Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмиграция



Вавилон Книги Бытия (11:1-9), – это великое по значению событие библейской истории имело духовно-исторические предпосылки. Первое – «хамство», исторический процесс утраты сыновства, который начался от Хама, а в своей духовной эволюции завершился отрицанием священства как такового (что можно условно обозначить как протестантство).

Вторым духовно-историческим условием Вавилона было изгнание царя (Нимрода). «Вавилон» – это революция, а для всякой революции священство и царство – величайшие противники.

Третье историческое условие возникновения Вавилона на планете – эмиграция. И эмиграция здесь также является не как исторический процесс только, но как явление духовного порядка, и поэтому эмиграция должна рассматриваться в контексте других аналогичных явлений, когда эмиграция имела двигательный импульс в духе и потому зафиксирована в Св. Истории.

Итак, духовно-исторические предпосылки революции Вавилон суть:

— протестантство,

— цареборство,

— эмиграция. На очереди рассмотрения – эмиграция.

Первым эмигрантом в Св. Истории был Каин. Особенностями первой, Каиновой эмиграции были ее добровольный характер и богоборство. После того, как Каин убил брата и солгал Господу, что не знает, где его брат, Господь сказал: «Когда будешь возделывать землю (адамá), она не прибавит, чтобы дать силу свою тебе. Шатающимся и сетующим будешь на земле (éрец)» (Быт. 4:12)

«Шатающийся (шаткий) и сетующий» – это никак не «изгнанник и скиталец» (как в Синодальном переводе и иудейской традиции). Тексты, древнееврейский и древнегреческий, не дают основания считать, что кто-то принуждал Каина к изгнанию и скитальчеству:Каин может жить вполне оседло.

Господь не присуждал Каина к изгнанию и скитанию.Такова особенность первой Каиновой эмиграции: Каин сам избирает долю изгнанника и скитальца и возлагает вину за свое странничество на Господа: «Вот Ты изгоняешь меня днесь от лица земли, и от лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4:14). Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал: он готов скрыться от лица Божия. «И исшел Каин от лица Господа и поселился в земле Нод на восток от Едема» (Быт. 4:16).

Имя земли Нод происходит от глагола нуд (сетовать, качаться, убегать). Страну проживания первый эмигрант, «сетующий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»).

Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78; Зах. 6:12 греч. перевод).Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад. Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. «Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его» (см. Иов 35:12, 14, греч. перевод). Вот что знал Каин, и он добился, чего хотел. Если есть черта, которая отделяет человека от Бога, она не за спиной (бегущего), она перед ним – как его «путь», направленность воли, свобода.

Бегство Каина есть образец невынужденной эмиграции, источник ее исключительно внутренний, импульс – духовный. Писание разрабатывает тему подобной эмиграции: «Нечестивый бежит, хотя никто не гонится [за ним]» (Прит. 28:1).

Так может бежать человек, так может бежать целый народ, знавший Бога и отступивший от Бога. После исхода из Египта Господь сказал народу: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами» (Лев. 26:14, 17).

Второй, после Каина, образ невынужденной эмиграции дан во Второзаконии. Это особый образ – эмиграция как рассеяние. Такова, предупреждает Господь, может быть судьба еврейского народа. Как последний показатель духовного беспокойства приходит состояние, когда человек или народ «не находят покоя стопе ноги своей»:

Рассеет тебя Яхве по всем народам...

и между племенами теми ты не отдохнешь,

и не будет покоя стопе ноги твоей,

и даст Господь тебе там сердце трепещущее,

обман (букв.: истребление) глаз и тоску души.

Втор. 28:64, 65

Вавилон и Вавилонскую башню начал строить народ эмигрантов «от востока». Каин эмигрировал «на восток». Народ эмигрантов пришел «от востока». И то, и другое событие имеет символический, и даже мистический смысл. «И было, когда они странствовали от востока, и нашли долину в земле Сеннаар, и поселились там» (Быт. 11:2).

