Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задание 2. 1. Каким этическим термином Вы можете обозначить тех, кто считает, что смысл жизни заключается в достижении счастья:



1. Каким этическим термином Вы можете обозначить тех, кто считает, что смысл жизни заключается в достижении счастья:

а) гедонист; б) утилитарист; в) эвдемонист; г) циник; д) стоик?

2. Можно ли утверждать, что в приведенном ниже индийском изречении выражен смысл жизни? «Когда ты явился на свет, ты плакал. А все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался».
3. Известно, что счастье каждый понимает по-своему. Возможно ли общее определение счастья, которое бы было справедливым для всех?

Задание 3. О каких условиях счастья говорят пословицы разных народов?
-У дурака и счастье глупое (китайская).

- Счастье приходит в дом, где слышен смех (японская).

- Кто за счастье борется, к тому оно и клонится (русская)

-Пока горя не увидал, счастья не поймешь (армянская)

Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (русская)

-

Задание 4. Разделяете ли Вы мнение о том, что «нельзя целью поставить себе счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто поставит какую-нибудь цель и достигает её после большого труда» (М.М.Пришвин).

В чем Вы видите смысл Вашей жизни?

Задание 5. Прокомментируйте приведенные ниже высказывания, укажите, чем различаются взгляды их авторов на любовь.

"Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя в другом "Я" и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой" (Г.В.Гегель).

· Б. " Половая жизнь для создания здорового революционно-классового потомства, для правильного боевого использования всех энергетических богатств человека, для революционно-целесообразной организации его радостей, его боевого формирования - вот подход пролетариата к половому вопросу...Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно- пролетарской целесообразности.. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая..."(М.Залкинд).
"Гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, и поэтому любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится сделать из них культура, недостижимо" (З. Фрейд)
Г. "В любви проявляется не только данное природой, но и внесенное
культурой" (В.И.Ленин).
Задание 6. Поразмыслите над приведенными афоризмами, сделайте выводы для себя.

· Любовь - это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня - нет и благородной любви (В.А.Сухомлинский

· Если собираетесь кого-либо полюбить, научитесь сначала прощать (А.В.Вампилов).

· Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье (А.Камю).

· Кто не умеет ненавидеть, тот не умеет и любить (немецкая посл.).

· Первый симптом любви у молодого человека - робость, а у девушки смелость (В.Гюго).

· Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит (В.Белинский).

Задание 7. Прокомментируйте слова древнего мудреца: «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье! Кто знает их границы? Они не имеют постоянства» (Лао-Цзы). Согласны ли Вы с ним?

Задание 8. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.

Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.

Задание 9. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).

Задание 10. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-

Задание 11. Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])».

Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

Литература

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.,1990.
Василев К. Любовь. - М., 1982.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г Этика. - М.,1999. С. 190-199; 205213; 295-303.
Джидарьян И.Л. Представление о счастье в Российском менталитете. - СПб., 2001.
Жизнь и смерть: загадки и противоречия. - М., 1990.
Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов н/Д, 2000. С.356-382.
Кант И. Из «Лекций по этике (1780-1782)» // Этическая мысль, 1988. С. 310-320.
Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - М., 1985.
Кон И.С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль.- М., 1990. С..58-89.
Е0Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль. - 1990. С.360-477.
Льюис К. Любовь, страдания, надежда. - М., 1992. С.212-251.
Любовь в письмах выдающихся людей ХУШ и Х1Х века: Избранные письма. - М., 1990.
10Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личности
к миру. - М., 1986. 10Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. Счастье (систематизация мудрых
изречений) // Этическая мысль. - М.,1988. С. 258-282. 10Мир и Эрос: Антология философских трактатов о любви. - М.,1991.
10Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. - М., 1989.
Рюриков Ю.В. Три влечения. - М., 1986. О смерти и бессмертии. - М., 1991.
Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. - М., 1987.
Семья. Книга для чтения. В 2 тт. - М., 1991. Соловьев В. Смысл любви. - М., 1991.
Сосновский А.В. Лики любви: Очерки истории половой морали. - М., 1992.
Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981 Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. соч. В 22-х тт., т.16. - М., 1983. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - №6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990. Философия любви: в 2-х тт. - М., 1990. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - М. 1989. Фромм Э. Искусство любить (исследование природы любви). - М., 1991.
Шердаков В.Н. Размышления о любви и нравственном долге //
Этическая мысль. - М., 1988

Этика: Учеб. пособие. - Мн., 2002. С.224-265;342-486. 31. Этика: Энциклопедический словарь. С. 127-129; 241-245; 445-447; 486-487.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 750 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...