Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закон перехода количественных отношений в качественные



Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессовпо степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы.

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

ü деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,

ü комуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и

ü конструкции (формирования, созидания нового).

Отрицание есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют в едином предмете или явлении. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материального мира.

Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”.

Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта:

1. субъективный дух (уровень индивида),

2. объективный дух,

3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

Основы ф-фии Гегеля:

1. Реальность как таковая есть бесконечный Дух (“Дух” есть то,что все в себя вбирает и преодолевает,

2. структура, сама жизнь Духа - и процесс в соответствии с которым развивается философское познание есть диалектика.

1. Реальное и действительное - это Субъ­ект, Мысль, Дух. Дух в самопорождении создает и преодолевает собственный. Определить, становясь, бесконечным. Бесконечное - позитив­ность, реализуемая через отрицание отрица­ния, свойственное всему конечному. Конечное как таковое имеет чисто абстрактную природу, ибо его нет в чистом виде. Это, по мнению Гегеля, основное положение любой философии. Гегелевский бесконечный Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике:

частное всегда разре­шается в общем,

сущее - в должном,

реальное - в разумном.

Движение как свойство Духа - это дви­жение самопознания.

В циркулярном движении духовной основы философии различают 3 момента:

1) бытие - в -себе,

2)инобытие, бытие - для -другого,

3) возвратное бытие-в-себе - и - для-себя.

Абсолют у Гегеля Выступает как некоторый круг кругов. Абсолют проходит 3 стадии: Идея, Природа, Дух.

Идея содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении, сначала объективируется в Природу, а затем через отри­цание отрицания, возвращается к себе самой в Духе. Дух- самопознание Идеи. Дух в действи­тельности - первичный момент.

Философия Духа структурирована в виде триад:

1) субъективный Дух,

2) объективный Дух,

3) абсолютный Дух как Бог.

1) Идея возвращается к себе из Духа, который поначалу был еще связан с конечным.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 761 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...