Народ эмигрантов строителей Вавилона не был этносом в понятиях библейской истории, ибо народы в собственном смысле возникли только после Вавилонского столпотворения. Народ эмигрантов был, как видно из дальнейшего, сплоченной общиной, способной воспринять идею и сразу ее осуществлять – строить.

«Вавилон» Книги Бытия, как впоследствии «Вавилон» Апокалипсиса, обозначает крупный катастрофический сдвиг в истории человечества – переворот, революцию. Все потрясения в истории имеют основание в духовной жизни. Так и древнейшему «Вавилону» предшествовала некоторая духовная эволюция, которая была одновременно эволюцией (перемещением) в пространстве – «от востока».

Эта эмиграция «от востока» никак не была первым движением после Потопа. Ковчег пристал к «горам Араратским» (Быт. 8:4). Арарат находится на северо-западе от Сеннаара. Горная цепь Арарат и долина Сеннаар (Шумер) – слишком известные в древности географические объекты, чтобы могла возникнуть мысль о возможности двигаться от Арарата на запад («от востока») и прийти в южную Месопотамию.

Итак, от Потопа до описываемого «странствия с востока» – прошло историческое время. Чем-то оно было заполнено, что, придя в долину Сеннаар, люди единодушно принялись за греховное дело. Движение «от востока» было фактом духовной истории.

Чтобы двигаться «от востока» и попасть в Сеннаар, нужно было оказаться далеко от Арарата и далеко уйти на восток. А что такое Восток?

Еврейское кéдем имеет пять основных значений: 1) «восток» как сторона света. 2) Восток – то, что «впереди», передняя сторона. 3) Восток – «древность», прошлое, прошедшее, прежнее. Заметим, что в библейском мировосприятии прошедшее время, поскольку оно значительно, это не то, что у нас за спиной, это то, что перед глазами – впереди, на востоке. 4) Восток – такая древность, которая растет из вечности и сама есть «вечность» (синоним олáм). 5) Восток – это такая вечность, которая есть «начало» (синоним решúт).

Рай в Едеме был обращен на Восток (Быт. 2:8). Когда Адам был изгнан из рая, чтобы жить в истории, он был поселен относительно Восточной стороны райского сада (Быт. 3:24). И Боговоплощение, и Второе пришествие имеют произойти от Востока.

Мировая история есть направленный процесс: человека к Богу, и Бога к человеку, человека – к Востоку, Бога – от Востока.

Беда, когда на этой магистрали происходит сбой. Впервые на эту линию, что указывает «на Восток», наступил Каин, пошел «на Восток», против Бога. Каин обладал достаточным богопознанием, чтобы быть богоборцем.

Писание не дает нам спутать географический восток с духовным ориентиром истории. На востоке жили волхвы, которые пришли поклониться Христу. Они пришли «от востока», а вела их звезда, которую они видели «на востоке». Как они пришли на запад, если звезду они видели на востоке? Звезда Восток показывала им путь. Волхвы держались небесного, поэтому, их путь в западном направлении был истинным паломничеством.

Если есть в Писании контрапозиция Новозаветным волхвам, то это, в Ветхом Завете, народ, который пришел «от востока» в долину Сеннаар.

Как и волхвы, эти люди, пришедшие от востока, имели духовный опыт. Некогда они ушли – на Восток. Еще не богоборцы, отнюдь не «Каин», но они – паломники, и, в отличие от волхвов, паломники – в страну Востока. Волхвы на своем пути нашли Бога, эти после Потопа богоискатели, не нашли Бога, они «нашли землю».

Волхвы шли от востока и смотрели на небо; эти паломники-эмигранты шли от востока и смотрели уже на землю. И они «нашли» землю себе по сердцу, и поселились там.

Можно подумать, что они эту землю открыли, что Сеннаар был не заселен. Нет, эмигранты вытеснили или уничтожили царство Нимрода. Эти крепкие общинники принесли с собой сильный корпоративный дух.

Итак, народ-богоискатель пришел «от востока», нашел в южном Междуречье долину, поселился там, уничтожил царство, и на других общественных началах начал строить цивилизацию «Вавилон».

