Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вторая курсовая работа – сравнительный анализ двух (трёх) произведений изобразительного искусства, ДПИ или архитектуры



Вторая курсовая работа представляет собой более сложный тип научной деятельности, позволяющей выйти на новый уровень развития аналитических способностей на основе освоения метода сравнительного анализа произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства или архитектуры. По объёму вторая курсовая работа содержит от 30 до 35 страниц текста.

Цель второй курсовой работы – развить и способствовать совершенствованию умений в сфере научной деятельности на основе освоения метода искусствоведческого сравнительного анализ.

Задачи второй курсовой работы:

1. Расширение познавательной базы в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, развитие навыков работы с литературой;

2. Развитие умений сопоставлять исторические факты и делать выводы;

3. Формирование и развитие аналитических способностей к сравнительному анализу произведений на основе тех или иных принципов и закономерностей с выявлением общего и частного, сущностного и второстепенного.

Содержание второй курсовой работы связано с особенностями изучения двух – трёх произведений на основе сравнительного образно-стилистического анализа композиции и раскрытия художественного образа произведений в контексте эпохи и значимости для современности на основе тех или иных категориальных принципов, закономерностей, характерных черт, типологизации, обобщения и дифференциации материала.

Наиболее типичные ошибки второй курсовой работы связаны с механистическим подходом или недопониманием специфики метода сравнительного анализа. Чаще всего текст представляет собой не связанное между собой некое соединение совершенно автономных частей на тему образно-стилистического анализа двух произведений, что не отвечает цели и задачам второго письменного задания.

Сложности в написании второй курсовой работы связаныс выбором произведений для сравнительного анализа, с определением проблематики, связанной с выбранными произведениями, с определением объекта, в рамках которого будут рассматриваться анализируемы произведения, структурно-конструктивного ведения исследования и логически обоснованного принципа изложения материала. В связи с чем, предлагается рассмотреть примеры возможных вариантов содержательно-структурных планов второй курсовой работы.

Содержательно-структурные варианты написания второй курсовой работы:

1. Последовательный принцип сравнения произведений.

Описывается одно произведение, а при описании второго постоянно делаются ссылки на первое с целью обнаружения сходства или различи в степени исследованности, стиле, содержании, форме, стилистике и технике исполнения, в целом в художественности образа. Например: Если в ранее рассмотренном произведении Саврасова мотив дороги, как отмечалось, не имеет самостоятельного значения, то у Левитана во «Владимировке» он имеет ту социально-историческую значимость, которая делает дорогу не только содержательным и структурно-конструктивным центром композиции, но и своеобразной автономной сюжетной линией в контексте «дороги скорби и печали».

Или делается анализ какой-то части по одному произведения, например, анализируется цветовая гамма, затем этот же компонент рассматривается во вором произведении, но относительно первого.

2. Параллельно-перекрёстный принцип сравнения произведений.

При таком способе изложения материала, сравнение любых элементов формы и содержания в контрасте или дополнении, идёт одновременно в рамках одного придаточного предложения или в рядом стоящих предложениях и абзацах. Например: Если путь Саврасова пейзажиста лежит от панорамного классицистического пейзажа к лирической интерпретации состояния образа скромной северной природы, то Левитан идёт от реалистическо-описательного изображения природных мотивов с включением стаффажных элементов до мастера пейзажа настроения с социальной или философской окраской.

При работе над данным текстовым объектом необходимо выделить ведущую идею или принцип, на основе которого будет делаться сравнение тех или иных произведений, ради чего будет производится это исследование.

Произведения могут рассматриваться по следующим параметрам:

1. Два произведения одного мастера, одно раннего периода, другое зрелого художника, возможно включение произведения поздних лет творчества.

2. Два наиболее значимых, или мало известных, или одно исследованное, а другое равнозначное ему, но мало исследованное.

3. Произведения двух мастеров одного жанра, одной страны, одного времени или разных стран и эпох. Например: тема парного портрета супругов даёт возможность сравнения «Автопортрета с женой» русского художника XVIII века А. Матвеева и произведениями зарубежных мастеров XVII века Рембрандта «Автопортрет с Саскией» или Ван Дейка «Автопортрет с женой» или его же кисти «Семейным портретом», или английским портретом XVIII века «Сквайра Хэллета с женой (Утренняя прогулка)» Т. Гейсборо.

4. Сравнение произведений на одну и ту же тему, например, евангельская трактовка греха, двух мастеров близких по времени, но принадлежащих к разным направлениям, таких как Поленов и Семирадский с произведениями «Христос и грешница».

5. Тема поисков религиозного идеала раскрывается в столь, казалось бы, разных и несопоставимых картинах русского художника н. XIX века А.Иванова «Явление мессии» и французского художника к. XIX Поля Гогена «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?», а между тем в них можно обнаружить общее стремление авторов в образной форме выразить смысл жизни, её цель в нравственном подвиге, или в слитности человека с природой.

Варианты сравнительного ряда можно продолжать до бесконечности, в связи, с чем ещё раз хочется подчеркнуть, что каждая курсовая работа должна вестись осмысленно, целеустремленно, чётким пониманием значимости конечного результата как раскрытия художественного образа по контрасту, близости или какому – либо содержательно-формальному нюансу.

Не освоив методологию композиционного образно-стилистического и сравнительного анализа невозможно браться за третью курсовую работу.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2000 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...