Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение "Великого единства" (датун) и создание моисткой организации 3 страница



21. Конфуцианство: возникновение и начальный этап развития. Конфуцианство (儒学 rúxué) — этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая,Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «школа ученых», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»); «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке. Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.. Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии

22. Маоизм и легизм. На формирование маоизма, помимо конфуцианства, значительное влияние оказал легизм. Мысль применить идеи легизма в современных условиях с целью абсолютизации власти и создания мощного государства, делающего основную ставку на войну, была подхвачена в Китае в конце 50-х годов маоистами. Выступая в 1958 г. на совещании в Бэйдайхэ, Мао Цзэ-дун призвал «сочетать при управлении государством К. Маркса и Цинь Ши-хуана». КНР отходит от политики борьбы за мир и мирное сосуществование, делает ставку на международную напряженность и мировую войну. Однако широко использовать политические идеи легизма маоисты смогли, лишь начиная с «культурной революции», когда им удалось утвердить свою военно-бюрократическую диктатуру, представляющую абсолютизированную в духе легизма политическую власть, опирающуюся на насилие и милитаризм. Главное, что роднит маоизм с легизмом, — это идея создания богатого государства и сильной армии как инструментов, с помощью которых можно добиться гегемонии на международной арене. Воздействие легизма на маоизм проявляется как в идейном, так и в практическом плане, и прежде всего — в механизме политического управления обществом и «искусстве» борьбы за утверждение диктаторской автократической власти. Само собой разумеется, что это воздействие не бросается сразу в глаза, хотя один его элемент — насилие — хорошо заметен и известен. Другие же элементы обычно скрыты от глаз тех, кто мало знаком с китайской политической традицией. В отличие от конфуцианского учения о подчинении личности старшим и вышестоящим легизм требовал ее абсолютного и беспрекословного подчинения интересам государства, олицетворяемого императором-деспотом. Подобным же образом поступает и маоизм. Личность для маоистов — лишь инструмент осуществления их замыслов, ее воспитывают в духе фанатической покорности маоизму, прививая мысль, что человек — это «винтик» в механизме маоистской государственной машины. Известно, что маоизм равнодушен к закону, но очень охотно использует другие компоненты легизма — искусство управления людьми (шу) и насилие (ши). В современном Китае насилие и принуждение стало нормой политической жизни, особенно ярко проявившейся в ходе «культурной революции», возведенной в некую социальную закономерность на X съезде КПК. Слежка, доносы и взаимная ответственность, которые ввели в своем государстве легисты, сегодня — обычные явления в жизни Китая, в результате чего население страны находится в постоянном страхе. С помощью этих же методов маоисты фактически управляют государственным и партийным аппаратом. Маоизм относится к войне, по существу, так же, как и легизм. Он видит в ней главное средство решения стоящих перед Китаем проблем. В духе легизма маоизм постоянно прославляет и возвеличивает войну. Для Мао Цзэ-дуна война — высшая форма политической борьбы, а армия — высшая форма социальной организации. У маоизма с легизмом существует известная общность и в некоторых экономических установках. Как известно, легизм считал, что «земледелие — это ствол, а ремесла и торговля — ветви». Традиционная китайская теория о том, что земледелие представляет собой основу государства, нашла отражение в установке маоистов: «Сельское хозяйство — основа экономики», что привело, как известно, к постановке в КНР сельского хозяйства на первое место и изменению пропорций в росте промышленности и сельского хозяйства в пользу последнего. Легисты — враги культуры, просвещения, знаний. «Когда знания поощряются и не пресекаются, они увеличиваются, но когда они увеличатся, то невозможно будет управлять страной»; «Если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить нелегко», — утверждал Шан Ян. Он считал опасным и вредным для государства «острый ум, ученость, образованность». После X съезда КПК (август 1973 г.) апология легизма стала еще более активной. Всячески понося конфуцианство и конфуцианцев, связываемых с «мошенниками типа ЛюШао-ци и Линь Бяо», китайская пропаганда стала еще усиленнее расхваливать легизм, открыто сближая его с маоизмом. С помощью легизма оправдывались жестокости «культурной революции» и расправа Мао Цзэ-дуна над оппозицией.