Конечно, могут возникнуть сомнения: что это мы так уверенно расписываем таинственный исторический процесс глубочайшей древности, от которого остались такие краткие свидетельства, как будто мы были его очевидцы? Именно, мы и были очевидцы возникновения «Вавилона» – современного, когда возник в конце II тысячелетия по Р.Х. «однополярный мир».Так возникала «Америка»…

Некогда от востока пришли

богоискатели-энтузиасты,

эмигранты,

отринувшие священство,

враги всякого царизма,

устроились на земле между двух океанов,

очистили ее от прежних поселенцев,

и начали строить свой мир на новой земле,

небывалый, «новый» мир, –

точь-в-точь Библейский – тот еще, «Вавилон».

Революция «кирпич-асфальт»

Вавилон Книги Бытия (11:1-9) строили эмигранты-богоискатели. Вначале (после Потопа) эти люди ушли на восток, затем они возвращались назад. Странствующие «от востока» нашли себе землю в Междуречье, в долине Сеннаар. Богоискатели стали богоборцами не сразу. Вначале был помысел и энтузиазм. Вот как все начиналось.

1. «И сказали, человек другу своему...» (Быт. 11:3). Те, что пришли «с востока», были сплоченной общиной, они принесли с собой сильный корпоративный дух. Именно от них, – никак не от царя или даже отдельной личности, – снизу пошла инициатива. Неверно это, что всегда «глас народа глас Божий»; вот был тот глас, того народа:

2. «И сказали, человек другу своему: Приидите…». Побуждение к действию передается еврейским хáва: давай (давайте), греческим «приидите». ― Это пафос, это энтузиазм. Зачем «приидите»? Что «давайте»? Зачем сбор?

3. «И сказали, человек другу своему: Приидите, (сделаем)кирпичи…» (Быт. 11:3). Как кирпичи связаны с пафосом? Нет для строителя «Вавилона» выше пафоса, чем «кирпич». Еврейский текст с необыкновенной энергией передает взрыв творческой мысли о кирпичах: три оборота с использованием однокоренных слов идут подряд, что непереводимо ни на какой язык: «кирпичить кирпичи», «жечь жегом», использовать смолу хемáр как известь хóмер.

«И сказали, человек другу своему: давай, скирпичим кирпичи и обожжем [их] жегом. И был им кирпич в камень, и асфальтовая (смола) была им в асфальтовую (известь)» (Быт. 11:3).

Техническая революция предшествовала апостасии – отступничеству от Бога.

Был заново открыт и использован технический принцип, применение которого Бог открыл Ною при построении ковчега, – «сборная конструкция». Бог сказал Ною: «Сотвори себе ковчег из деревьев четвероугольных… и да осмолишь его внутри и снаружи смолою» (Быт. 6:14 греч. перевода).

Техническая оснащенность ковчега Ноя не была изобретением человека: она была дана Богом для спасения человечества. Ковчег Ноя был и сборной конструкцией, и символом церковного собора (членов Церкви), и, в конечном счете, он, хотя и был собран,не был сконструирован: ковчег был образ, он был символичен во всех деталях своего устройства, из тех, что упомянуты в Писании, и мог быть построен только человеком особого сердца.

