он имеет и определенные ограничения, заложенные в самом существе каждого из методов.

Традиционно метод представляет познавательный процесс, основными компонентами которого являются объект познания (чувственный, обыденный, донаучный) и его отражение. Задачи метода направлены на установление внешних связей, признаков и свойств объекта. Место правового освоения в методах познания определяется в том, что необходимо обобщить и преобразовать внешние связи, признаки и свойства объекта на рациональном и теоретическом уровне. Определить освоенную и преобразованную сущность правовых объектов. Формализовать соответствующие правовые категории. Сконструировать научные теории, концепции, учения. Сравнить полученные результаты с опытом исследования, их дополнить, изменить, развить и внедрить в юридическую практику и правовую действительность[80]. В науке теории права под методом понимают способ философско-теоретического освоения фактического материала, правовой действительности, общий подход к исследованию[81], который основан на диалектико-материалистической системе общих, специальных и частных методов познания[82].

Метод материалистической диалектики является одним из универсальных и господствующих философских методов, используемых, в том числе и для познания государства и права. Он позволяет рассматривать такие сложные явления, как право, политика, государство в условиях постоянного развития, взаимодействия материального и идеального, обеспечивая материалистический подход к указанным явлениям. Метод материалистической диалектики дает возможность разобраться в непростых субъект объектных отношениях и особенностях реализации законов диалектики в обществе, где в отличие от природы эти законы претворяются в жизнь, преломляясь в действиях человека, не теряя при этом своего объективного характера.

Метод материалистической диалектики рассматривается как стержень методологии науки теории права. В методе материалистической диалектики получают разработку общие требования, которые являются обязательными при философско-теоретическом и практически-прикладном правовом освоении. Учитываются требования всесторонности в исследовании. Имеют значение требования о раскрытие сущности правовых явлений, единства логического и исторического, анализа и синтеза, объективности и т. д.[83]. Исследование теоретических проблем правового освоения с позиций материалистической диалектики позволяет всесторонне, полно, объективно рассмотреть правовые понятия, категории, концепции, конструкции, гипотезы, доктрины, парадигмы, явления и процессы. Изучить правовое освоение как категорию науки теории права, категорию теории права, вид юридического процесса, принцип и частно-научный метод познания. Выделить его общие признаки, функции, взаимосвязи и взаимодействия с основополагающими категориями теории права.

Место правового освоения в методе материалистической диалектики определяется специфическим инструментарием освоения, который воздействует на данный познавательный процесс. Правовое освоение в методе материалистической диалектики позволяет материализовать идею и наполнить ее конкретным содержанием. Преобразовать таким способом идею в концепцию, доктрину, парадигму и обратиться к их структуре, выделить составляющие элементы и закономерности строения. В соответствии с обозначенными закономерностями выявить причинно-следственные, системные и структурно-функциональные зависимости. Закономерности также находят проявление в эмпирических данных о правовых объектах. Однако главным является только получение не внешних характеристик правовых явлений, но и их внутренней сущности. Здесь на помощь процессу познания приходит абстракция, которая обозначает начало исследовательского процесса, позволяет обнаружить признаки исследуемого правового явления, выразить новые качества признаков, увидеть их связи, отношения и внутренние противоречия[84].

В этом смысле само правовое знание постоянно развивается, и каждый новый этап в движении общества – это новая ступень в его развитии. Правовое знание использует основные категории: общее и особенное, форма и содержание, явление и сущность, причина и следствие. Следует отметить, что ведущими категориями познания права является форма и содержание. Форма представляется обоснованным и опосредованным правовым бытием, существенной определенностью предмета, тем, что отличает одно явление от другого. Содержание само формируется по закону сущности. Содержание определяет форму, которая, в свою очередь, опосредует содержание, так как оно не может формироваться произвольно. Форма существует в политических, юридических и других отношениях. Например, право как разновидность формы превращает общественные отношения посредством норм права в правоотношения.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования. Этот метод исторически возник раньше материалистической диалектики, но нисколько не утратил своей актуальности и важности и в настоящее время. Именно абстрагирование позволяет открывать категории. Абстрагироваться - значит отвлечься от содержания конкретного явления, сознательно упустить из вида многочисленные стороны и черты явления, и выявить типическое, наиболее характерное и существенное в явлении, определить закон существования явления, т.е. раскрыть категорию. Таким образом, без абстракции выйти на категориальный уровень правового освоения невозможно. Другими словами, движение познания идет по спирали и в одном направлении, а в рамках правового освоения от возможного к действительному. Причем на первом этапе осуществляется восхождение от эмпирически конкретного к абстрактному, а на втором продолжается восхождение от абстрактного к понятийно-конкретному.

