Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сколько существует искусство, столько его подделывают. Проблема фальшивок особенно остро встала во второй половине XX века, когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, — обыкновенная подделка. В 1976 г. оказалось, что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою жизнь Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке их насчитывается 3000 — и это в авторитетнейших музеях мира, что же тогда можно сказать о частных коллекциях!
Число людей, желающих заниматься коллекционированием, растет, как и постоянно растет спрос на произведения известных мастеров. Проблема в том, что шедевров на всех не хватает. Такое несоответствие породило огромный, динамично развивающийся рынок подделок.
Качество исполнения фальшивок зачастую превосходит уровень экспертизы, и уберечься от подделок многим, особенно начинающим, коллекционерам практически невозможно. Невозможно и более-менее точно оценить количество фальсификата. Одни эксперты утверждают, что в иных частных российских коллекциях до трети подделок. Другие оценивают современный уровень количества подделок мастеров первого ряда в 60%, а среди рядовых вещей — еще больше. Третьи утверждают, что фальшивки фигурируют в 8-10% сделок.
Такое расхождение во мнениях объясняется тем, что торговцы живописью заинтересованы в занижении оценки
4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ
объема сделок с подделками, чтобы не «уронить» рынок; а коллекционеры и потенциальные покупатели склонны количество подделок завышать, чтобы сбить спрос и снизить цены.
Фактически весь рынок искусства держится на мнениях экспертов. Картина без истории ее появления и перемещения из рук в руки, атрибуции мало что стоит. Но, если экспертиза признает ее творением известного мастера, цена увеличивается астрономически. Так и фальшивка, имеющая сертификат подлинности, получает безоговорочное признание и выставляется на аукционах, в антикварных салонах, пока не найдет своего покупателя. Именно поэтому важным сегментом рынка подделок является изготовление фальшивых экспертных заключений.
Все фальшивки имеют ряд характеристик. Временная характеристика определяет время их рождения. Качественная — за что выдается: безымянную старую картину той или иной школы живописи; работу знаменитого или малоизвестного мастера. Эстетическая определяется уровнем профессионального мастерства исполнителя и степенью его приближения к решению поставленной задачи. Кроме собственно подделок, на рынке искусства в немалом количестве фигурируют картины, в свое время не подписанные автором и затем получившие чужие имя и подпись. Создание подделки с нуля —трудоемкий процесс, в котором принимают участие сразу несколько специалистов. Мастер-художник строго по заданию заказчика, который и отвечает за сбыт фальшивок, пишет картину, используя старый холст и краски, соскобленные со старых холстов. Реставратор придает вещи товарный вид (искусственное старение в специальных печах, поддельные кракелюры — трещинки в лаковом покрытии, забитые старой пылью), искусствовед создает ей подобающую легенду.
Экстравагантный способ подделки — «раскрутка» вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 1970-е гг. пошла австралийка Элизабет Дурак. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Элизабет Дурак четко уловила моду на «наивное искусство» и «этно». Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, — нанятый ею абориген,
оказался алкоголиком и даже не смог вывести на листе бумаги ровную линию. Элизабет отделалась символическим наказанием — суд учел, что благодаря ей во всем мире вырос интерес не только к искусству аборигенов, но и ко всей Австралии.
Бороться с подделками и выявлять фальшивки помогает анализ. Существует два вида анализа — искусствоведческий и технический.
Первый включает иконографию, занимающуюся изучением истории произведения, биографии и творчества его автора, и иконологию, которая исследует содержание и стиль произведения.
Иконографию с полным правом можно называть основой всех исследований. Очень важен также иконологиче-ский анализ, который дает много ценной информации — ведь каждый художник имеет свою специфическую манеру письма, которая является решающей в определении автора. Оживленные споры вызвала в свое время знаменитая картина «Гадалка» из музея Метрополитен, которая приписывалась Жоржу де Л а Туру. Сомнения были вызваны странным рисунком персидского ковра, не существовавшим во времена де Ла Тура, а также необычным видом камзола, застегивающегося на молнию. Внимательное изучение картины привело к разоблачению подделки.
Технический анализ подтверждает или опровергает выводы эксперта-искусствоведа. Исследование состава красок помогает определить дату написания полотна, отличить подлинник от подделки, указать на картине места, подвергшиеся реставрации.
Часто требуется экспертиза уникальных картин, когда можно взять только несколько миллиграммов краски. Тогда проводится нейтронно-активационный анализ, дающий возможность определить весь набор примесей в краске.
