Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (5:15-16)



А Пророк сказал:

 
«Лучшим из вас является тот, кто обучается Корану сам U обучает ему других» [Аль-Бухари; ат-Тирмизи. Со слов Али; Ахмад; Абу Давуд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа. Со слов 'Усмана].

А в длинном хадисе, который приводит Муслим со слов Йазида ибн Хаййана, сказано: «... и я оставил вам две важные и ценные

вещи. Первая из них — Книга Аллаха, в ней — верное руководство и свет, так возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за неё крепко» — он побуждал их придерживаться Книги Аллаха, а потом

сказал: «И члены моей семьи. Помните об Аллахе в отношении к членам моей семьи, помните об Аллахе в отношении к членам моей семьи».

Известно, что постановка и коррекция произношения ребёнка и развитие красноречия осуществляется с помощью Корана, а именно посредством чтения его нараспев в соответствии со всеми

правилами, потому что это учит человека произносить все буквы правильно.

Что же касается обучения совершению молитвы, то это ещё одна практическая обязанность: ребёнок должен привыкнуть соблюдать

обязательное в религии, и исполнение этой обязанности должно стать неотъемлемой частью

жизни мусульманина. Обучение совершению молитвы, как и обучение

Корану, является одним из прав ребёнка в отношении родителей. Благодаря этому обучению ребёнок привыкает к покорности Всевышнему. К тому же молитва уберегает от непристойного и порицаемого. Всевышний Аллах сказал: «Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай его» (20:132). И в этом нет разницы между сыном, дочерью, женой и так далее.

Приучать ребёнка к совершению молитвы следует в возрасте с семи до десяти лет. Пророк сказал:


«Велите своим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за

отказ совершать её, когда им исполнится десять, и разделяйте и х постели...» [Ахмад; Абу Давуд; аль-Хаким. Со слов Абдуллах ибн Амра. Достоверный хадис].

Этот хадис свидетельствует о том, что родители обязаны побуждать ребёнка к совершению молитвы с семи лет, бить их за отказ совершать её с десяти лет, и разделять их постели также с десяти лет.

Что касается побуждения к совершению молитвы, то это — указание на то, в чём благо для ребёнка, что же касается лёгких ударов, если они, конечно, приносят пользу, то они помогают приучить

ребёнка к постоянному совершению молитвы. А разделение постелей детей помогает уберечь детей от дурного и сделать их поведение правильным...

Это побуждение, но не вменение в обязанность, поскольку на

человека возлагаются религиозные обязанности только после достижения им совершеннолетия. Пророк сказал:

«Подняты перья от трёх: от спящего, пока он не проснётся, от

ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия, и от умалишённого, пока разум его не прояснится» [Ахмад. Со слов Аиши; Абу Давуд; ан-Насаи; ат-Тирмизи (хороший хадис); Ибн Маджа; Ибн Хиббан; аль-Хаким].

Что же касается обучения стрельбе из лука, плаванию и верховой езде, то это лучшие виды полезного спорта, которые правильно

формируют и укрепляют тело, поддерживают его здоровым и дают ему активность и энергию. Кроме того, они развивают здоровый спортивный дух, заполняют свободное время и помогают в обучении

военному искусству. Доказательств того, что эти виды спорта узаконены Шариатом, много. Вот некоторые из них:

ಧ'Укба ибн 'Амир передаёт, что Пророк сказал:

 
«И готовьте против них сколько сможете силы. Поистине, сила —

стрельба излука, поистине, сила — стрельба и з лука, поистине, сила

— стрельба из лука» [Ахмад; Муслим; Абу Давуд; Ибн Маджа].


ಧ 'Укба также передаёт, что Пророк сказал: «Кого научили стрелять из лука, а потом он оставил это, тот не имеет к нам отношения» [Муслим; Ахмад]. Этот хадис указывает на то, что научившемуся стрелять из лука, нежелательно забывать то, чему он научился, и терять приобретённые навыки. Он также указывает на то, что учиться обращению с тем, что используется во время сражения, узаконено Шариатом.

