Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И.Кант как основоположник немецкой классической философии



Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 – 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 – 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 – 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 – 1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую системы, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

¨ Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

¨ Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания.

¨ Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И.Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего гносеологию и этику. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства и др.

¨ Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка, человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении.

¨ Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

Иммануил КАНТ (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В 1747-55 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

И.Кант начинал как ученый-естественник. С самого начала он не склонен был доверять авторитетам, однако никогда ни на кого беспочвенно не нападал. Он стремился к научному компромиссу.

«Всеобщая естественная история и теория неба» - его первая работа, принесшая славу – обосновывалось возникновение Солнечной Системы из газо-пылевой туманности, однако Кант полагал, что газ и пыль были сотворены Богом. Он считал, что все планеты Солнечной Системы были населены разумными существами, причем гениальность зависит от отдаленности от Солнца.

Однако были вопросы, на которые Кант не решался находить ответы. Например, он не знал, как из неживого возникло живое.

На формирование его мировоззрения оказал влияние Д. Юм. Кант тоже субъективный идеалист в вопросах познания, но в то же время он был материалист. Ноумены – вещи в себе, которые познать невозможно.

Теория познания:

Кант признавал существование мира вне зависимости от нас (вещи для нас) и мы можем познать его с помощью органов чувств. Вещи в себе – ноумены – познать невозможно и в попытках их познать разум впадает в противоречие с самим собой. Канту принадлежит тезис (теория) об антиномиях (противоречиях) разума В своей работе «Критика чистого разума» он выдвигает противоречия:

1. Логично допустить, что мир имеет границы во времени и пространстве. Мир не имеет границ.

2. Все состоит из простого. Абсолютно простого нет, все сложно.

3. В мире есть свобода. Свободы нет, все причинно-обусловлено.

Вопросы философии Канта:

1. Что такое человек? (этическое учение)

2. Что я могу знать? («Критика чистого разума»)

3. Что я должен делать? (этическое учение)

4. На что я смею надеяться? (трактат «О вечном мире»)

Бога Кант не отрицал. Доказательства первопричины и перводвигателя Аквинского отвергает и выдвигает шестое: «Каждый человек достоин справедливости и счастья, но в реальности это претворить невозможно, следовательно, должен быть Бог и будущая жизнь, где право на справедливость и счастье может быть реализовано».

«Категорический императив» - в соответствии с Кантовским Императивом человек поступает подлинно нравственно не тогда, когда желает проявить благородство/ помочь ближнему («имеет к этому склонность»), а когда руководствуется в своих поступках чувством долга. Именно долг – основа нравственности.

Сущность трактата «О вечном мире»: человечество, если оно хочет выжить, должно исключить войну из международной практики.

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг) пытался решать философские проблемы - о бытии, философия природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным) Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался:

1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского

2. выяснить, на чем основывается достоверность знаний.

3. исследовать формы и категории научного мышления...

Познание состоит из 3-х этапов:

- этап чувственного познания;

- этап рассудка, умственной деятельности;

- разум.

Критерием познания является практика, связанная с преобразованием человеческого разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии всего человечества, идея бога и другие идеи. Идеи и являются границей познания, пределом. Кант первый кто обозначает границы познания.

Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущении нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе”. Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о «вещах в себе», а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в которой мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжения). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синтетических суждений.

1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные

2.эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения.(все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение.

Вопрос об априорных синтетических суждениях он ставит в след форме:

1. как возможны такие суждения в математике

2.как возможны они в теоретическом естествознании

3.возможны ли они в метафизике.

Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривал в учении о формах чувственного познания.. По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждении математический синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувственном созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерцанию и пространству их безусловную всеобщность и необходимость.

Таким образом у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. То есть категории не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которыми рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По Канту ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Возникает вопрос: каким образом разнообразие чувств созерцаний превращается посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теоретического естествознания. В основе всех суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предмета и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и является как подчиненные 3 законам:

1 сохранения субстанции

2.причинности и

3.взаимодействия субстанций.

Эти законы принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предмету ту форму, под которой он только и может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. То есть не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а напротив, вещи природы - с формами ума.

Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.

Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из атомов, которые обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным, ввел понятие об отрицательных величинах. Роль формально--дедуктивных методов ограничивается в пользу опыта. Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.

При исследовании вопроса о границах и формах человеческого познания заявляет, что мир сущностей должен быть предметом веры. Вещи в себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его учение - трансцендентальный идеализм. Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о "вещах в себе". Достоверное знание существует – это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вещах в себе, а только о свойствах вещей, к которым Приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи в себе принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Учение о разуме и антиномиях. В разуме заложено стремление к высшему знанию, Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о существовании бога как необходимого существа. Предмет метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. Выход - в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе.

Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Этическое учение - гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя приносить ее в жертву даже ради блага общества. Кант стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между моральным или аморальным поведением человек и его счастьем не существует необходимого соответствия. Противоречие между моральным поведением человека и результатом этого поведения в эмпирической жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, которое требует справедливого соответствия. Бытие - требование практического разума человек если не приучается быть морально добрым, то становится, по крайней мере, хорошим гражданином.

О сновные положения критического периода изложены в произведении “Критика чистого разума”(1781) в котором он собирался разработать принципы теоретического и практического познания. “Критикой” он называл все, что подвергает критическому р/м-ю догматизм, под которым подразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику, начин с Декарта и до Лейбница. Одновременно он ставил перед собой задачу критически исследовать познавательные способности человека. Кант признавал, что наше познание начинается с опыта, но утверждал, что оно никогда не исходит из опыта. “Опыт никогда не дает своим суждениям истины и строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнит всеобщность” (посредством индукции). Всеобщность достигается лишь априорностью. Человеческое познание содержит всеобщие и необходимые истины, но они - чистые априорные суждения. Императив Канта - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу.

Существуют две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок. Чувственность дает возможность познавать явления (феномены). Рассудок дает возможность познавать мысленные представления. Имеются субъект и предикат (то, что говорится о данном субъекте). Существует два вида суждений: предикат повторяет то, что заключено в субъекте (аналитическое суждение); синтетические суждения (предикат добавляет новое к характеристике субъекта).

И.Кант родоначальник немецкого классического идеализма. Кант - основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так называемый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактики вне нашей Галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения - суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя.

В 1770 состоялся переход Канта к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии) - впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, то есть способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по Канту тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на котором основываются, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.

Это учение об антиномичности разума, служившее у Канта основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в немецком классическом идеализме. Так, в этике Кант провозглашал ее основным законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произведении искусства, и обусловленному только формой. Прогрессивным было учение Канта о роли антогонизмов в историческом процессе жизни обществава и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 8782 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...