Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Живопись. Главный девиз художников 15 века - изображать так, как мы видим.



На протяжении 14 века влияние Джотто во Флоренции постепенно ослабевает.

Главный девиз художников 15 века - изображать так, как мы видим.

Огромная роль, которую в архитектуре сыграл Брунеллески,
а в скульптуре - Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо.
Брунеллески и Донателло переживали творческий расцвет, когда родился Мазаччо.

Первым живописцем Раннего Возрождения был Мазаччо, проживший всего 27 лет, но внёсший значительный вклад не только в живопись эпохи Возрождения, но и во всё мировое искусство.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) был основоположником флорентийской школы живописи Кватроченто. В его работах, религиозных по тематике, отразилось представление о совершенной человеческой личности. В своём творчестве Мазаччо продолжил поиски обобщённого героического образа человека и способов правдивой передачи действительности.

Достижения Мазаччо:

- объединение фигуры с пейзажем,

- введение воздушной перспективы,

- трёхмерность пространстдаа,

- применение впервые научной перспективы,

- изображение обнажённых тел.

Так же как и у Джотто, в творчестве Мазаччо нашла отражение среда, окружающая человека; художник применяет линейную перспективу и светотеневую моделировку.

Начало творческой деятельности Мазаччо приходится на расцвет во Флоренции готического искусства. Однако художник остался равнодушным к традиционному искусству, написав в готическом стиле только одно из своих ранних произведений -
”Распятие”, что говорит о творческой независимости и яркой
индивидуальности мастера.

Ярким образцом самобытности творчества являются фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине (Флоренция).

Перед живописцем стала задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нём мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение,психологическую глубину образов.

Сюжеты росписей капеллы Бранкаччи в основном посвящены истории апостола Петра.

В цикле произведений достигнута невиданная ранее сила
выражения человеческих чувств. Особенно это видно в сцене
”Чудо со статиром”, где четко прослеживаются три сюжетные
линии: разрешение Христом спора, возникшего между апостолом Петром и сборщиком податей; сцена извлечения монеты из пасти рыбы; вручение статира сборщику податей. Композиция этой сцены построена не по временному принципу, а по смысловой значимости того или иного события.

Мазаччо в библейские сюжеты вводит элемент жанровости, правдиво изображает персонажей сцены, естественно передаёт движения, жесты, мимику. Впервые в живописи изображает обнаженные фигуры (“Изгнание Адама и Евы из рая” - фреска в капелле Бранкаччи). Главное во фреске - не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам и рыдающая Ева.

В середине 15 века живопись Италии переживает бурный расцвет. Ведущей остаётся флорентийская школа.

В середине и второй половине 15 века флорентийская школа выпустила таких художников, как:

- Пьеро делла Франческа - один из крупнейших монументалистов и теоретиков живописи Раннего Возрождения. Работал во Флоренции, в городах Римини, Урбино, Риме, Ферраре. В своем творчестве особое внимание уделял проблеме света и тени, цвета; пропорциональности фигур, утверждая, что пропорция есть мать и королева искусства (“Крещение Христа”, “Поклонение волхвов”, “Мадонна Милосердия”, “Герцог Урбинский”). Мастер профильных парных портретов.

- Фра Филиппе Липли - его творчество отличал повышенный интерес к античности, выразившийся в росписях, украшенных архитектурно-декоративными элементами. Светское начало, стремление к повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в произведениях художника. Его фрески жизнерадостны, мягки, насыщены колоритом (“Мадонна с Младенцем”).

- Фра Беато Анжелико - писал фрески и картины религиозного содержания в ярких и чистых тонах, широко применяя золото.

- Деменико Венецнано - уроженец Венеции. Художника чрезвычайно интересовал колорит. Венециано был первым в Италии, кто независимо от нидерландских художников стал использовать технику масляной живописи. Мастер изысканных профильных женских портретов. Картины Венециано отличают богатая цветовая гамма, умение передавать световоздушную среду.

Еще один мастер Раннего Возрождения - Паоло Уччелло - писал картины только на светские сюжеты. Особенно его привлекали красочные сцены битв, в которых художник показывал своё умение изображать коней и рыцарей в движении (“Битва при Сан-Романо”). В “Битве при Сан-Романо” художник в полной мере проявил своё искусство владения перспективой. Данная работа - одна из трёх картин, повествующих о трёх различных стадиях битвы между войсками Флоренции и Сиены в 1432 году. Работа полна динамизма. Отличается декоративностью, нарядной сказочностью.