Место правового освоения в методе абстрагирования имеет в большей мере прикладной характер, поскольку играет роль логического инструментария в изучении правовых явлений. Заключается в том, что данный метод применяется также при изучении структурных составных частей науки теории права - от понятия к категории, от идеи к концепции, доктрине, парадигме. Позволяет выявить, обобщить, систематизировать, формализовать разрозненные конкретные знания в абстракцию, и получить всестороннее, глубокое и достоверное знание на новом уровне о предмете науки теории права.

Исторический метод фактически представляет собой исторический подход как метод познания. Он требует конкретно-исторического подхода к правовым категориям, нормам и политической практике. Историческая обусловленность правовых категорий и институтов позволяет лучше понять их содержание, истоки и перспективы развития. Исторический подход предполагает рассмотрение правовых категорий и институтов не только в рамках определенной исторической эпохи, но и в границах данного государства, т.е. с учетом воздействия на них местных традиций, политической и правовой культуры и т.п.

Место правового освоения в историческом методе заключается в восстановлении генетических связей явлений, во многом предопределяет современное состояние науки теории права. Обуславливает преемственность в науке теории права и правовом знании. Позволяет выделить этапы эволюции, проследить внутренние процессы их развития, выявить закономерности. Таким образом, правовое освоение участвует в формировании исторического знания о науке теории права.

Структурализм или структурный метод первоначально возникает в качестве альтернативы историческому подходу. В рамках структурализма на первое место выходят не исторические, а синхронические исследования объекта, изучение его строения, вычленение составляющих данный объект составных частей и устойчивых связей между ними. Отметим, что такой подход к изучению явления позволяет использовать для анализа категориальный аппарат, так как выявляемая структура и функциональные зависимости внутри него достаточно легко формализуются, а значит, доступны и удобны для описания.

В рамках структурализма сформировался подход, который трактует структуру не просто как одномоментное строение объекта, а рассматривает сущность структуры как аспект системы, что требует для подлинного раскрытия структуры изучения разнообразных состояний и связей системы. Правовое освоение в структурном методе позволяет дифференцировать правовое знание. Обозначить и преобразовать связи между отдельными его частями. Служит достижению общего результата, доказывая целостность и системность науки теории права.

Системный анализ является доказательством эффективности и актуальности методологии. Системный анализ уже к концу 60-х гг. получил широкое распространение как практически ориентированный метод для разрешения проблем в самых различных областях человеческой жизнедеятельности. При этом методологические приемы и процедуры, используемые в рамках системного анализа, унификации не поддаются. Для каждой конкретной задачи или, по крайней мере, группы близких и взаимно переплетающихся задач, в процессе приложения системного анализа строится самостоятельная методология. Характеризуя системный анализ, можно говорить лишь об общих методологических принципах, на которых этот анализ основан[85].

Системный анализ применяется для решения сложных, комплексных задач, где объект представляет собой некую систему, а задача требует системного решения. В силу этого многие принципы его использования совпадают с основными установками системного подхода, о чем уже говорилось выше. В ходе анализа строятся модели - математические, графические, физические. Следовательно, применяются приемы моделирования, характерные не только для данного метода. Сохраняются требования целостного подхода к решению задачи, направленной на максимальную эффективность, учета многоаспектности и многофакторности объекта не сводимости свойств объекта к совокупности свойств его составных частей. В системном анализе существует постановка проблемы и строительство методологического каркаса анализа. Следовательно, от правильности постановки проблемы зависит верность используемых методов, приемов и процедур анализа, а значит и успешность решения соответствующей задачи[86]. Системный анализ широко применяется в науке теории права, так как сама наука представляет собой систему.

