Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для индивида цивилизация выступает как вся совокупность общезначимых норм его социальной культуры



Цивилизация – порядок общественной жизни людей. Так как она – сторона ментальности и является формой культуры, то в разных культурах она может принимать различный облик. Для современной России (как и для США) цивилизация, это - совокупность технологий общественной жизни человека, она проявляется в нормах жизни и мышления человека в обществе. В России, со времен СССР, преобладает политическая технология, в США – экономическая технология. Основной ценностью и опытным уровнем норм технологии, доступным для непосредственного исследования являются привычки к определенному порядку жизни.

Технологией называется сумма знаний о способах производства ценностей вместе с материальными и институциональными средствами производства. Таковы технологии изготовления товаров, избирательные технологии, технологии манипулирования общественным мнением, изготовления законов, создания произведений массового искусства и т.д.

Нормы - можно упрощенно трактовать как: а) исторически сложившиеся обычаи и традиции, б) искусственные правила.

Традицией (tradicio - лат., предание) называют форму передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Это - субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся человеком как естественные и лично осмысленные. Традиции выражают степень соотнесенности отдельных членов общества с социокультурной парадигмой.

Традиции являются, главным образом, предпосылками современности. Они существуют в силу того, что любой человек рождается и вырастает в определенных культурных условиях, с младенчества их усваивая, и приспосабливаясь к ним.

Обычаи - усвоенный индивидом стереотип бытового поведения, передающий групповой опыт от одного члена группы к другому. Глубокое различие между обычаем и традицией проводится редко. Обычай выступает воплощением и преломлением традиции в условиях конкретного образа жизни социальной группы, а традиция - обычай большого общества в определенную культурную эпоху его жизни. Обычай создает традицию, это ее пространственное измерение, а традиция воспроизводит обычай, будучи его временным аспектом. Например, традицией является день праздности и отдыха после труда, а обычай - отдыхать в воскресенье, в субботу, или иметь два выходных дня, где как принято.

И обычаи, и традиции проявляются в законах жизни и нормах нравственности, в этикете, обрядах и ритуалах, и т.п. формальных нормах, непосредственно определяющих порядок действий, в котором совершается, закрепляется и проявляется традиция, и вместе с нею, и обычай. Обряд и ритуал являются элементами цивилизации и, вместе с нею, характеризуют форму культуры. Но заметим, что как обряд, так и ритуал может быть лишенным традиции и обычая в своей основе и существовать без них. Тогда они, по существу, являются пустыми правилами.

Когда говорят об угасании традиций, на самом деле, замечают то, что обряды и ритуалы теряют смысл и превращаются в игровое, театрализованное действие.

Традиции живут, развиваются и гибнут естественным путем и по своим причинам. Их невозможно ни искусственно восстанавливать, ни закреплять. Бессмысленная традиция, лишенная культурного начала, становится рассудочной. Ее смысл лишается человеческого содержания и заключается в ее воспроизводстве посредством игры. Человек, для которого такая традиция, все-таки, смысла не лишена, чаще всего, игрок, а в его мышлении разум вытесняется рассудком.

Правила – искусственные, осознанные и объективированные нормы. Когда они лишены традиционного основания, то представляются человеком как чужие ценности, которые надо познавать, лично осмыслять и выбирать стоит их придерживаться или нет. Мы всегда стоим перед вопросом: имеют правила смысл или в них нет никакого смысла для нас. Нужно ли надевать фрак, идя в театр с дамой или достаточно старенького свитера? Нужно ли голосовать на выборах президента, или губернатора, или это не имеет никакого значения? Обязан ли верующий соблюдать все обряды, каких в иных религиях и конфессиях очень много, или дело совсем не в обрядах, а в чем-то несравненно более существенном? Подобные вопросы указывают на альтернативу выбора: выполнять правила или нет. Таковы юридические законы, обряды, ритуалы, правила политических интриг и т.д.

Нормативное значение имеют, например:

· методы и парадигмы науки,

· нормы нравственности,

· нормы права,

· нормы промышленной технологии,

· нормы и правила хозяйственно-экономической жизни,

· традиции,

· нормы организации и управления,

· нормы применения языка и т.д.

Цивилизация образуется в ходе диалога индивидов, осознавших себя и других людей высшими общественными и личными ценностями. В этом диалоге объективируется разум людей. Разум становится внутренней рациональной упорядоченностью познающего и оценивающего мышления, личной культурой людей. Рациональное мышление проявляется в рациональной деятельности и ее продуктах. Цивилизация поэтому выступает системой норм и ценностей объективированного разума человека. Это – форма социальной культуры, придающая ей определенность, целостность и устойчивость. В этом смысле, цивилизация инвариантна для всех явлений культуры и может рассматриваться как ее закон.

