Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России



Подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества. Вначале развилась общинная помощь. У славянских племен этика взаимной помощи, распространялась и на своих и на «чужих». Наиболее широко известным сводом религиозных норм и правил является Библия. В Ветхом Завете содержатся этические требования, предписывающие оказывать помощь человеку-соплеменнику и чужеземцу. Ветхий Завет требует и оказания помощи бедным, нуждающимся, причем речь идет как о моральной поддержке, так и о материальной помощи.

В Новом Завете с ложились этические принципы в отношении помощи и поддержки страждущих, нищих, убогих и сирот. Проблемы этических основ оказания помощи нуждающимся отражены и в светских источниках, таких, как “Домострой”, “Пчела”, “Златоуст”, «Поучение» 1099 г Владимира Мономаха затрагивает проблему помощи нуждающимся. Писал о необходимости проявлять неустанную заботу о нищих, убогих, сиротах, вдовах, поддерживать их материально и восстанавливать социальную справедливость, защищая слабых от притеснений сильных.

Православная доктрина помощи ближнему основана на надежде на вознаграждение в виде Царствия Небесного. Не нуждающийся был целью помощи – он был лишь условием, с помощью которого помогающий получал некие духовные блага; средством же получения этих благ выступала деятельность, направленная на оказание помощи. Основа помощи ближнему - забота в первую очередь о собственной душе, ее совершенствовании, в конечном итоге - о собственном благе, что является проявлением индивидуализма. При этом считалось, что благополучие отдельных личностей служит условием благополучия всего общества.

Целью религиозной морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, смиренного, заботящегося о совершенствовании своей души. Именно забота о собственной душе требует от верующего помощи ближнему, заботы о нем. В связи с этим нищий полезен богатому - он дает ему возможность свершения богоугодных дел, без которых невозможно обрести рай после смерти. Мысль о душе богатого благотворителя прослеживается более четко, чем сострадание бедняку.

Широко были распространены на Руси традиции частной благотворительности. Князья, представители духовенства, купцы, простые крестьяне, кормили нищих, подавали милостыню деньгами, продуктами и одеждой, давали временный приют. Фактически до XX века в некоторых русских деревнях и местностях сохранялся древнейший обычай пускать к себе в дом на постой странников, оказывать индивидуальную и коллективную помощь неимущим соседям, разбирать по домам и усыновлять осиротевших детей, не ожидая в результате этого прибыли или благодеяния, а просто потому, что нельзя не помочь людям, оказавшимся в беде и нужде. В наше время происходит постепенная переоценка целей современной цивилизации, традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек. Нормы совместного существования людей в обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому человеку, нуждающемуся в ней, основанной на любви к человеку, уважении его прав, принципах гуманизма и социальной справедливости. Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов.






Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 2207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...