Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Революционная интеллигенция



В Книге Бытия рассказано, как «сыны Божии», потомки Сифа брали себе жен из «дочерей человеческих» – из рода Каина. Последствием этого события был Великий Потоп. Поколение перед Потопом называется в Писании особым именем: это была особая генерация в человечестве – нефилúм ’ы. Духовный облик этих «новых» людей дан в Св. Писании достаточно отчетливо, чтобы увидеть в нем библейский прообраз тех, кто известен нам по современной истории как – «революционная интеллигенция».

«И было, когда начало человечество многим быть на земле, и дочери родились им, и увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши, и брали себе жен ото всех, которых избрали» (Быт. 6:1, 2).

«Сыны Божии» здесь – потомки Сифа и Еноса (при котором началось «призывание имени Божьего»; Быт. 4:26); «дочери человеческие» – женщины из рода Каина. Мужчины из одного рода брали жен из другого рода… О чем здесь говорит Св. Писание? Рухнула невидимая ограда Церкви, стерлась граница между Церковью и антицерковным обществом.

На языке Св. Писания «Жена» – образ Церкви (Отк. 12:1), богоборческое сообщество – «семя змея» (Быт. 3:15). Человеку после грехопадения была заповедана духовная вражда с теми, кто от диавола, как сказал Бог в проклятие «змею»: «Вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем ее» (Быт. 3:15). В стане сынов Божьих утратилась бдительность, «семя змея» проникло за ограду Церкви под видом жен. Во всех семьях (за одним исключением – Ноя) жены из каинского рода подменили собой Жену – Церковь.

Таково событие. «Семя змея» захватило семя от сынов Божиих. Что могло от этого народиться?

В истории о предпотопном развращении встает вопрос: а подлинно ли человек пред Потопом был человек, или те люди «имели только вид человеческий» (св. Иоанн Златоуст)? Человек не может изменить свою природу: он при жизни и после смерти остается образ Божий, но человек может всеми своими силами стремится «превзойти» человеческую природу.

В современном мире это называется трансгуманизм. Люди, погибшие в Потопе, были первыми трансгуманистами. За это и погибли.

После грехопадения было возможно спасение для человека, а перед Потопом вся Церковь осталась в одной семье, остальное должно умереть. Писание не называет нам ни одного греха перед Потопом, оно называет только – что родилось от женщин, подменивших собою Жену (Церковь). Началось с духовной подмены под лозунгом свободы – брали жен, «какую кто избрал» – и кончилось полным извращением всех жизненных основ.

В допотопную эпоху оба рода долгое время жили изолированно, поэтому их смешение – когда отец от Сифа, мать от Каина – это уникальный случай, чтобы увидеть: от сына Божьего и дочери Каина рождались только каиниты.

Перед Потопом разразилось какое-то необыкновенное окаянство. Родились какие-то «новые» каиниты: «Нефилимы были на земле во дни те и также после, когда входили сыны Божии к дочерям человеческим и [те] рождали им» (Быт. 6:4).

Дан духовный портрет «новых людей». Главнейшая их характеристика – они нефилим’ы. Ха-нефилúм происходит от глагола нафáл – «падать» в различных значениях: погибать, лежать, кланяться, нападать, испадать (лицом); падать (с неба): «Пал ты с неба, Денница, сын зари» (Ис. 14:12). Тот же глагол в другой формации означает «разрушать, заставлять падать, ниспровергать». Нефилим ’ы – это: 1) «падшие». Представим себе, кто рождался у сынов Божиих и дочерей Каина: рождались – падшие. 2) «ниспровергатели, разрушители», переворотчики, «революционеры»…. Не нашлось точного перевода на греческий язык для этого термина; в традиционном переводе нефилим – это «гиганты», в церковнославянском – «исполини». Именем «нефилим ’ы» пугали народ во времена Моисея (Числ. 13:33).

Матриархальное понятие родства не проникло к сифитам: де-юре жены рождали мужьям, однако от сынов Божиих и каинитянок рождаются одни каиниты. Каинитянские женщины владели не только искусством обольщения, они умели через себя передавать родство и, главное, дух: их дети были не по роду Сифа, но по роду Каина.