23. Переход к политике «реформ и внешней открытости». 9 сентября 1976 г. на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. Этого ожидали и к этому готовились различные фракции в руководстве КНР, лидеры которых понимали, что борьба за власть неизбежна. Неоспоримые преимущества в ней имели те, кто своей политической карьерой был обязан «культурной революции», которую впоследствии в Китае стали называть периодом «десятилетней смуты». За годы «десятилетней смуты» в КПК вступило около 20 млн человек, составлявших примерно 2/3 партии, насчитывавшей к 1976 г. 30 млн. К лагерю выдвиженцев «культурной революции» принадлежало большинство руководящих партийных работников и чиновников в системе административного управления страной. Особенно прочными позициями, как казалось, обладали сторонники наиболее радикальной фракции «культурной революции» — «четверки». Им принадлежало около 40% мест в составе ревкомов, примерно половина членов и кандидатов в члены ЦК КПК ориентировались на руководителей этой фракции. Сторонники «четверки» контролировали средства массовой информации, имели прочную базу в Шанхае, где было создано поддерживающее их народное ополчение, насчитывавшее 1 0 0 тыс. человек. Естественными союзниками группировки Цзян Цин выступали не входившие в нее организационно прочие выдвиженцы «культурной революции», наиболее видной фигурой среди которых был ХуаГофэн, сосредоточивший в своих руках после смерти Мао Цзэдуна высшие партийно-государственные посты. Наиболее заметными деятелями среди «выдвиженцев» были командующий пекинским военным округом генерал ЧэньСилянь, начальник воинской части 8341, предназначенной для охраны центральных партийных органов, Ван Дунсин, мэр Пекина У Дэ. В целом дея­телям «культурной революции» принадлежало устойчивое большинство в Постоянном комитете политбюро ЦК КПК, в который сразу после смерти Мао Цзэдуна входили Х у а Гофэн, Ван Хунвэнь, ЧжанЧуньцяо и ЕЦзяньин. Лишь маршал ЕЦзяньин, занимавший пост министра обороны, представлял в ПК политбюро не просто армию, но силы, стремившиеся к восстановлению политической стабильности в обществе на основе возвращения к политическому курсу первой половины 50-х гг. Из действующих в тот период крупных политиков он мог рассчитывать на поддержку заместителя премьера Госсовета и члена ПБ Ли Сяньняня. Подобно тому, как естественными союзниками «четверки» были выдвиженцы «культурной революции», возглавляемые ХуаГофэном, стремившиеся к политической стабильности представители армии искали поддержки фракции «старых кадров», признанным лидером которой был Дэн Сяопин. Однако эта фракция, несмотря на первые шаги по реабилитации, предпринимавшиеся в первой половине 70-х гг. сначала Чжоу Эньлаем, а затем Дэн Сяопином, была крайне ослаблена. Сам Дэн Сяопин после апрельских событий на площади Тяньаньмэнь был лишен всех партийно-государственных постов. Под предлогом необходимости лечения он был вынужден укрыться на юге в Гуанчжоу, где ему оказывал покровительство видный военный деятель КНР, руководитель гуанчжоуского военного округа генерал СюйШию. Помимо гуанчжоуского военного округа Дэн Сяопин мог рассчитывать на поддержку руководства фучжоуского и нанкинско-го военных округов. В канун смерти Мао Цзэдуна определилась позиция высшего военного руководства. В Гуанчжоу приезжали ЕЦзяньин и некоторые представители руководства КПК для секретных переговоров с Дэн Сяопином. В результате было достигнуто соглашение о единстве действий против «четверки». Новое руководство все еще по-прежнему рассматривало Советский Союз как «врага № 1» и в расширении политического сотрудничества с США на антисоветской основе искало усиления своих внешнеполитических позиций. Китайско-американское сближение в конце 7 0 - х гг. шло достаточно быстро. В 1978 г. были восстановлены дипломатические отношения с США. Быстро развивались политические, экономические и культурные связи. Начинается взаимное зондирование возможностей военного сотрудничества. В январе—феврале 1979 г. Дэн Сяопин совершает триумфальный визит в США. В итоговом коммюнике стороны провозгласили совместную оппозицию «гегемонизму третьих стран». Новое китайское руководство по-прежнему продолжало поддерживать террористический режим Пол Пота в Камбодже, а помощь Вьетнама антиполпотовским силам использовало как предлог для давления на СРВ. В феврале — марте 1979 г. Пекин вознамерился «преподать урок» Вьетнаму: вооруженные силы КНР вторглись в северную часть Вьетнама, но, встретив упорное сопротивление и понеся большие потери, вынуждены были ретироваться, фактически признав свое военно-политическое поражение. Провал этой акции, возможно, ускорил пересмотр новым руководством некоторых подходов к внешней политике КНР. Во второй половине 70-х гг. в стране произошли глубокие политические перемены. Главная из них — приход к руководству КПК известных партийных деятелей старшего поколения, в разное время и по разным поводам раскритикованных и репрессированных Мао Цзэдуном. И хотя все они теперь были реабилитированы, их разногласия с Мао Цзэдуном сохранялись (в этом смысле Мао Цзэдун их репрессировал не зря!). Главное в этих расхождениях — нежелание пытаться реализовать маоистские «коллективистские» и «антирыночные» социальные утопии, стремление прагматически подойти к решению задачи превращения КНР в богатую и мощную державу. Они пришли к руководству после сложной политической борьбы, позволившей им устранить от власти наиболее фанатичных последователей Мао Цзэдуна. В ходе этой борьбы происходили и большие идейно-теоретические перемены. Сохраняя словесную и ритуальную вер­ность «идеям Мао Цзэдуна» и марксизму-ленинизму, новое руководство, по сути дела, пошло по пути все большей деидеологизации своей политики, выдвигая на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого и могучего Китая. Все эти глубокие политические перемены создали предпосылки для проведения новой экономической политики, для реализации курса экономических реформ.