ಧ Саляма ибн аль-Аква передаёт, что однажды Посланник Аллаха . проходил мимо группы людей из племени Аслям, которые состязались в стрельбе из лука на рынке, и сказал:

«Стреляйте, о сыны Исмаиля, ибо, поистине, отец ваш был стрелком...» [Аль-Бухари; Ахмад].

Пророк также сказал: «Любое развлечение сына Адама недостойно, кроме трёх: когда он стреляет из своего лука, когда он объезжает своего коня и когда он уделяет внимание своей жене. Эти

развлечения — достойные» [Ахмад; Абу Давуд; ат-Тирмизи;

ан-Насаи; Ибн Маджа].

Благородные сподвижники старались следовать этим указаниям,

поскольку это помогало им подготовиться к борьбе на пути Аллаха. Так, 'Умар написал в своём послании к мусульманам: «Обучайте своих детей плаванию, стрельбе из лука и верховой езде».

Пророк разрешил Аише (да будет доволен ею Аллах) смотреть на эфиопов, которые играли со своими копьями в мечети. Они желали поупражняться в обращении с оружием, ведь это умение необходимо в

сражении.

18. Одинаковое отношение ко всем детям. Это желательно по мнению абсолютного большинства учёных. А по мнению ханбалитов, аль-Бухари и некоторых маликитов 87 обязательно одинаковое отношение ко всем детям — им следует дарить одинаковые подарки, одинаково обеспечивать их, проявлять ко всем одинаковую любовь и нежность — даже целовать их одинаково. Правда в этом вопросе на

стороне ханбалитов, потому что выделение кого-то из детей приводит к ссорам и раздору между ними и рождает в их сердцах злобу и

87 Это мнение Тавуса, ас-Саури и Исхака.


неприязнь по отношению друг к другу, а также потому что принцип справедливости в исламе — общий и всеобъемлющий, и распространя- ется и на детей, и на взрослых. Это подтверждают многие хадисы, например:

— Ан-Ну'ман ибн Башир передаёт, что Пророк сказал:

«Соблюдайте справедливость в своём отношении к детям! Соблюдайте справедливость в своём отношении к детям! Соблюдайте справедливость в своём отношении к детям!» [Ахмад; Абу Давуд; ан-Насаи].

ಧ Джабир передаёт, что жена Башира сказала: «Подари моему сыну слугу и возьми в свидетели Посланника Аллаха . Он отправился к Посланнику Аллаха и сказал: «Поистине, дочь такого-то попросила меня подарить её сыну слугу». Он спросил: «Есть ли у него братья?» Он ответил: «Да». Тогда он спросил: «И ты дал каждому из них то же, что дал ему?» Он ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Так не пойдёт... Поистине, я свидетельствую только о правильном» [Муслим; Ахмад; Абу Давуд].

А в версии Абу Давуда говорится: «Не проси меня быть свидетелем несправедливости. Поистине, дети твои имеют право на

справедливое отношение с твоей стороны».

ಧ Ибн Аббас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Одаривайте своих детей в равной степени» [Ат-Табарани; аль-Байхакы; Ибн

Мансур. В его иснаде слабый передатчик — Са'ид ибн Йусуф].

Ханбалиты считают, что справедливость в подарках обязательна, и если справедливость не соблюдается, подарок будет

недействительным. Однако от Ахмада передаётся ещё одна версия:

подарок действителен, однако человек обязан взять его назад.

А Абу Йусуф сказал: «Необходимо оделить всех в равной степени,

если кого-то выделяют с целью причинить вред остальным».

