Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы рефератов. 1. Влияние философских идей античности на развитие медицины (Гиппократ)



1. Влияние философских идей античности на развитие медицины (Гиппократ)

2. Гален и синтез античной медицины.

Семинарское занятие № 1.

Вопрос 1. Миф как способ освоения мира. Гомеровская мифопоэтика и предфилософские идеи (чувство меры, искусство мотивации, стремление представить реальность во всей полноте, синтез индивидуального и всеобщего). Условия появления философии на фоне мифологического мышления в Древней Греции: дерзновенность греческого духа, принцип свободы, ценность личности, агонистический характер греческой культуры, опыт полисной государственности, феномен греческой гражданственности. Античная философия как целостный феномен. Этапы развития греческой мысли, общая характеристика.

Вопрос 2. Досократические школы – три поколения философов-досократиков. Первое поколение – Милетская школа, ионийцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен): постановка проблемы первоосновы сущего. Открытие разумного постижения мира, системность и ясность в понимании мира. Мир как Единое, ставшее многим. Становление, изменение эмпирически наблюдаемого мира как предпосылка для поиска единого основания целостного Космоса.

Второе поколение философов – Гераклит Эфесский и Парменид Элейский. Проблема подлинного неизменного основания и его рационального постижения: Гераклит - «Все течет, все изменяется»; Парменид - «Движения нет, поскольку оно логически невыводимо». Единство и различие позиций. Мнение и знание, рациональная истина и человеческий разум. Открытие Логоса и Бытия.

Третье поколение философов – Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Идея атома: вечность и неизменность атома, обоснование многообразия материального мира, утверждение единства мира и рациональное обоснование становления мира. Атом и пустота как универсальные объяснительные принципы, фундаментальное условие интеллигибельного постижения Космоса.

Вопрос 3. Причины изменения философской проблематики: от космологизма к антропоцентризму:

а) многообразие философских взглядов (наследие досократиков) и проблема условий достоверного рационального знания

б) расцвет политической и духовной жизни в Афинах и внимание к реальности человека, как действующего существа. Место человека в обществе.

Проблематизация человека Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Возможные интерпретации данного высказывания. Софисты как учителя мудрости. Разрешение софистами этико-политических и эпистемологических вопросов. Философское значение идей софистов. Сократ и проблема жизни человека в обществе: человек как субъект моральной и познавательной деятельности. Отличия в понимании человека Сократом и софистами. Добродетель как знание, учение Сократа о добродетелях: проблема всеобщего Блага. Проблема познания всеобщего Блага и позиция «знания незнания». Ирония. Диалог. Майевтика. Смерть Сократа: ее интерпретации и значение.

Семинарское занятие №2

Вопрос 1. Платон и Сократ, наследие Сократа как основание философских поисков Платона. Прокомментируйте слова А.Ф. Лосева о том, что «Платон вырастает на плечах Сократа»; слова Л.И. Шестова - «именно смерть Сократа… заставляет его (Платона) с новой силой ставить филсофские вопросы. Смысл «второй навигации», осуществленной Платоном и «открытие Гиперурании». Понятие «идеи» у Платона и его значение для философии. Учение об идеях как онтология и гносеология. Миф о пещере и его интерпретация. Понятие «интеллигибельности». Открытие интеллигибельности мира.

Вопрос 2. Утверждение Платона о том, что подлинным бытием обладает лишь мир идей становится самым привлекательным и самым критикуемым: Аристотель как первый серьезный критик учения Платона и слова Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Аргументы Аристотеля против учения Платона и обоснование понятий «форма», «материя», «энтелехия». Учение о причинах. Трактат «О душе». Учение о государстве. Понимание природы человека и идея общего Блага у Аристотеля. Значение наследия Аристотеля для философской традиции.

Семинарское занятие №3

Вопрос 1. Духовная и социальная «революция» Александра Македонского. Империя и место человека в ней. Человек как индивид, как подданный. Роль и значение философии в эллинистическом и римском мире. Проблема познания и причины, повлиявшие на снижение пафоса рационализма. Феномен веры и его место в эллинистической и римской культуре.

Вопрос 2. Философские школы и их проблематика. Кинизм: основные понятия и идеи – автаркия, автономия, апатия. Прокомментируйте слова Диогена - «ищу человека». Разрешение вопроса о природе человека и способа его достойного существования (человек должен быть «нагим и свободным»). «Сад» Эпикура. Призыв эпикурейце «проживи незаметно» и его возможные интерпретации. Понятия апонии, атараксии, эвдаймонии. Значение философских исканий для человека. Идея наслаждения. Стоики. Идея жизни согласно природе и Логосу. Этический идеал стоиков – мудрец как истинный хозяин Судьбы. Понятие апатии и ригоризма. Пиррон и моральный скепсис: нет и не может быть никакого рационального основания для предпочтения одного порядка вещей другому. Позиция индифирентности, афасия, атараксия и апатия. Неоплатонизм: отличие от существующих философских школ, проблема Единого.