Место правового освоения в системном анализе заключается во всестороннем исследовании такого сложного и многопланового феномена как предмет науки теории права. Предполагает различные пути и способы систематизации и классификации, которые позволяют раскрыть те или иные стороны предмета науки теории права. Играет огромную роль в познавательном и практически-прикладном освоении предмета.

Социологический подход представляет собой использование приемов выявления причинно-следственных связей в изучаемой правовой действительности, а также выяснении предопределенности права – социальными и политическими явлениями. Применение социологического подхода позволяет раскрыть содержание явлений и процессов, закрепленных в текстах права и действующем законодательстве. Показывает социальную определенность правовых установлений и последствия их реализации.

Место правового освоения в социологическом подходе формализует исследование правовых норм и правоотношений. Раскрывает содержание явлений и процессов, регламентированных нормами права. Показывает социально-политическую определенность правовых установлений и последствия их реализации. Позволяет с социально-политической позиции оценить институты правовой действительности, наполнить правовые абстракции социально-политическим содержанием.

Сравнительно-правовой метод является одним из юридических методов. Конечно, сравнительный метод может применяться не только для познания права, но и для исследования иных объектов. Однако, как только выясняется, что же такое сравнительный метод вообще, что общего у сравнительных методов, прилагаемых к различным объектам, то окажется, что речь идет о значении сравнения, об определении сравнения, о критериях сравнимости и т.д. Но это - лишь общий методологический подход к сравнительно-правовому методу, но не сам метод[87].

Действительно, сравнению подвергаются такие вещи, как конституционность, иерархичность, имплементация правовых норм и т. п. с применением соответствующих приемов, что совершенно бессмысленно для других нормативных систем (морали, религии и т.д.).

Сравнительно-правовой метод позволяет выявить общие тенденции и закономерности правового развития различных стран и проявление их в специфических условиях отдельных стран. В различных странах сходные процессы могут проходить с разной степенью интенсивности, искажаться воздействием специфических местных факторов. Сравнительно-правовой метод раскрывает общее в правовом развитии, т. е. объективный социальный закон и его конкретное проявление в специфически единичных условиях отдельно взятой страны, другими словами - особенное. Отказ от учета индивидуальных особенностей отдельной страны приводит к искажению каких-либо программ на практике, что чревато для этой страны тяжелыми последствиями. Абсолютизация же этих индивидуальных особенностей и отказ от изучения опыта других стран влечет за собой антинаучный подход к проблемам данной страны, что также на практике заканчивается для нее весьма неблагоприятно.

Место правового освоения в сравнительно-правовом методе обращено к исследованию как правовой системы в целом, так и ее отдельных категорий, явлений, процессов в теории права.

Метод юридической герменевтики, в широком смысле, связан с характером толкования юридических текстов, в которых зафиксированы как правовые нормы, так и правовая догмы[88]. Юридическая герменевтика охватывает как рациональные приемы, так и иррациональные приемы толкования юридических текстов. Например, формально-догматический способ толкования правовых норм выступает как частный случай юридической герменевтики.

В методологическом плане герменевтика рассматривается как метод познания, в основе которого лежит принцип герменевтического круга, требующий учета взаимосвязи части и целого и означающий движение в процессе понимания от общего к частному, и наоборот: понимание целого складывается из понимания отдельных частей. В этом смысле, понимание – это движение по кругу, смысл которого заключается в постоянном возникновении и разрешении противоречий между частью и целым, между частным и общим, между второстепенным и главным.