Все детали конструкции ковчега имели символическое значение. 1) Деревья, из которых был сделан ковчег, – «четвероугольные» (Быт. 6:14 греч. перевода). Каждый из элементов корпуса был строго ориентирован на четыре стороны (подобно кресту). Ковчег – это собор из дерев крестных. В ковчеге было спасение. 2) Как в царстве небесном много «обителей» (Ин. 14:2), а в Церкви Божьей много служений, – так вся внутренность ковчега устроена «гнездами» (Быт. 6:14). 3) Ковчег защищен от воды, которая несла смерть, двойным слоем смолы – прежде всего, внутренним, затем, внешним (Быт. (6:14).). Гидроизоляция, в этом контексте, становится символом внутренней чистоты и непроницаемости для греха и смерти – святости Церкви. 4) Пропорции ковчега (300 х 50 х 30 локтей) таковы, что если представить его на воде, то это судно, которое никуда не плывет (Быт. 6:15). Ковчег, прежде всего, устойчив на воде и служит спасению. 5) На ковчеге нет паруса, нет руля, нет «капитана». Человек не прокладывает маршрут и не руководит плаванием. Только Сам Бог водит Свою Церковь. «Наместник Бога на земле» сказать так же нелепо, как «капитан ковчега». 6) В ковчеге открытым осталось одно окошко размером локоть на локоть (Быт. 6:16). Ковчег не имел верхней палубы, на крышу нет хода. Нельзя посмотреть на ковчег извне: те, кто остались снаружи, погибнут, а те, кто внутри, да не выйдут наверх: там ничего нет. Те, кто смотрят на Церковь снаружи, не видят «предмета»; это все равно, что смотреть на ковчег Ноя со стороны. 7) Ковчег имел три внутренних яруса и не мог освещаться маленьким окошком в крыше (это окошко было водопроводом). Ковчег освещался, как земля в третий день творения: когда жизнь была, а солнца еще не было. 8) В ковчеге три яруса, что соответствует трем дням, когда была сотворена жизнь – день третий, день пятый, день шестой.

Используя принцип сборной конструкции, Ной сотворил великий образ спасения и Церкви. Чем стал принцип «сборной конструкции» у пионеров с востока, заселивших Вавилон? Чем этот принцип стал сравнительно с тем, что было осуществлено в ковчеге?

1. Деревья ковчега, плотницким искусством сплоченные в единую постройку, указывают на человеческую природу – собор Церковный. На что указывает глина, из которой делали кирпичи? Изначально тело «Адама» есть глина, брение (люди – бренные). Изобретение обожженной формованной глины, превратившейся в универсальную единицу конструкции, исходит из интуиции собственного человеческого тела. И ковчег Ноя, и кирпичный Вавилон – это предприятия, которые черпают силу в самочувствии и самосознании человека.

Первичная плоть Адама была одухотворена Духом Божиим. Колонизаторы древнего Вавилона прозрели, как затвердить глину: ее надо обжечь, убить, сделать глину (брение) прочным, главное, абсолютно – в идеале – унифицированным элементом конструкции. Это – кирпич!

Такова наша плоть: она может быть живой, с Богом, и бессмертной, она может стать «кирпич». В глине есть «кирпич», и древние строители увидели эту ее природу (обрели, изобрели). Отсюда в тексте два специфических оборота нилбенá левенúм: «скирпичим кирпичи, сделаем кирпичное кирпичами», и «обожжем жегом»: ве-нисрефá ли-срефá. Увидеть в глине «кирпич» было первым изобретением.

2. Работа плотника отличается от работы каменщика столпотворителя (mason’а). Деревья под руками плотника превращаются в сруб, деревья в срубедержатся друг другом и искусством плотника, – в образ Церкви Божьей (Христос был плотником). Иное дело кирпич.

Кирпич в своей идее существует сам по себе и в своем формальном равенстве с другим кирпичом. Кирпичи не сцепляются друг с другом никаким искусством: нужна специальная промежуточная среда – посредничество, media.

Когда строился ковчег, Бог указал Ною на земляную смолу кóфер: «да осмолишь ковчег смолою», – таково было естественное использование асфальта. Изобретатели кирпича заменили естественное употребление асфальта: вместо защитной, изолирующей обмазки асфальт стал использоваться как специальная промежуточная среда, изолирующая кирпичи друг от друга, но тем самым превращающая их в монолит.

Как в глине увидели «кирпич», так в асфальте хемáр увидели подобие извести хóмер, что оказалось другим естественным качеством земляной смолы. Это было вторым изобретением.