Далее Писание уточняет о нефилим’ах: «сии – гибборúмы, которые от века, человеки именитые» (Быт. 6:4). Гибборим’ы — ха-гибборúм означает «сильные» (в греческом – те же «гиганты»). «От века» ― от того века, конец которого предрек Господь (Быт. 6:3); «исполины от века» значит допотопные. «Человеки именитые» ― те, чьим именем было нечто названо. Первым именитым был сын Каина Енох: Каин его именем назвал первый город. Город Енох был средоточием мира, который строил Каин. Также именитыми в роде Каина были дети жен Ламеха – три сына и дочь, поколение изобретателей и новаторов (Быт. 4:20-22). Нефилим’ы перед Потопом были «именитые» – те, кто давал имя, или чьим именем было названо нечто, до того не бывшее.

Цивилизация Каина сделала очередной прорыв к новым изобретениям. Народились новые каинитяне. От этих «именитых» ни одного имени не осталось. Перед нами духовный портрет новых людей. Они названы:

— гигантами по силе (гибборим’ы)

— и изобретательности (именитые)

— в делах ниспровержения и падения (нефилим’ы).

В Св. Писании есть образы – пронизывающие его от Ветхого Завета до Нового. Это как бы сквозные символы, необходимые для понимания целого. К таким нужно отнестись с предельным вниманием, допотопные исполины относятся к их числу.

То или другое наименование «исполинов» употреблялось в символическом значении. Его мы встретим у пророков Исаии (Ис. 14:9-15), Иезекииля (Иез. 32:21), Варуха (3:26-28), в Книге Иова (Иов 26:5), Псалмах (Пс. 88/87:11) и у апостола Петра (1 Пет. 3:18-20).

У пророка Исаии и пророка Иезекииля есть сходный мистический сюжет: повествуется о том, как великий грешник – у Исаии это «Царь Вавилонский», у Иезекииля это «Фараон» – нисходит во ад. Для таких гонителей сынов Божьих (в народе Израиль), как «Царь Вавилонский» и «Фараон», предназначена самая бездна преисподняя – «земля преисподних» (Иез. 32:24), Аваддон – «погибель» (Отк. 9:11, Иов 26:6). «Фараон», «Царь Вавилонский» сходят в бездну, там их встречают предпотопные «исполины» – нефилим’ы и гибборим’ы. Их пребывание по смерти – в самой нижней части преисподней вместе с мистическим «Фараоном» и «Царем Вавилонским» – с самим павшим ангелом Денницей (Ис. 14:12).

Исполины в Шеоле – «духи непокорившиеся». Так их называет апостол Петр, когда говорит о нисхождении Христа во ад (1 Пет. 3:18-20). Христос сошел во ад как «глашатай». Он нечто «возгласил» (таков точный перевод) — праведников Он вывел из ада, а иные остались в аде навечно, их апостол Петр называет «духи когда-то не покорившиеся». Это как раз допотопные исполины, они имеют в аду участь без перемен: новые каиниты (нефилим’ы и гибборим’ы) были осуждены при жизни окончательно – до Страшного Суда.

Вот кого родили сынам Божиим дочери Каина. Каинитянские жены были врагами сынов Божиих, ставших им мужьями. Получив семя от сынов Божиих, каинитянки в утробе своей вырастили «семя лукавое» (Ис. 14:20). И конечно, это не от человеков: это не было природным свойством каинского рода, ни даже следствием проклятия Каину или каинова знамения (Быт. 4:11, 12, 15): и проклятие, и знамение у «Каина» от Бога, а Бог не творит зла. Мастерство каинитянок преобразовать семя мужа в «семя лукавое» было вершиной наученности во зле: со всей утробой нужно было быть «от лукавого», чтобы рожать не мужу, а врагу.

В разных книгах Св. Писания находим согласованные по существу упоминания о той генерации человечества, которая предшествовала Потопу. Явились какие-то «новые люди» в том смысле, что они восстали на образ Божий в человеке. Это были первые трансгуманисты в истории человечества.