В правовой сфере герменевтика рассматривается как процесс познания правовой системы и составляющих ее элементов. Понять особенности источников права, правоотношений, юридической практики, правосознания, правовой культуры возможно только через анализ особенностей правовой системы в целом. Одновременно для характеристики всей правовой системы необходимо понимать смысл и значение составляющих ее элементов.

Итак, рассмотренные выше методы, естественно, не исчерпывают всего методологического многообразия. Главное заключается в том, чтобы показать, на какие методы опирается именно настоящее исследование, какова суть этих методов в нашем понимании, какое место занимает правовое освоение в каждом методе познания.

Место правового освоения в системе науки теории права заключается в соотношении его с предметом и методами этой науки. Наука теория права выражает результат мыслительного процесса, ориентированный на специфику правовых понятий, явлений и процессов, присущих правовому знанию и правовой действительности. Правовое освоение осуществляет преобразования в науке теории права, трансформирует понятия, явления, процессы с помощью предмета и методов из правового возможного в правовое действительное.

Само понятие права является и целью, и результатом познания. Предмет науки непосредственно связан с понятием права, что способствует более глубокому, системному познанию объектов правовой действительности, ориентирует процесс познания и создает категориально-понятийную характеристику правовой действительности.

В процессе преобразования объектов правовой действительности из возможного в действительное осуществляется подробное изучение новых свойств и признаков права, происходит систематизация отдельных элементов права в единое целое.

Развитие науки теории права в рамках правового освоения приведет к расширению дискуссии о ее предмете в рамках позитивизма и естественного права, окажет влияние на систему правового знания и совершенствование категориального аппарата как науки теории права в целом, так и теории права как учебной дисциплины в частности[89].

Одной из основных задач познания является получение обоснованных и достоверных знаний о явлениях и процессах, которые нас окружают и происходят в обществе. Познание права в дальнейшем будет осуществляться в рамках правовых характеристик действительности, описания его в понятиях и категориях, максимально приближенных к реальности от правопонимания к правовому освоению.

Думается, что предмет науки теории права обогатится за счет методологического инструментария правового освоения. Возникнут предпосылки к разработке и обоснованию новых понятий и категорий, которые станут ее смыслообразующими центрами. Правовое освоение от возможного к действительному приведет к осмыслению и преобразованию “живых” правовых явлений и процессов, правовой действительности на новом теоретико-познавательном уровне.

Целью правового освоения является постижение в процессе изучения сущности и смысла правовой действительности в направлении развития исследования от правового возможного в правовое действительное. Поставленная цель достигается посредством обоснования задач, принципов и функций, условий востребованности правового освоения. На достижение цели оказывает влияние место правового освоения в системе науки теории права.

Место и роль правового освоения в науке теории права, кроме предмета и методов науки теории права, определяется тем, что, как научная категория правовое освоение является одним из элементов системы науки теории права. Оно осуществляет преобразование осмысленного, обобщенного знания в структуру науки.

Правовое освоение осуществляет преобразования в предмете науки теории права. Изменения и преобразования предмета в рамках правового освоения заключается в том, что понятие и категория обобщающего абстрактного характера превращается в знание о конкретном понятии и категории. Не сформировавшаяся абстрактная категория является предметностью, не достигшей целого, не может превратиться в знание о конкретной категории. Речь идет об абстрактной категории, которая сконструирована перспективно либо ретроспективно. На самом деле абстрактная категория должна быть способна, приближаться к истине, разворачиваться в правовом знании, адекватно воспроизводящем реальность[90]. Если абстрактая категория не соответствует указанным требованиям, то она навязывается реальному бытию правового знания и правовой действительности.

Таким образом, не сформировавшаяся абстракция может отличаться от предметности. То, что существует как предметность, может не быть действительным, поскольку исторически пережило себя. Оно еще существует, но уже перестало быть в действительном смысле исторической необходимостью и поэтому уйдет. А то, что возникает, и еще не воплотилось – не сформировавшаяся абстракция, может быть действительным, так как необходимо будущему.