На этом первая стадия революции завершилась: «сказали, человек другу своему». Сказали и сделали: испекли кирпичи и извели известь, в этом сомнений нет, – что было сделано из кирпичей? На первой стадии технической революции изобретатели новой «сборной конструкции», можно думать, опробовали ее для городских построек и жилищ.

Обустройство земной жизни. Что в этом плохого? – Пафос.

Надо ведь знать, что это были за люди – с каким прошлым, откуда пришли. Пионеры Вавилона были люди, причастные религиозному энтузиазму. Нет с ними священника, нет над ними царя. И уже в этой их стройке нет с ними Бога. Поэтому обустройство земной жизни – вещь нужная, с пафосом – плохая. А с религиозным энтузиазмом? – Грех к погибели.

Первая стадия революции – техническая революция. За ней приходит вторая стадия. Эмигранты на новой земле второй раз побуждают себя к действию: «И сказали они: приидите» (Быт. 11:4).

Для своего дальнейшего революционного движения мысль человека должна сделать решительный рывок – отрешиться от того, что она мысль человека. Осознанная дегуманизация – таково свойство научного знания.

Теорема Пифагора или закон Ома, они одинаковы для всех людей; для их установления субъективность и личность не то, что не имеют значения, от них сознательно нужно абстрагироваться. Научное знание требует отрешенности: это – такое действие человеческого духа, которое предполагает общезначимость, истинность для каждого субъекта вне зависимости от его личных качеств. Прорвавшись к научному знанию, человек начнет строить самого себя сам на своих собственных основаниях.

На второй стадии революция стала научно-технической. Человек ничего нового не изобрел, он нечто понял: он понял, что такое «кирпич» с «асфальтом»: он понял эту систему «Кирпич-асфальт». Человек понял, что он получил операционный доступ к двузначной системе, ему открылась сила конструктивного принципа: это – минимальный набор элементов, числом два, для универсального применения. В деятельности конструирования – минимум есть универсум. «Кирпич» – «асфальт», и можно все построить.

Это могла бытьвсего лишь мысль, интересное отвлеченное знание без практических последствий. Нет, не могла эта мысль быть всего лишь мысль, ибо она залетела в голову народа, который пришел «от востока»: это были люди, много повидавшие, Бога не нашедшие, общинники сильного корпоративного духа, без священника, без царя, деятельные, практичные… Такая мысль, что «минимум есть универсум», дается только такой личности, которая не оставит ее без применения, а для применения не поставит границ.

И становится понятным это призывное «приидите… приидите». Двузначная система – это так просто, каждому доступно! Разве нужно призвание или вдохновение, чтобы понять, как функционирует «кирпич–асфальт»? Ребенка (!) – от игры можно приобщать «идее» невиданных конструктивных возможностей. И ведь все наглядно, и результат налицо!

Операционный доступ к двузначной системе (кирпич-асфальт, ноль-единица, эрос-танатос), это все, что нужно для человека Вавилона.

Человек не будет тратить время, чтобы бороться с Богом. Богоискательство было коконом для энтузиазма, богоискательство – в прошлом. И богоборчества не будет: Бог – не интересно, интересно – строить.

Научно-техническая революция открыла перед человечеством Вавилона невиданные горизонты.

Революция «башня от неба»

Вавилон Книги Бытия (Быт. 11:1-9) допускает возможность говорить о нем в современных понятиях. Тот Вавилон – он же и современный. Идея Вавилонской стройки в современном мире возродилась, как только совпали и были соблюдены предварительные условия: оставление сыновства и отчизны, отвержение священства и царства, богоотступничество, идея построить свой мир на новой земле, научно-техническая революция, изобретение двузначной системы (кирпич-асфальт) для универсального конструирования.

Наука и изобретательство отличаются от научно-технической революции тем, что оставляют в целости мир, в котором возникли.