Рентгенография позволяет обнаруживать некоторые скрытые детали. После того как в 1848 г. критики дали разгромную оценку работе Милле «Пленение евреев в Вавилоне», картина исчезла. Историки искусства долго считали, что автор просто разрезал ее на куски. Но когда ученые подвергли рентгеновскому просвечиванию картину Милле «Юная пастушка», чтобы выяснить причины вздутия красочного слоя на ее поверхности, они обнаружили под ней утраченное «Пленение...».
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Богаче информация, получаемая с помощью нейтронной авторадиографии. Нейтроны были успешно использованы для определения подлинности нескольких произведений Ральфа Блейклока. После такой экспертизы картины «Ночные аллеи», автором которой многие годы считался Блейклок, музейную табличку пришлось заменить. Теперь на ней значится «неизвестный художник».
Макрофотография позволяет изучить характер трещин (кракелюров) на картине и лучше исследовать манеру письма художника, стиль эпохи.
Использование ультрафиолетовых и инфракрасных лучей позволяет различать переписанные места и отдельные добавления в картинах. Важное открытие сделал при помощи ультрафиолетовых лучей хранитель музея Курбе в Гренобле. У него вызвала сомнение подпись Курбе на портрете Поля Верлена. С помощью ультрафиолетового излучения выяснили, что на самом деле портрет работы Тома Кутюра. Неизвестный ловко стер «Тома» и «утюр», чтобы приписать картину Курбе, полотна которого стоят гораздо дороже.
В настоящее время успешно применяется рентгенография, дополненная методами информатики. Стало возможным «читать» раздельно последовательные слои картины, что в значительной мере облегчает анализ. Известно, что великие художники часто играли на прозрачности цветов, наложенных сверху, что позволяло им сделать какой-либо цвет более теплым или холодным. Каким обраеом удавалось Дега придать коже своих танцовщиц удивительную прозрачность? Исследуя под электронным микроскопом вертикальный срез живописи Дега, ученые установили, что для достижения этого эффекта художник накладывал один поверх другого семь-восемь слоев разных очень разбавленных красок, причем пользовался различными кистями. А имитаторы в такие тонкости не вникали и часто допускали ошибки в расположении и плотности слоев.
Метод термолюминесценции позволяет определить, сколько времени прошло с тех пор, как керамический предмет нагревался в последний раз. Измеряя интенсивность света, испускаемого изделием из керамики при нагреве, ученые могут получить ответ о накопленной им дозе рентгеновского излучения и, соответственно, о его возрасте. Применение термолюминесценции привело в смятение
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
музеи мира — многие произведения искусства, вызывающие общее восхищение, оказались ловкими подделками. Один из самых скандальных случаев — разоблачение «Китайской танцовщицы» из музея Раиса в Мангейме. В Институте ядерной физики имени Макса Планка возраст «Китайской танцовщицы» определили в 70 лет, а прежде считалось, что она создана 1700 лет назад.
К сожалению, мошенники, как и эксперты, не останавливаются на достигнутом, и подделки, как уже указывались выше, зачастую превосходят существующий уровень экспертизы.
Гарантировать стопроцентную подлинность тех или иных предметов искусства сегодня не может никто. Анекдот, приведенный в начале главы, можно больше не считать анекдотом. Известнейший мировой аукцион произведений искусства Сотбис дает гарантию атрибуции именно на два года! Сегодня это полотно может приписывается кисти Тициана, а через два года, благодаря вновь разработанным методам исследования, удастся установить, что это совсем не Тициан...
Можно сказать, что в настоящее время наибольшее количество поддельных работ встречается на рынке искусства старых мастеров, рынок же современного искусства еще достаточно насыщен оригиналами, хотя и здесь встречается немало сомнительных случаев.
4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ КАК СИНТЕЗ ТОВАРНОЙ И СТОИМОСТНОЙ СТРАТЕГИИ
Если товарная стратегия ориентирована на решение проблем потребителя с помощью конкретного товара, то ценовая стратегия решает преимущественно проблемы производителя. Однако главная особенность рыночного феномена товара заключается в его способности, удовлетворяя потребности потребителя, удовлетворять потребности производителя, одновременно решая их проблемы.
Поэтому особый интерес представляет функционально-стоимостный анализ (ФСА) — маркетинговая технология, сопрягающая цели потребителя и производителя. Оптимизацию качества товара ФСА сочетает с оптимизацией затрат. Первое направлено на четкое соответствие характеристик товара требованиям потребителя. Второе — прежде всего на снижение издержек и одновременное повышение конкурентоспособности. В этом плане ФСА предполагает интеграцию двух классов задач, решаемых в рамках товарной и ценовой стратегий маркетинга. ФСА может рассматриваться как синтез этих двух стратегий, как единая программа повышения эффективности деятельности фирмы. Связь ФСА с эффективностью наглядно выражена в формуле эффективности:
Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 572 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!