Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пантеизм Б. Спинозы. Учение о субстанции и модусах



Бенедикт Спиноза. 24 ноября 1632, Амстердам — 21 февраля 1677, Гаага. Нидерландский философ. Один из главных представителей философии Нового времени, рационалист.

Сочинения: «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей.», Спиноза О трех самозванцах (о трёх обманщиках), «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей», «Еврейская грамматика».

Свою метафизику Спиноза строит по аналогии с логикой в «Этике», его основном произведении. Что предполагает: 1. Задание алфавита (определение терминов), 2. Формулировку логических законов (аксиом), 3. Вывод всех остальных положений (теорем) путём логических следствий. Такая форма гарантирует истинность выводов в случае истинности аксиом.

Пантеизм: Учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральной идеей почти во всех формах пантеизма является космос как всеобъемлющее единство и священность природы. «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником через который пантеизм распространился в Европе.

Учение о субстанции и модусах: Занимающие около одной страницы определения, с которых начинается «Этика», почти полностью содержат основу спинозизма – новую концепцию «субстанции», определяющую смысл всей системы. Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «Бог») существует только одна, то есть она есть всё существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют место ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 2084 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...