Научно-техническая революция по природе такова, что она зарождается в ином мире, – который еще только запроектирован, и его нужно построить, причем, непременно и любой ценой. «Кирпич-асфальт» в библейском Вавилоне – это уже не изобретение, это революционный вызов, это уже в человечестве произошедший прорыв за все рубежи к новым горизонтам. Убеждающая сила греха состоит в том, что он выдает себя за целостный мир. Это мы знаем по истории грехопадения и состоянию человечества перед Потопом. Человечество Вавилона начнет строить не отдельные сооружения – непременно всемирную цивилизацию. Настроимся на понимание их глобального замысла и дел.

«И сказали: Приидите, построим себе городи башню» (Быт. 11:4)

«Башня» ― мигддáл, имеет корень, который обозначает нечто «большое, великое». 1) В обычном значении «башня» – это цитадель, высокое укрепление внутри городских стен (Суд. 9:51, 52). 2) В винограднике строили «башню» как смотровую вышку для сторожа (Ис. 5:2; ср. Мф. 21:33; Мр. 12:1). 3) «Башня» – нечто прекрасное: с башней Давида можно было сравнить шею возлюбленной (Песн. 4:4). 4) «Башней» могли назвать возвышение из дерева, высокий помост для учителя: с него Ездра читал книгу Закона (Неем. 8:4). 5) Высокие цветочные террасы – это тоже «башни» (Песн. 5:13).

Таким образом, «башня» – это и последнее укрепление, и точка обзора на все стороны, и возвышение для учителя, и нечто красивое на вид, и нечто благоуханное.

И ни одиниз перечисленных смыслов не подходит к Вавилонской башне. Башня – это знак, что город это уже нечто большее, чем были все города до того. Город – уже не город, и башня – уже не башня... Это Каин пошел на Восток, от Бога сокрылся, город строил, боялся, чтобы не убили его… Каин был замотивирован.

Пионеры Вавилона – вольные каменщики: не нужен им город ни для защиты, ни для торговли. Башня была не крепостная, не дозорная. Башня из кирпичей была произведением духа.

И чтобы не было сомнений, – как памятник чистого, немотивированного движения духа – они замыслили строить башню с ориентацией в небо: «И сказали: Приидите, построим себе город и башню, ее же глава будет до неба» (Быт. 11:4 греч. перевода)

Здесь мы можем подумать, что столпотворители были глупее нас. Это не так, они не думали, что небо это место, которого можно достигнуть, а Бог сидит на облаке. Древнееврейский текст помогает понять замысел башни: «И сказали: Давай, построим себе город и башню, и начало (рош) ее в небесах» (Быт. 11:4).

Греческий текст рисует картину стройки от земли к небу. Еврейский текст обнаруживает замысел стройки – от неба к земле. «Начало, глава» – рош; «в начале» – бе-решúт: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Если Бог строит от «начала», то и человек должен пробовать. Человек, по замыслу строителей башни, может действовать как Бог: начало- рош башни в небе.

Научное знание отличается тем, что оно выводит свои положения из некоторых начал и для этих начал ищет, как вывести их из более «высоких» начал.

То, что мы наблюдаем как замысел столпотворения, это научно -техническая революция. Человек постигает одно начало за другим, начало за началом, поднимаясь все выше и выше в своем познании и поставив себе направление движения – к небу: необходимо познать начало, что «в небесах»: ба-шамáйим (Быт. 11:4).

Строить башню от неба означает познавать первоначала и осуществлять познанное на земле, сводить небо на землю – освоить, утилизировать начало, что «в небесах».

Что в этом плохого? – Сам строитель, самость его. Мы молимся: «Отче наш, Который в небесах (ба-шамáйим), да будет воля Твоя, как на небе и на земле» (Мф. 6:9, 10). Воля Божья да будет на земле, как и на небе, – молитва верующего. Воля человека да будет на земле, как и на небе, – энтузиазм Вавилонской стройки.

В истории грехопадения, особо выделяется тот его этап, который называется услаждение – самому быть как бог, по слову змея: «Будете как боги (элохúм)» (Быт. 3:5).