Цивилизация является единством материальных предметов, интеллектуальных ценностей, норм и институтов, воспроизводящих друг друга как целостную и почти неизменную систему.

Благодаря Шпенглеру, распространилось убеждение в негативном характере цивилизации, в ее мертвящей силе, уничтожающей свободный и творческий характер культуры. Такая оценка не вполне справедлива. Человек живет в обществе, социальность является неотъемлемой стороной его мышления и жизни, это - качество, без которого человек не мог бы быть человеком и самим собой. Общественный же характер жизни делает нормы совместного существования неизбежными. Общество представляет собой некий надындивидуальный организм, впрочем, берущий начало в индивидах и помимо них невозможный. Поэтому культура и цивилизация дополняют друг друга, позволяют обществу одновременно и оставаться целостной системой, и непрерывно изменяться.

Цивилизация, неотъемлема от социальной культуры, это ее форма, скелет, придающий культуре целостность. Социальная культура - бурно волнующееся море, химическая реакция, кипящая вода, а цивилизация - берега и дно, законы реакции, физические законы кипения. Цивилизация – причина и форма устойчивости общественного организма, а культура – способ его изменчивости. Думается, что О.Шпенглер, показавший цивилизацию как завершающий этап в развитии культуры, смерть культуры, на самом деле подчеркнул противоречие между культурой и цивилизацией, а так же, дисбаланс, характерный для завершающего периода в эволюции общественного организма, когда не цивилизация поглощает культуру, а культура угасает и цивилизация выходит на поверхность. Так иногда происходит в старости, ткани высыхают, и скелет, обтянутый кожей, становится заметным.

Строго говоря, в условиях национального и государственного разделения и обособления, каждая страна и каждый народ имеет собственные цивилизационные черты. Тем не менее, сравнение показывает, что группы народов и стран внутри отдельных регионов обладают преимущественным сходством, соответственно наблюдаются и преимущественные межрегиональные различия.

Возможно, по прошествии столетий все цивилизации на нашей планете интегрируются. Однако сегодня, сравнивая нормы общественной жизни, мы можем говорить о сосуществовании нескольких крупных «цивилизационных регионов», о них тоже говорят как о своеобразных цивилизациях. Каждая из них имеет свою нормообразующую культуру. На конец XX века обнаруживаются: две региональные дальневосточные цивилизации (в первую очередь, Китай со странами северо-востока Азии и Индия с культурами юго-востока Азии). Наряду с ними наблюдаются две цивилизации Арабского мира (культуры, группирующиеся вокруг Ирана и Саудовской Аравии) и три Европейские цивилизации – страны Евросоюза (классическая Европа, объединяющаяся вокруг Франции и Германии), «Атлантическая цивилизация» (включает в себя Северную Америку, Австралию, Океанию, Англию) и Россия.

Все эти цивилизации отличаются друг от друга социокультурными парадигмами, а так же следующими из парадигм нормами жизни и фундаментальными ценностями. Во второй половине XX века цивилизационный облик человечества стал примерно таким:

· В Дальневосточном регионе преобладает традиционалистский цивилизационный тип. Его ценности обусловлены закрепленным в парадигме образом предков, персонифицирующимся в вожде, предписаны ими (Китай, Япония, Корея и т.п.).

· В Юго-Восточном регионе существует комплексный традиционалистско-теократический тип цивилизации. Народы этого региона идентифицируют себя с частью сакрального одушевленного Космоса и его «сил». Они рассматривают свои нормы и ценности как проявление космического порядка (Индия и т.п.).

· В Арабском мире доминирует теократическая цивилизация, чья нормативная система создается сакрализованным парадигмальным образом Единой Высшей воли. Воля представляется основной ценностью и требует соблюдения продиктованных ею норм.

· В классической Европе господствует гуманитарная цивилизация, где преобладающей ценностью выступает закон, организованный вокруг т.н. «прав человека».

· В Северо-Американском мире на первом месте цивилизация с господствующей экономико-технологической системой норм и ценностей. Ее субъект – «человек вещественный», производящий, потребляющий, экономический (США, Канада и т.д.).

· В России же существует политико-технологическая цивилизация. В ее основе «человек политический».

Наряду с названными выше цивилизациями можно обнаружить не реализовавшийся цивилизационный потенциал народов Африканского континента и, возможно, потенциал стран и культур Латинской Америки.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 313 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...