Андреа Мантенья - главный представитель ренессансной
живописи Северной Италии второй половины 15 века. Работал в Падуе, Мантуе. Мантенья выполнял в Мантуе разного рода
строительные работы, оформлял театральные представления и
улицы для празднеств. Но главным его делом было создание
многочисленных росписей, украшавших дворцовые покои.
Творчество художника отличается смелостью пространственных решений, монументальностью и реалистической выразительностью образов, умелым использованием перспективы (“Мёртвый Христос”, “Казнь св. Иакова”, “Триумф Цезаря” - произведение из 9 полотен, “Распятие”).

К концу 15 столетия в Италии выдвинулись и другие крупные центры искусства, но, тем не менее, Флоренции принадлежала ведущая роль в утверждении аристократически изысканного художественного образа.

Венецианская школа стояла в 15 веке особняком в истории живописи итальянского Возрождения. Три наиболее выдающихся венецианских художника 15 века были членами одной семьи - Якопо Беллини и его сыновья Джентиле и Джованни Беллини. Художники испытали значительное влияние творчества Мантеньи.

Знаменитое произведение Джованни Беллини - портрет дожа Леонардо Лоредано - художник отказывается от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи Раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст.

Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли, современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.

Алессандро Филипепи, прозванный Боттичелли (1445-1510 г.), родился во Флоренции. Он учился живописи у Филиппо Липпи, посещал мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизился с Леонардо, который также был учеником Верроккьо.

Его имя стало известно благодаря картине “Поклонение волхвов”, которая привлекла к себе внимание семьи Медичи. На картине были изображены три поколения этих некоронованных правителей Флоренции. Боттичелли стал работать при дворе Медичи.

Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации пользовалось большим успехом в кругу высокообразованных флорентинцев. В искусстве Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения преобладало личное переживание мастера. Исключительно чуткий и искренний, художник прошёл сложный и трагический путь творческих исканий - от поэтического восприятия мира в юности, до болезненного пессимизма в зрелом возрасте.

Его знаменитые картины зрелого периода “Весна” и “Рождение Венеры” навеяны стихами выдающегося гуманиста Анджело Полициано, придворного поэта Медичи. Аллегорическая картина “Весна”, написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. На фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные фигуры. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Её окружает обязательная свита: амур с луком парит над её головой, три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора, в венке и затканном цветами платье шествует стремительно и так легко, что еле касается босыми ногами земли. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий объединяет композицию в единое целое, создаёт утончённую цветовую гармонию. Художник применил архаичный для своего времени приём — тончайшую штриховку золотом некоторых деталей, среди них — цветы, плоды, венцы, рисунок тканей. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев. Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций прославляет наступающую Весну, праздник природы, человеческих чувств.

Одно из самых пленительных созданий мировой живописи - картина “Рождение Венеры”. Картина изображает Венеру, богиню любви и красоты, плывущую на большой раковине. На берегу Венеру поджидает нимфа, которая спешит накинуть на её плечи светло-малиновое покрывало. Мастер золотит развеваемые ветром волосы Венеры, и это придаёт женственному облику что-то неземное. Явление божества, далёкого от реальности, отражено и в гамме холодных, прозрачных, светлых красок.

В живописи Раннего Возрождения среди множества лиц - прекрасных и почти уродливых, но всегда значительных - образы женщин, девушек, юношей и детей, принадлежащие кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты, беззащитности, невысказанной грусти. Образ Венеры - высшее воплощение этого идеала.

В начале 90-х г.г. 15 столетия в творчестве Боттичелли
произошёл решительный перелом. На него оказали сильнейшее
влияние страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство, аристократию, богатых и гуманистическую культуру. Когда в 1494 г. Медичи были изгнаны из Флоренции, а во главе республики фактически оказался Савонарола, Флоренцию охватил религиозный фанатизм.На улицах запылали костры, в которых горели предметы роскоши и даже произведения искусства. Боттичелли с его жадным интересом к политической жизни и страстностью религиозных исканий, мучительно метался между гуманистической ренессансной культурой художественного кружка при дворе Медичи и призывами к аскетизму Савонаролы. Сильное впечатление на мастера произвела казнь монаха, обвинённого в ереси: он был повешен, а затем сожжён на костре.

В позднем периоде творчества Боттичелли предпочитал писать картины на религиозные сюжеты трагического характера. К ним относятся две картины “Оплакивание Христа”. Одна из самых известных картин того времени - так называемая “Покинутая”: у запертых бронзовых ворот сидит девушка, закрывшая лицо руками - олицетворение безнадёжности, одиночества, трагической судьбы.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...