Поясните, почему философия в лице эллинистических философских школ превращается в «карету скорой помощи, подбирающих многих, нуждающихся в утешении» (Б. Рассел).

Основная учебная литература

1. История философии/Под ред. В.П. Кохановского. Р-н-Д., 1999.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

3. Скирбекк Г., Гилье Н. история философия. М., 2000.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1999.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.

7. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Хрестоматия по истории философии. От Лаоцзы до Фейербаха. М., 1997.

2. История философии: Запад – Россия – Восток. Т.1. М., 1996.

3. Рассел Б. История западной философии. М., 1998.

4. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1998.

5. Льюис Дж. Г. Античная философия от Фалеса до Сократа. Минск, 1997.

6. Льюис Дж. Г. Античная философия от Евклида до Прокла. Минск, 1998.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

8. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1960.

9. Асмус В.Ф. Платон. М.,1969.

10. Тарнас Р. История западной мысли. М., 1995.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990.

Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2003.

Ко 2 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

Скирбекк Г., Гилье Н. история философия. М., 2000.

Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990.

ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Часа).

1. Как возможна средневековая философия?

2. Периодизация, основные темы и особенности средневековой философии.

3. Аврелий Августин. Философствование в вере.

4. Фома Аквинат и золотой век схоластики.

5. Поздняя схоластика. Разрыв веры и разума, церкви и мира, теологии и философии. Итоги тысячелетнего развития средневековой философии.

1 вопрос. Фундаментальные идеи философского плана Библейского послания. Откровение священного Писания как основа духовного события – встречи «Священного Иерусалима и Священных Афин». Философствование в вере.

Как можно прокомментировать утверждение: «Философия была спасена религией»?

2 вопрос. Патристика. Возможность и необходимость использования достижений античной философии для обоснования истин веры. Ориентация на Платона. Схоластика. Проблема гармонизации веры и разума. Аристотелизм. Рационалистская и мистическая линии внутри средневековой философии.

Что позволяет нам говорить об ориентации патристики на Платона, а схоластики – на Аристотеля? Своеобразие философствования. Текст священного Писания как исток философствования и конечная объяснительная инстанция. Экзегетика. Апофатический и катафатический характер философствования. Вера как особая способность души. «Схождение ума в сердце». Открытость истине. Корпоративность истины. Назидательный характер философствования. Основные темы. Бог как истинное бытие. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм. Тема тринитарности. Христологическая тема. Смысл явления Христа. Христианская антропология. Воплощение и развоплощение. Идея спасения. Самопознание как богопознание. Проблема добра и зла. Свобода воли и Высшее благо. Теодицея.

На каких догматах веры базируется христианская антропология?

Вопрос 3. Августин (354-430 гг.). Метафизика «душевных глубин». «Познай Бога и собственную душу. Бога – через душу, душу через Бога». «Я ошибаюсь (заблуждаюсь, обманываю себя), следовательно, существую» - о чём нам говорят эти суждения Августина?

Релятивистская теория времени. Внутреннее время.

Как возможен вопрос о времени? Природа зла и свобода воли. Относительность зла. Грех как торжество самодостаточности человеческого я. Истина и прозрение.

«Град земной» и «Град небесный». Эсхатологизм. Смысл истории как возможность её исчерпания. Человек есть любовь. Значение взглядов Августина для духовной жизни человека.

«Люби и тогда делай что хочешь!» Каков смысл этого утверждения Августина?

Вопрос 4. Фома Аквинат (1221-1274) и предельная систематизация христианского аристотелизма. Онтология Esse как бытие вообще и ens как отдельное бытие. Категории. Актуальность и потенциальность. Причины. Форма и материя. Душа и тело. Эпистемология. Проблема гармонизации веры и разума.

Английский историк 18 столетия Гиббон напишет: «…свершилось ужасное: вера победила разум!» Можно ли утверждать, что Аквинат начал бы с ним по поводу этого суждения спор? Почему?

Преодоление скептицизма.

Проблема добра и зла.

Как с позиций Фомы можно интерпретировать суждение: «Благими намеринями дорога в ад вымощена»?

Бог как конечная духовная цель. Бог и мир. Способы доказательства бытия Бога.

Удаётся ли Аквинату гармонизировать веру и разум?

Вопрос 5. Рост критических настроений среди схоластов. Прогресс знания. Номинализм. У.Оккам. Отрицание доказуемости догматов вероучения. Разрыв естественного знания и религиозной веры. Универсалии. «Бритва Оккама».

Какие факторы свидетельствуют об исчерпаемости схоластической проблематики и приближении окончания этой значительной эпохи?

Оказало ли средневековое мировоззрение в целом влияние на формирование медицинских взглядов и знание? Какое?





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 412 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...