Они были уничтожены, и таких, как они, больше не будет. Однако будут другие. Трансгуманизм рождается в двух средах – религиозной (это те, кто идет «путем Каина») и светской, поскольку гуманизм с неизбежностью порождает трансгуманизм.

Задача уйти от образа Божьего в себе была отнюдь не простой. Можно даже сказать, что она потребовала изобретательности и упорства. В предреволюционные эпохи находятся люди, которые ставят перед собой именно эту задачу: образ Божий воспринимается как ограничение свободы, поэтому от него нужно в себе избавиться.

Применительно к допотопным Св. Писание дает детализованное описание того, каковы были по духу эти – изобретатели зол. Пусть последующие будут не таковы, но они будут им подобны, знание о допотопных может быть очень полезным для современности.

«И увидел Господь, что многое зло человека на земле» (Быт. 6:5). В человечестве явилось множество «зол» (так в переводе на греческий) – отнюдь не злых дел, но разновидностей зол. Исполины были названы «именитыми» (Быт. 6:4) не потому, что их имена остались или подвиги запомнились, в этом смысле они безымянны; «именитыми» новые люди были как «изобретатели зол» (Рим. 1:30). В глазах Божиих («увидел Бог») то были, прежде всего, изобретатели и новаторы.

Предпотопные такое изобрели, чего раньше не было: нефилим’ы и гибборим’ы были «творческие» люди – в тех границах, насколько находчивость необходима для оборотнической религии.

Первым, кто совершил жертвоприношение диаволу, был Каин: «Каин был от лукавого и заклал брата своего» (1 Ин. 3:12). Каин первый усыновился диаволу, стал первым из «детей диавола» (1 Ин. 3:10), но Каин нес на себе «знамение» от Бога, которое охраняло его: «И положил Господь знамение на Каина, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15) – это была так называемая «Каинова печать». На Каине было место, куда печать ставить, Каина и его потомков охраняла Каинова печать. Новые каиниты формально происходили не от Каина, но от сынов Божиих, их ничто не ограничивало и не охраняло – на земле стало свободно. Оборотническая религия требует извращенной изобретательности, которая принципиально не ставит себе никаких границ, и поколение перед катастрофой – отличилось: «умножились злобы человеков на земле» (Быт. 6:5 в греч. переводе).

Каинитяне, что перед Потопом, «перевернули» всю жизнь человечества, это называется «революция», однако Писание объясняет: нельзя сделать «революцию» средствами насилия, нужна «творческая интеллигенция».

Общий след, так сказать, впечатление, которое оставляет революция в человечестве – это травма, но из этого не следует, что зачинщики переворота были воинами и разрушителями: прежде всего, это была, так называемая, творческая интеллигенция. Ее духовный портрет мы находим в Св. Писании.

«И увидел Господь, что многое зло человека на земле и всякая форма мыслей сердца его – только злое всякий день» (Быт. 6:5). В переводе на греческий: «Увидел же Господь Бог, что умножились злобности человеков на земле и всякий помышляет в сердце своем прилежно – на лукавое во все дни».

1. Прежде всего, Господь смотрел не на дела этих людей. Много зла и множество зол может сделать человек, но может после и обратиться к Богу. Здесь не так: Бог увидел, каковы были «мысли» человечества (адáм) перед Потопом – его «помыслы» (махашавóт).

2. Внутренний мир, творческая лаборатория допотопных «изобретателей зол» описана досконально. Это была «отчетливая» деятельность помыслов: йéцер махшевóт. Помыслы приобретали предельно конкретную форму: йéцер означает, что деятельность ума достигала в своей конечной фазе такой же определенности, как, например, горшок или любое «гончарное изделие» – йéцер. Когда Господь создавал человека во плоти, Он его «слепил» – йацáр (Быт. 2:7), как гончар лепит глину. Получился человек, «состав» которого обозначается словом йéцер (Пс. 103/102:14). Гончарное изделие (Ис. 29:16), нечто вырезанное из дерева, отлитое из металла (Авв. 2:18) – это йéцер, нечто определенное по форме.