В рамках науки теории права подобное явление следует назвать частичной перестройкой иерархии категорий права, переходом категорий права из одного качественного состояния в другое, от правового возможного к правовому действительному. Запаздывание процесса развития категорий теории права происходит не только тогда, когда появляются новые категории, но и в том случае, когда старые категории отмирают.

Речь идет о расширении и взаимодействии правового знания с другими видами знания при помощи правового освоения. Затем идет неизбежное абстрагирование от этой непосредственной данности, а синтез абстракций дает результат – преобразование абстракций в новую конкретность. Исследование предмета неизбежно углубляется, абстрагируется в связи с построением системы науки теории права и правового знания.

Место правового освоения в предмете и методах науки заключается в том, что правовое освоение осуществляет формализацию преобразованного знания в доктрины, парадигмы и теории, концепции, идеи, конструкции.

Онтологические, гносеологические, аксиологические, антропологические особенности активно влияют на определение места правового освоения в системе науки теории права.

Так, например, антропологические особенности правового освоения показывают критерии преобразования элементов системы науки теории права с точки зрения гуманитарной сущности, назначений человека и человечества. Правовая антропология понимается как, гуманитарная сущность, назначение человека и человечества. Она осуществляет научный анализ правового бытия человека в действительности, в том числе и правовой[91]. Правовая антропология существует как научное направление, предметом изучения которого является правовое бытие человека, его правовая деятельность, специфические связи и отношения с правовым государством, социальной и личной свободой.

Антропологические особенности правового освоения проявляются в преобразовании естественного права, естественных прав и свобод их нормативном обеспечении и формализации в текстах права – источниках.

Онтологические особенности правового освоения связаны с правовым бытием. Проявляется в процессе правового познания и преобразования общественных отношений. Онтология – это совокупность потенциальных объективаций, интерпретаций, множество принципиальных допущений о том, что, возможно, является созданием теории.

Онтологические особенности правового освоения обуславливаются заданием, обоснованием, преобразованием субстантивных постулатов, очерчивающих образ, понятие, составляющее мысль правовой сферы. Назначение онтологических особенностей правового освоения заключается в преобразовании права с помощью категориального аппарата системы науки теории права[92].

Гносеологические особенности правового освоения, заключается в том, что это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Особенности гносеологии заключаются в изучении предпосылок и условий достоверного преобразования правовых явления, понятий, категорий, процессов на уровне науки теории права в доктрины, теории, парадигмы, на уровне правообразования в источники – тексты права, действующее законодательство.

Аксиологические особенности правового освоения заключаются в аксиологии (теории ценностей), как перспективе развития и преобразования правового знания связано с уже внедрившимися в естественные права и свободы человека, правовую систему, правосознание, гражданское общество идеями гуманизации, глобализации, модернизации. По мнению С.С. Алексеева все большая ориентация на общечеловеческие ценности и гуманитарные начала в нашем мировоззрении в современных условиях совпала с фактически возрастающей ролью права в общественной жизни[93]. Гуманизм, ценности, аксиология оказали влияние на развитие общегуманитарной мысли, обозначили приоритет и ориентацию на общечеловеческие ценности в теории права.

Привлекает внимание также идея о том, что гуманизм и ценности права следует изучать не только как явление цивилизации и культуры, но и достижение развития человеческого общества, общественных отношений. Право должно занимать ведущее место в современном этапе развития человечества. Оно как бы задает те нормативные ориентиры, которые позволяют упорядочивать социальную жизнь, гарантировать естественные права и свободы человеку и реализовывать свойственную человеку индивидуальность.

Актуальной динамика развития теории права является и для правового освоения. Гуманизм, аксиология и антропология обращают внимание на субъекта правового освоения. Данный подход для субъекта правового освоения имеет значение, во-первых, потому, что показывает источник и обусловленность существования адекватно духовно-нравственной пользе, во-вторых, представляет субъекта как многомерную человеческую сущность, сторону его правового бытия.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...