Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Женщины, на которых мужчине запрещено жениться до конца жизни



Постоянный запрет имеет три причины: кровное родство, родство

по браку и молочное родство. Все три причины упомянуты в Словах Всевышнего:

Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде.

Поистине, это является мерзким и ненавистным поступком и

Скверным путём. Запретны для вас ваши матери, дочери, сёстры, тётки со стороны отца, тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сёстры, матери ваших жён, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость — если же вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жёны ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запрещено жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный. И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы [если только они не стали вашими невольницами]. Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение [брачный дар]. На вас не будет греха, если вы придёте к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение [брачный дар]. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:22-24).

Абу Хурайра передаёт: «Пророк запретил жениться на женщине и её тётке по отцу или по матери одновременно». Смысл этого предписания в том, чтобы избежать разрыва родственных связей по причине взаимной неприязни, часто возникающей между жёнами одного человека.

А теперь поговорим об этих категориях более подробно.

1. Запрет по причине кровного родства (четыре вида):

— Предки человека: мать, бабушка со стороны матери, бабушка со

стороны отца и так далее.

- Потомки человека: дочь, внучка (дочь дочери или дочь сына) и так далее.

- Потомки родителей или одного из них: родная сестра, сестра по

отцу или по матери, их дочери, дочери детей братьев и сестёр и так далее.

- Прямые потомки (первая ступень) дедушек и бабушек: тётка по

матери и тётка по отцу — как самого человека, так и его матери или отца, дедушки или бабушки. Что же касается второй ступени родства

— дочерей тётки или дяди по отцу или по матери, то есть двоюродных

сестёр, то они не являются запретными для мужчины.

2. Запрет по причине родства по браку (четыре вида):

- Жена предка, из категории тех, кто получает при наследовании

долю, оставшуюся после тех, чьи доли определены Шариатом, а также тех, кто не относится ни к первой, ни ко второй группе, независимо от

того, вступал ли он в близость с ней или только заключил брачный договор. Сюда относится жена отца, а также жена деда по отцу и по матери. Дочь жены отца или её мать не становятся запретными для

мужчины, поэтому человек может жениться на женщине, а его сын —

на её дочери или матери.

- Жена потомка, из категории тех, кто получает при наследовании долю, оставшуюся после тех, чьи доли определены Шариатом, а также тех, кто не относится ни к первой, ни ко второй группе, независимо от того, вступал ли он в близость с ней или только заключил брачный договор, даже после того, как он покинул её по причине развода или своей кончины. Сюда относится жена сына и внука. Согласно ханафитскому мазхабу, запретны также дочь женщины, с которой мужчина совершил прелюбодеяние, и дочь жены, брак с которой заключён неправильно.

- Предки жены, независимо от того, вступал он с ней в близость или нет. Сюда относится мать жены и её бабушка, как со стороны матери, так и со стороны отца, потому что установленное Шариатом правило гласит: «Заключение брака с дочерьми делает запретными матерей, а вступление в близость с матерями делает запретными дочерей».

— Потомки жены, то есть падчерицы, если мужчина вступал в близость с женой. Если же он не вступал с ней в близость, а потом расстался с ней по причине развода или её кончины, то её дочь или другие потомки не становятся для него запретными.

3. Запрет по причине молочного родства. Этот запрет упомянут в Словах Всевышнего: «...ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сёстры...». А Пророк сказал:

«Молочное родство делает запретным то же, что и кровное родство» [Ахмад; Аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат- Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Маджа].

Муж кормилицы и его родственники становятся родственниками для вскармливаемого ею, и только для него, потому что «молоко — от мужа» — то есть от мужа кормилицы. Ведь она родила от него

ребёнка, и именно по этой причине у неё появилось молоко.

Согласно мнению большинства факыхов, молочное родство создаёт запрет потому, что из молока формируется плоть и кости

вскармливаемого ребёнка, независимо от того, много он получил молока или мало. А аш-Шафи'и считал, что для появления запрета должны иметь место пять обычных кормлений, причём не обязательно

досыта. Доказательство сторонников первого мнения — Слова Всевышнего: «...ваши матери, вскормившие вас молоком». В аяте сказано просто «молоком», и не упоминается определённое число кормлений, а это заставляет думать, что уже самого факта кормления достаточно для появления запрета. А доказательством утверждения аш-Шафи'и является хадис 'Аиши. Она сказала: «Среди ниспосланного было упоминание о том, что десять кормлений создают запрет, а потом это было отменено и заменено пятью известными, и на момент кончины Пророка оно было среди того, ЧТО читалось ИЗ Корана» [Муслим; Абу Давуд; ан-Насаи]. То есть после кончины Пророка «Щь люди продолжали читать это, не зная об отмене.

Временный запрет (пять видов)

1. Жена после окончательного (трёхкратного) развода. Всевышний сказал:

Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются несправедливыми. Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого...» (2:229-230).

Причём женщина должна выйти за другого мужчину с серьёзным намерением создать семью, а не в качестве «временного брака» или с целью провести с мужчиной одну ночь, чтобы потом можно было вновь соединиться с первым мужем. Брак, заключаемый с единственной целью — сделать женщину дозволенной для её первого мужа — недействителен в маликитском и ханбалитском мазхабах. Это


превентивная мера, к тому же есть хадис: «Посланник Аллаха проклял подвязывающую волосы и ту, которая просит их подвязать, а также делающую татуировку и ту, которая просит сделать её себе, и того, кто женится на женщине для того, чтобы сделать её дозволенной для первого мужа, и того, для кого он это делает...» [Ан-Насаи; ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал его достоверным].

В ханафитском мазхабе такой брак крайне нежелателен (его нежелательность граничит с запретностью). А в шафиитском мазхабе

такой брак считается недействительным, если при его заключении

прямо говорится о его цели, ибо это подобно временному браку. Если же о его цели не говорится прямо при его заключении, тогда внешне

брак действителен, а мерзкое намерение человека оставляется на суд

Всевышнего. То есть такой брак является запретным (харам).

2. Женщина, на которую имеет право другой мужчина. Имеется в виду замужняя женщина или та, 'идда которой ещё не кончилась. Согласно ханафитскому мазхабу, сюда же относится женщина, беременная от прелюбодеяния, а согласно маликитскому мазхабу — женщина, с которой совершили прелюбодеяние.

3. Женщина, которая не исповедует небесную религию. Сюда относится язычница, огнепоклонница, безбожница (материалистка),

коммунистка, экзистенциалистка, бехаистка и кадйанитка.

Что же касается вступления мусульманки в брак с не- мусульманином, то это однозначно запрещено, поскольку Всевышний

сказал:





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...