Именно такой определенности достигали помышления допотопных изобретателей зол: это была вполне конкретная «форма мышления», «произведение помышлений». Помыслы «падших и сильных» (нефилим’ов и гибборим’ов) перед Потопом не были мечтательны, или созерцательны, или теоретичны (не были только теорией или проектированием); их помыслы были производительны – отчетливы и готовы к внедрению.

3. Новые потомки Каина по материнской линии были деятельные натуры, они трудились не по склонности, не раз от разу, но со тщанием, заботливо, «прилежно» и «во все дни».

4. Так как злые помыслы имеют своего вдохновителя («лукавого»), то деятели новых зол помышляли «на лукавое» прилежно и во все дни. В еврейском тексте нет различия «злое» и «лукавое». Переводчики на греческий под «лукавым» подразумевают диавола; такое понимание перешло в Новый Завет: «избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13).

5. Можно было бы подумать еще, что новые люди так творчески трудились во зле какой-то частью своего существа. Ведь изобретатели часто бывают односторонне, однобоко развитыми людьми. Нет, всякий помышлял «в сердце» своем на лукавое. Матери послужили «змею» утробой, а их дети послужили сердцем.

Таковы те, кого Св. Писание называет нефилим’ы и гибборим’ы – «гиганты, исполины», «семя лукавое», «дети диавола». Революционная интеллигенция. Они – хуже Каина. Каин побежал от лица Божия, – Каин не нападал на Церковь. Каиниты начали поход на Церковь. Родились нефилим’ы и гибборим’ы – «ниспровергатели», переворотчики, революционеры. Каин, какой-никакой был отец, но родство пошло по матери. От матерей новые каиниты унаследовали проклятие Каина, но «сыны Божии родили их себе», – знамение Каина их больше не охраняло. Каин имел защиту, а эти – каинитяне по духу и по матери, они не имеют защиты, которая от отца Каина.

Революционеры не имеют защиты, даже Каиновой печати. Это – полная безотцовщина, им не осталось милости Божьей. Поэтому всякая революция так недолговечна.

Нравственный упадок и отступление от Бога могут быть эпохально длительны, они идут вместе с веком, они соврéменны, упадок есть длящееся падение, а революция нет. Из истории мы знаем динамику революционных событий: революция пожирает своих детей.

Если обозреть, что говорится в Писании о допотопных, то нам, живущим в эпоху, которая подобна той, что была пред Потопом, есть чему устрашиться. Всякий раз, когда в истории является революционная интеллигенция, это следующий шаг человечества к Страшному суду.

Революционная интеллигенция проявляет себя в разных – внешне очень не похожих – формах. Но всякий раз, чтобы разглядеть революционера и трансгуманиста, нужно держать в памяти духовный портрет нефилим’ов и гибборим’ов, также – их кончину.

«И сказал Господь: сотру человека, которого Я сотворил, от лица земли» (Быт. 6:7). Человек (адáм) и земля (адамá) больше не подходят друг другу. «Сотру» – это очень решительное выражение: ототру, вытру (глагол махá). «Сотру» означает физическое очищение и мистическое истребление. Бог «стирает» человека «из Книги Своей» (Исх. 32:33), «стирает имя из-под небес» (Втор. 9:14). «Стирает» Бог – «память из-под неба» (Исх. 17:14).

Господь говорит «сотру» этих людей – способ, каким они погибнут, определен такой, что нет возможности героизировать «этих», кто назван в переводе «гиганты» и «исполины». Этих гигантов-исполинов нужно вытереть от земли – как грязь, как слизь, как яд. Романтическая идеализация – обычная самооценка героев революции: «Ты говорил в сердце своем: на небо взойду» (Ис. 14:13). На небо! – их с земли вытрут, и падение их будет «ниже вод» – Потопа и вод царства мертвых (ср. Иов 26:5).

Таких, как допотопные, больше не будет. В Новое время революционная интеллигенция явилась в череде социальных революций и оставила после себя такой след в мировой истории, что, думается, и этот тип революционера – «мы новый мир построим» – ушел в прошлое. Таких, как в три прошлых века, больше не будет.

