Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.)



В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Леонардо по­священа колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его

жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо да Винчи был выдающимся человеком своего времени, круг интересов которого был очень широк: литература, музыка, живопись, архитектура, скульптура, наука. Кроме того, он был учёным-изобретателем.

Леонардо да Винчи родился в се­лении Анкиано близ Винчи, недале­ко от Флоренции; он был внебрач­ным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив не­обычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастер­скую Андреа Верроккьо. В картине учителя “Крещение Христа” фигура одухотворённого белокурого ангела принадлежит кисти молодого Лео­нардо.

Среди его ранних работ картина “Мадонна с цветком”. В от­личие от мастеров 15 в. Леонардо отказывается от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, на­сыщенного изображениями фона.

Картина “Мадонна с цветком” воспринимается как простая сцена радостного материнства юной Марии. Две круп­ные фигуры заполняют всё прос­транство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холод­ное голубое небо. Запёчатлён кон­кретный момент: мать, сама ещё ла­сковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и

наблюдает, как серьёзный малыш внимательно рассматривает незна­комый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.

Леонардо много эксперименти­ровал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Ита­лии перешёл от темперы к живопи­си маслом. “Мадонна с цветком” ис­полнена именно в этой, тогда ещё редкой, технике.

Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим си­лам ни как учёный-инженер, ни как живописец: изысканная утончён­ность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендо­вал себя при этом в

первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротех­нических работ и только потом как живописца

и скульптора. Однако первый миланский период твор­чества Леонардо (1482—1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным ху­дожником Италии, занимался архи­тектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проек­ты, Леонардо удавалось осущест­вить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро, продолжалось (с перерывами) более десяти лет, но она так и не бы­ла отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватив­шими Милан.

Это единственное крупное скульп­турное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников.

Представление о статуе можно составить на основа­нии рисунков, запечатлевших раз­ные варианты и этапы работы над ней. Первоначально статуя изобра­жала всадника в стремительном движении, на вздыбленном коне, но её отливка оказалась техниче­ски невозможной; позднее мастер нашёл более спокойное решение. Памятник Сфорца должен был бо­лее чем в полтора раза превысить конные монументы, выполненные Донателло и Верроккьо. Монумент прозвали Великим Колоссом.

До нашего времени дошли живо­писные работы Леонардо милан­ского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрожде­ния стала “Мадонна в гроте”. Живописец отошёл от тра­диций 15 столетия, в религиозных картинах которого преобладала тор­жественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: жен­ственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоан­на Крестителя, и коленопреклонён­ный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально пре­красны, естественно связаны с окру­жающей их средой. Это подобие грота среди тёмных базальтовых скал с просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж: в целом фантастически таинствен­ный, но в частностях — в изображе­нии каждого растения, каждого цветка среди густой травы — выпол­ненный с точным знанием природ­ных форм.

Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато.

В Милане, по-видимому, мастер создал полотно “Мадонна с Младен­цем” (“Мадонна Литта”). Здесь в от­личие от “Мадонны с цветком” он стремился к большей обобщённости и идеальности образа. Изображён не определённый момент, а некое длительное состояние спокойной радости, в которое погружена моло­дая прекрасная женщина, кормящая грудью ребёнка. Выразительна чёт­кость уравновешенной композиции с двумя симметрично расположен­ными окнами, между которыми впи­сан живой и гибкий силуэт женской полуфигуры. Холодный ясный свет озаряет её тонкое, мягко вылеплен­ное лицо с полуопущенным взором и лёгкой, еле уловимой улыбкой.

Картина написана темперой, прида­ющей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые тёмно-золотистые вьющиеся волосы Младенца; не по-детски серьёзен его внимательный взгляд, устремлённый на зрителя.

Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо “Тайная вечеря”, испол­ненную им в 1495—1497 гг. по зака­зу Лодовико Моро для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого прославленно­го произведения Леонардо трагич­на. Ещё при жизни мастера краски начали осыпаться. В 17 в. в стене трапезной пробили дверь, уничто­жившую часть композиции, а в 18 в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске на­несли неумелые реставрации.Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба. Предпринятая в 1945 году реставрация спасла роспись от дальнейшего разрушения.

Огромная фреска занимает всю торцевую стену трапезной. Христос, фигура которого находится в центре, на фоне дверного проёма, и апостолы восседают за столом. Изображена драматическая кульминация трапезы, когда Христос произносит роковые слова: “Один из вас предаст меня”. Они вызывают у

апостолов гамму разнообразных чувств: отчаяние, испуг, недоумение, гнев. Некоторые вскакивают с мест, бурно жестикулируют. Художник объединяет персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и располагает их слева и справа от Спасителя. Образ Христа – не только пространственный, колористический, но и духовный центр композиции. Учитель одинок в своём спокойствии и покорности судьбе. Иуда выделяется среди участников трапезы движением назад, судорожным жестом руки, затенённым профилем.

Когда Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитаний. Некоторое время он работает во Флоренции. Пишет портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо.

Портрет, известный как “Джоконда”, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне скалистого пейзажа, полон живой и нежной трепетности. В истории мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и магической силой. В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, в знаме­нитую, словно скользящую загадоч­ную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица за­ряд такой интеллектуальной и ду­ховной силы, который поднял её об­раз на недосягаемую высоту.

В последние годы жизни Леонар­до да Винчи мало работал как ху­дожник. Получив приглашение от французского короля Франциска I, он уехал в 1517 г. во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер.

Леонардо писал произведения на исторические темы (“Битва при Ангиаре”), автопортреты, занимался графическими изображениями, основал художественную школу.

Нельзя себе представить, что Ле­онардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И, тем не менее, его личность выходила за пределы сво­его времени, поднималась над ним. Творчество

Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникаль­ности его дарования позволяют су­дить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Ле­онардо да Винчи, зарисовками, на­бросками, схемами неразрывно связаны рукописи, посвя­щенные точным наукам, и рабо­ты по теории искусства. В знамени­том “Трактате о живописи” и других его записях большое вни­мание уделено изучению человече­ского тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоцио­нальным состоянием человека. Мно­го места отдано проблемам све­тотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические иссле­дования, уникальность его личности прошли через всю историю миро­вой культуры, оказали на неё огром­ное влияние.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...