«Услаждение» – это не было усладой чувств: допустимо мыслить, что строители столпа были воздержаны или даже аскетичны. Услаждение было духовной подменой, когда человек, может быть, невольно ставит себя на место Бога: «И увидела жена, что хорошо древо» (Быт. 3:6). Так же перед Потопом – «увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши» (Быт. 6:2).

То же движение воли предъявили строители Вавилона – заместить собой Бога: воля человека да будет на земле, а для этого познáем небесное.

Строительство Вавилонской башни есть двуединый процесс: башня строится на земле, поднимаясь головой к небу (греч. перевод), по мере того, как человек постигает начала, что в небе (древнееврейский текст). Для того, чтобы начался «Вавилон», необходимо, чтобы достижения технической и научной мысли созрели до стадии «революции» и начали осуществляться практически. Воедино должны сойтись:

– технические изобретения,

научное постижение «начал» (движение к небу),

– осуществление на практике (движение от неба).

Когда эти три компоненты сходятся, они питают друг друга своим энтузиазмом, который не уступает по силе религиозному энтузиазму, поскольку он от него возник и есть его трансформация. Вавилонский мигддáл не есть «башня» ни в одном из тех смыслов, которые встречаются в Ветхом и Новом Завете. Чтобы начался библейский «Вавилон», воедино должны сойтись: техника, наука, практика, богоборчество. Все это вместе называется «прогресс».

Познавать небесное и низводить небо на землю по воле человека – это «прогресс».

Теория прогресса утверждает, что прогресс есть положительное движение человечества и отвечает его достоинству и назначению в мире. Теория прогресса опровергается основными понятиями библейского мировоззрения. После грехопадения Господь сказал человеку: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17). Теория прогресса утверждает обратное: в делах человека земля соединяется с небом.

Вавилонская башня – это «прогрессивное» явление. Низводить небо на землю, – в этом, как думают строители Вавилона, нет ничего личного: таково-де общее направление исторического развития. «Вавилон» – это богоборческая деятельность, однако Вавилонская цивилизация как богоборчество отличается от первой, каинитянской, допотопной, цивилизации личным самосознанием своих создателей.

Каин состоял в личных отношениях с Богом, и даже в диалоге с Ним: Каин был находчив – отвечал Богу словом на слово. Каин захотел скрыться от лица Божия, понял, как можно уйти от Бога. Цивилизация потомков Каина была богоборческой, и осознанно богоборческой. Каин и каиниты знают о Боге достаточно, чтобы противопоставлять себя воле Божьей.

Строители Вавилона не состоят в личных отношениях с Богом, они постигают «начала» и следуют в русле «прогресса», это требует отрешенности и самоограничения личной воли. Строители Вавилона ставят себя вместо Бога, тем услаждаются, но лично против Бога ничего не имеют. Спроси такого, он скажет: «In God we trust» («В Бога мы верим» – надпись на банкноте в один американский доллар).

Каин жил в мире, где есть Восток, и, желая, чтобы Бог отвратил от него Свое лицо, Каин пошел «на Восток». Также и духовные потомки Каина живут в мире, где есть Восток, они Его остро чувствуют, находятся с Ним в напряженных отношениях.

Совсем иное «Вавилон»: Вавилонская цивилизация снимает духовные ориентиры, помещая в центр мира «город», а в центр города – башню. Те, кто «пришли от востока» в долину Сеннаар, потеряли Восток.

Возникло принципиально новое самочувствие: человек в центре мира, и куда он ни поворотится, всюду – город.

Связь с землей человек Вавилона потерял точно так же, как Каин, но лишь в результате – как результат другого движения духа.

Человек Вавилона выпал из отношений с Богом, из отношений с землей, он открыл себя в революционно новой созидательной деятельности. Но что-то его ограничивало… Единственное, что, по его новому самочувствию, ограничивало человека – не Бог, и не высота познаваемых начал, и не строительные ресурсы, и не экология, – это… он сам, его человеческая природа.

Ограничение для человека Вавилона состояло в том, что он «от Адама», чье имя значило «Человек». «Человека» нужно преодолеть. Так рождается «трансгуманизм.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 1136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...