Остался тот тип революционной интеллигенции, который пребудет до конца – в том виде, как о нем сказал Христос в притче о плевелах. «Сыны лукавого», как плевелы, всеяны «врагом между» сынами Божьими (Мф. 13:38, 25) – жмутся к ним и мешаются между ними. Таков их способ выживания.

«Плевелы, сыны лукавого» – эта революционная интеллигенция, которая не делает революций, но – поскольку она «от лукавого» – трудится над тем, чтобы не быть от Адама.

Трансгуманизм рождается и в религиозной, и в безрелигиозной среде, соответственно, он будет иметь две модификации, они во всем различны, кроме одного – срослись в своей вершине и (имея органы в двух разных средах) содействуют друг другу в главном: «человек – это то, что нужно преодолеть».

1. Трансгуманизм религиозного направления по внешним признакам вообще не опознается как революционный тип. Хотя бы потому, что он очень древний. Революционер этого типа по всем внешним признакам – представитель традиционного общества и носитель древнего благочестия. Этот революционер имеет свою мистику, но и на поверхности можно наблюдать два явления, в которых обнаруживается, что это – та еще «революционная интеллигенция». Во-первых, внутри этого сообщества действует закон, что родство передается от матери. Во-вторых, вспомним притчу о плевелах, революционеры этого типа живут в рассеянии уже две с половиной тысячи лет (со времени Вавилонского плена).

Жизнь в рассеянии – это глобальный масштаб. По мере созидания всемирной цивилизации опыт всемирной жизни становится все больше востребован. Отдельные революционные вспышки последних трех веков помогают увидеть, что трансгуманист религиозного типа – не просто революционер, он заключает в себе недра всякой революционности.

Революции быстро сжирают своих детей, однако есть такой революционер, который не исчезает, потому что имеет религиозную задачу глобального смысла – его главная революция впереди.

Всякого рода социальные перевороты – это только раскачивание устоев. Традиционные общества нужно было корчевать только – чтобы приближать время последнего переворота. Мир должен стать всемирным, и в нем человеку, который хоть как-то несет в себе образ Божий, не должно быть места. Черты этой революционной эпохи описаны в Апокалипсисе.

Для понимания современности достаточно слов Евангелия, где фиксируется как исторический факт, что уже в евангельские времена были живые носители идей религиозного трансгуманизма. Этим людям в лицо сказал Христос: «Вы – от нижних, вы – от мира сего, вы – от отца диавола суть» (см. Ин. 8:23, 44). Адепты древней революционности уже тогда могли сознавать, что они «от лукавого» – имеют задачу превзойти человека, либо они могли уверенно мыслить, что они уже – по роду – отличны от всех людей, превзошли их.

2. Трансгуманизм безрелигиозного типа появился сравнительно недавно. Наука развивается революционными скачками, «научные революции» – это ее динамика, ее природа. Накопившийся потенциал научного знания привел к первому рубежу – научно-технической революции. Ко второму рубежу наука, которая знает о себе самой, как она развивается, идет сознательно и, на сегодняшний день, все с большей скоростью. Человек и созидает научно-технический прогресс, но он же – самим собою – его и тормозит. Центральная проблема на следующем рубеже научного прогресса – человек. В распоряжении человека должны оказаться средства, чтобы изучать человека (как биологическое, психическое, социальное существо) с тем, чтобы его трансформировать. В обществе «прогресса» родилось – чаяние будущего века: что близится единственный в истории момент (т.н. «сингулярность»), когда носитель научного знания сам подвергнется решительному воздействию со стороны науки. Эти люди сами суют свою голову в пасть диаволу: пусть революция пожрет своих детей – родится новый человек!

Трансгуманисты от науки и прогресса могут и не знать, что человек – это нечто большее, чем биологическое, психическое и социальное существо. Это им знать не обязательно, наука такими вещами не занимается. О том, что человек есть «образ», что он по духу может или явить образ Божий, или поклониться другому существу духовной природы («зверю»), – об этом знают трансгуманисты из лагеря древних знаний. Придет время, и революционная интеллигенция двух направлений соединит усилия. Все произойдет по писанному: «вы от отца диавола суть» – вдохновитель всех революций пожрет своих детей.

