Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Промышленная революция и рабочий вопрос



Индустриализация охватила всю Европу, неизбежным следствием ее было рождение рабочего класса и пауперизация. Церковь начала терять рабочий класс уже в начале XIX в. Его решительное отдаление от христианства относится к более позднему времени. Реакция католической церкви на обнищание населения была быстрой и ограниченной. Она почти везде выражалась в основном в раздаче милостыни. Епископы повсюду были озабочены социальной ситуацией и падением нравственности.

Епископ Майнца Вильгельм Эммануил фон Кеттелер (1811 – 1877) разработал другой подход, основанный на пастырском и на политическом опыте. его идеи вдохновили социальную доктрину католической церкви, которая стала складываться в различных европейских движениях в особенности в объединении Фрибурга, образовавшемся вокруг будущего кардинала Мермиллода. Большое место в дискуссии занимал профсоюзный вопрос. Хотя очень опасались социализма. Рабочие же в свою очередь все больше отходили от Церкви в виду недостатка времени, средств, образования, интереса, отчасти увлечения политическими течениями.

62. Энциклика Rerum novarum и социальная доктрина Католической церкви

Папа Лев XIII в энциклике Rerum novarum (1891) придает социальной доктрине торжественную форму.

Энциклика посвящена положению рабочих, напоминает о необходимости и полезности физического труда. Церковь интересует «моральная сторона» экономики. Католическая церковь предлагает нечто среднее между известными экономическими течениями, некий путь размышления. Социальная мысль католиков носит в некоторой мере и исторический характер. Указывают, что в каждую эпоху у человечества была своя наука. Церковь должна приспособиться к изменениям в мире, в т.ч. и к техническому прогрессу, но при этом не подвергнуться обмирщению. Ставят своей целью переосмыслить идею развития с учетом социальных, прежде всего духовных нужд. Предлагают правильно использовать экономическое процветание. Целью экономики является не накопление, а служение общечеловеческими благам. Никогда нельзя забывать о Боге, делать экономику высшей целью. Церковь помогает человеку в Спасении, а не в земной экономической жизни. Собственность индивида – лишь его временное владение. С другой стороны доказывается незыблемость частной собственности (противоречие). Похоже, что при «историчности» концепции отношение к частной собственности тоже может меняться со временем. Трудовые отношения характеризуются партнерством и личной ответственностью за условия жизни себя и членов своей семьи. В условиях капитализма богатство одних, бедность других – все, даже ссудный процент – получают оправдание. Система наемного труда отнюдь не характеризуется как безнравственная и противоречащая морали. Хотя государство обязано поддерживать всех, а рабочие в принципе имеют право протестовать. Таким образом, главные черты католической социальной доктрины – эклектичность и невозможность применения на практике.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...