Абсолютное большинство учёных считают, что одаривать детей в равной степени желательно, и если кому-то из них дают больше, этот

подарок действителен, однако он является нежелательным. Веление они рассматривают как желательность, потому что человек волен распоряжаться своим имуществом при жизни как пожелает, а запрет,

содержащийся в хадисе, который приводит Муслим: «"Желаешь ли


ты, чтобы они уважали тебя одинаково?" Он сказал: "Да". Он сказал:

"Тогда не делай этого"» — как нежелательность.

Аш-Шаукани приводит десять ответов большинства учёных относительно хадиса ан-Ну'мана, разъясняет их слабость и далее

говорит: «На самом деле равенство обязательно, а выделение кого-то из детей — запретно. А справедливость (или равенство) по мнению имама Ахмада и группы учёных такова: мальчику даётся вдвое

больше, чем девочке, как в случае наследования, потому что именно такая доля досталась бы им в случае смерти отца. Другие же сказали: нет разницы между мальчиком и девочкой, поскольку в хадисе Ибн

Аббаса, приведённом ранее, явно прослеживается веление одаривать всех детей в равной степени»88.

Что же касается распространённого обычая обделять дочь, отдавая

наследство сыну, то это запрещено, поскольку Пророк ^ сказал:

«Обходитесь с женщинами хорошо». Он также сказал, сообщая радостную весть тому, кто делал добро дочерям и проявлял при этом

терпение: «У кого были дочери, и он относился к ним по-доброму, тому они послужат защитой от Огня» [Ахмад; аль-Бухари; Муслим; ан- Насаи. Со слов Аиши].

А в другой версии этого хадиса сказано:

 
«У кого было три дочери или три сестры, или же две дочери или две сестры, и он заботился о них и боялся Аллах в отношении них, того ждёт Рай» [Ахмад; ат-Тирмизи; Ибн Хиббан].

Превозносящий сыновей над дочерьми или лишающий женщину её доли наследства является несправедливым притеснителем, которому

не снискать довольство Всевышнего Аллаха, и он, к тому же

уподобляется людям, жившим во времена невежества: некоторые из них даже закапывали девочек живьём в землю, и Всевышний Аллах

жёстко упрекнул их за это, сказав:

 
«...когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8-9).

88 Нейль аль-автар. Т. 6. С. 405-406.


И Он показал им, насколько мерзко и ужасно их деяние, сказав:

 
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребёнка с позором или же закопает в землю? Поистине, скверны их решения!» (16:58-59).

19. Обеспечение детей. Это — одно из прав детей по отношению к отцам. Имам Малик считает, что человек обязан обеспечивать своих детей — сыновей и дочерей, но не внуков. Остальные три имама считают обязательным содержание всех потомков — детей, внуков и так далее, независимо от их пола, и при этом вовсе не обязательно, чтобы отец и дети исповедовали одну и ту же религию, поскольку Всевышний сказал:

 
«А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (2:233).

Вместо слова «муж» в аяте употреблено «тот, у кого родился

ребёнок» для того, чтобы заострить наше внимание на причине, по которой он обязан содержать детей, а именно — то, что эти дети

рождены от него.

Содержание маленьких детей включает в себя расходы на их питание, одежду и обучение — расходовать нужно столько, чтобы

ребёнок был обеспечен всем необходимым, и в соответствии с долями

при делении наследства, то есть на мальчика расходуется в два раза больше, чем на девочку. Если же у ребёнка нет родственников,

которые обеспечивали бы его, то его нужно обеспечивать за счёт

государственной казны. Мальчика нужно обеспечивать до совершеннолетия и завершения периода обучения, а девочку — вплоть

до замужества, чтобы ребёнок не оказался брошенным и

беспризорным.

Ребёнка нужно содержать на благие средства, приобретённые дозволенным способом, а не на те, которые достались человеку


запретным путём, а иначе это будет запретным. А на любое тело, взращённое с помощью запретного, Огонь имеет больше прав, чем на любое другое. Всевышний Аллах упрекнул иудеев, сказав:

 
«Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное» (5:42).

Всевышний также сказал:

 
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из благого,





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...