Глава II. ВАВИЛОН

Дух «хамства»

После Потопа, прежде, чем заключить Завет с Ноем, Бог изъяснил, что есть современное, послепотопное, человечество и зло, ему присущее: «И сказал Господь в сердце Своем… расположение сердца человека – злое от юности его» (Быт. 8:21). «Расположение сердца» – буквально «форма сердца», то есть конкретная «форма помышлений сердца» (Быт. 6:5; см.: Революционная интеллигенция).

Как это происходило сразу после Потопа, о чем сказал Господь, что «расположение сердца человека злое»? В целом человечества – вновь, как в семье Адама – произошел раскол. Вновь, и быстро, и в одной семье началось деление на Церковь и нецерковное общество. Началось с утраты сыновства, закончилось всемирной цивилизацией.

Сын Ноя – Хам; имя его – нарицательное. Именно через Хама начался – и его именем должен быть обозначен – процесс созидания нецерковного общества, которое пожелало поставить себя в центр земли – цивилизации «Вавилон».

«И были сыны Ноя, вышедшие из ковчега, Сим, Хам, Иафет. И Хам – он отец Ханаана. Трое эти – сыны Ноя; и от них рассеялась вся земля» (Быт. 9:18, 19). Последнее переводчики на греческий поняли: «от них рассеялись [народы] по всей земле». «Рассеяние народов по всей земле» произойдет как следствие строительства Вавилонской башни (см. Быт. 11:8). Однако до Вавилонской башни Писание упоминает о рассеянии народов и в связи с рассеянием народов повествует о Хаме. История Хама – это, скорее, пролог к «Вавилону».

«Хам» есть начало, а «Вавилон» – окончательная утрата сынами Божьими своего сыновства. Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство.

Утрата сыновства была не единичным событием, но историческим процессом, который пошел от Хама. «Хамство» есть первый шаг к «Вавилону». Без «Хама» нет «Вавилона».

Важно знать, что праотец Ной тоже проходил испытание сыновства. В жизни Ноя испытание сыновства было одним из самых серьезных. Ной проходил это испытание, когда ковчег опускался к земле и обитатели ковчега переживали свое вхождение в обновленный мир. Ной не мог не задуматься, кто он есть. Ной стал отец всех людей. «Новый Адам!», «Новая жизнь!», «Все сначала!», «Новый человек на обновленной земле!», «Мы новый мир построим!» – вот мысли, на которые Ной не подвигнулся. Это каиниты легко начинают жить от себя на «новой земле» и мечтают о «новом человеке». Ной остался сыном Божиим. Сыны Божии ведут свое родословие от Адама и знают о первородном грехе, который идет от Адама. Ной подтвердил это знание, когда сразу после Потопа принес особую жертву Богу – целую и неразделяемую, «всеприношение» (олá) – все Богу и все от Бога (см. Быт. 8:20). Жертва, если она приносится целиком, указывает на Голгофу, когда Бог Сын целиком принес Себя в жертву.

Люди после Потопа опять начнут строить «цивилизацию», Ной – нет. Ной, великий строитель, если что и построил после ковчега, то жертвенник (Быт. 8:20). Ной трудился на земле (адамá): «И начал Ной, человек земли, – и насадил виноградник» (Быт. 9:20). Дальнейшее известно: Ной испил вина, «раскрылся (обнажился) посреди шатра своего» (Быт. 9:21). «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и рассказал двум братьям своим вовне» (Быт. 9:22).

Видеть грех другого человека – испытание (искушение). Христиане молятся: «Господи, даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего» (молитва св. Ефрема Сирина). Чтобы не осуждать другого человека, проще не смотреть. А если невольно увидел, то не осуждать можно, если пресечь корни, откуда растет осуждение. Из молитвы св. Ефрема Сирина узнаем: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» – таковы корни осуждения.

Праздный человек не ленивый: он деятельный – на осуждение, осуждающий человек – празднословный. О том говорит Писание в истории с Хамом: Хам возвестилто, что нечаянно увидел, обоим братьям своим, да еще и вовне.

Кого осудил Хам? На этот вопрос нужно дать самый обстоятельный ответ.

Есть люди, призванные видеть чужие грехи. Это – священник, врач, педагог, наконец, родитель. Символом родительского попечения о детях на языке Писания является отцовство. Разве отец осуждает сына или радуется его падению? А теперь представим, что человек – Богу усыновлен, как это было с предками Ноя. Отцы Ноя и Ной – «сыны Божии» (Быт. 6:2). Бог печется о мире, как отец, и «сыны Божии» так делали: они имели о всем мире попечение – и не судили. Бог Отец не судит, и сыны Божии не судили. Откуда мы это знаем?

По мере того, как человек научается не судить, ему открываются грехи мира. Это особое призвание – молитва и покаяние за весь мир, и у нас есть свидетельство, что таковы были «сыны Божии» до Потопа. Они несли на себе позорные, страшные, прямо каинские имена – Каинан, Енох, Мафусал, Ламех (Бытие, гл. 5), которые заставляли их «зреть свои прегрешения», «не осуждать брата своего», будь он «Каин», а отсюда рождалось их особое служение – молитвы за весь мир.

Вот кто были подлинно великаны духа, подлинно «сыны Божии», последним из этой череды был Ной. Ной уже нес иное служение: Ной претворил молитвенный опыт отцов в строительство ковчега. Труды покаяния и молитвы о спасении мира Ной осуществил как дело спасения. На примере Ноя видно, как дела молитвы собираются в поколениях праведных и могут разрешиться всемирным, всем видимым спасительным делом.

Хам осудил Ноя, сына Божьего. Другое дело, что Ной был ему еще и отец. Через Ноя протекало время всемирной истории, а для самого Хама это была жизнь – и как сына Ноя, и как спасенного из Потопа. Что осудил Хам?

Хам осудил «человека» (Быт. 6:9), сына Божьего, отца и спасителя – и священника.

Происшествие в семье Ноя имело один аспект, который не позволяет говорить о Хаме как только о непочтительном сыне, а о Симе и Иафете – только как о сынах почтительных. Семья Ноя (как некогда семья Адама, а затем как семья Авраама) была вся Церковь. Хам празднословил о священстве Церкви. Когда мы слышим, как празднословят о священстве, будем знать, что это чистое «хамство». Приходится сказать (при всем уважении к другим христианским конфессиям), что последовательное поведение по образу Хама приводит к отрицанию священства как такового, следовательно, в отношении к священству, протестантизм есть образ мыслей библейского Хама, осуществленный на практике и в полноте. Сохраним эту мысль на будущее, чтобы понять, что такое современный Вавилон. Душевный «склад» библейского Хама проникает далеко за границы того оскорбления, который Хам нанес отцу, священнику и спасителю человечества, которое только-только миновало провал в историческом времени. Дух «хамства» приносит плоды в истории.

Современный Вавилон: протестантизм – его база. Энтузиазм строителей Вавилонской башни немыслим без отрицания священства. Не могло быть ни одного действующего иерея Божьего среди строителей Вавилона. Именно «Хам» заложил основы столпотворения в Вавилоне.

Мы рассматриваем историю Хама как пролог к духовному явлению, которое возникло вскоре после Потопа и возродилось в последнюю эпоху всемирной истории – «Вавилон». От Хама началась утрата сыновства в сынах Божьих; утрата сыновства в начальной стадии есть «хамство». Утрата сыновства входит в русло «прогресса» и приводит к утрате не только священства, но и царства (см.: Призвание «ловец» – царя и апостола). Среди строителей Вавилона не было священника и не было царя.

Вавилон – это всемирная цивилизация. Духовно «Вавилон» – такое образование, где нет места священству и царству. Для соблюдения священства и царства необходимо – сохранение сыновства по отношению к отцу, земному и небесному. «Вавилон» есть утрата сыновства.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...