24. «Рыночный социализм» и особенности современной общественно-политической мысли Китая. Сегодня много говориться о «китайском экономическом чуде». При этом забывается, что эта огромная страна была полностью разграблена империалистами, начиная с 19 века, и заканчивая японским вторжением 30-х годов. Именно на этом фоне и произошла революция, возглавляемая КПК. Формирования КПК сперва разгромили японских оккупантов, а затем коммунистические отряды в 1949 смогли победить Гоминдан, китайскую буржуазную партию, которая в течение 30 лет показала полное бессилие в решение стоящих перед страной задач. Однако китайская революция отличалась от русской, которая была ее предшественницей. Российская революция сопровождалась периодом рабочей демократии, то, чего никогда не существовало в Китае, т.к. к КПК находился под контролем сталинистов еще с 30-х годов. Как и в СССР, в Китае сталинизм сумел развить экономику, хотя и с огромными человеческими и материальными затратами. За первые несколько десятилетий ежегодная норма роста превышала 9%, и это несмотря на разрушительный эффект «Большого скачка» и «Культурной революции». В 1974 во время первого серьезного послевоенного кризиса капитализма, когда мировой ВВП упал до 1%, в Китае он достигал 10%. Между 1957 и 1970 Индия, имеющая такой же уровень развития, после обретения независимости еле достигала половины этого показателя. Экономический рост изменил китайское общество, заложив основы развитой экономики, но в 80-е страна все еще отставала от развитых промышленных стран. Иностранные инвестиции Именно тогда режим решил открыть страну для иностранного капитала, необходимый шаг, при том уровне развития китайской экономики. Если бы в стране существовала бы подлинная социалистическая демократия, с полным контролем рабочего класса, эти ресурсы можно было бы использовать на благо социалистической системы. Однако в контексте сталинистского режима это дало обратный эффект.В «Преданной революции» Троцкий писал: «производительные силы, на основах частной собственности и конкуренции, работали сами за себя. В противовес этому, имущественные отношения, вышедшие из социалистической революции, неразрывно связаны с новым государством, как их носителем. Перевес социалистических тенденций над мелкобуржуазными обеспечивается не автоматизмом хозяйства, — до этого еще далеко, — а политическими мерами диктатуры. Характер хозяйства целиком зависит, таким образом, от характера государственной власти.»Это означает, что пока социалистическая экономика не достигла определенной степени развития, которое может гарантировать всему населению материальное потребление и одновременно развить новую культуру, которая заменит собственнические инстинкты, все будет зависеть от экономического роста, в рамках рабочей демократии подлинных Рабочих Советов, которые станут органом управления. Но ни одного из этих пунктов, никогда не было осуществлено в Китае, в отличие от России, КПК стала бюрократизироваться еще до захвата власти.Бюрократизация и коррупция, которые существовали в рамках госаппарата и КПК в первые десятилетия после революции. Именно бюрократы к 80-м годам стали склоняться в пользу капитализма. Как отмечал Троцкий, сталинистская бюрократия, обладая административными привилегиями как злоупотреблениями системой, стремилась преобразовать их в права частной собственности.Подобный переход в Восточной Европе и СССР, в 90-е годы, проходил в хаотичной манере, в Китае же он проходит в постепенном процессе, при высоком экономическом росте и под полным контролем однопартийной системы. Фактически китайская бюрократия извлекла некоторые уроки из опыта СССР, и начала вводить элементы рыночной экономики еще до падения Берлинской стены. Победа Дэн Сяапина Дебаты в КПК по открытию экономики иностранным инвестициям, начавшиеся в 78-79 годах, вскоре после поражения «банды четырех» (репрессированные в 1976), которые после смерти Мао требовали продолжения «Культурной революции». Дэн предложил создать четыре открытых экономических зон вокруг Гонконга и Макао. Был призыв к китайской диаспоре, около 60 миллионов китайцев на Тайване, Таиланде, Малайзии, Индонезии и даже США, вкладывать туда свои капиталы. Этот процесс был медленным и противоречивым. Первый качественный шаг был сделан в начале 80-х, когда земля, обрабатываемая коммунами, была отдана в длительную аренду крестьянам и в середине 80-х, когда были отменены фиксированные цены на большую часть товаров и услуг. Сельскохозяйственное производство быстро росло, и начали поступать иностранные инвестиции. Одновременно быстро начала расти инфляция. Между 80 и 85 было куплено 100 миллионов телевизоров. Между 85 и 90 также были проданы 50 миллионов стиральных машин и 40 миллионов холодильников. Именно в этот период отпрыски высокопоставленных бюрократов начали учиться за границей, главным образом в США и Британии.Первая Фондовая биржа открылась в Шанхае в 1988. В это же время произошла резня на площади Тяньаньмынь, когда армия убила сотни рабочих и молодежи. Эта резня положила конец движению протеста, против роста цен и коррупции, начавшегося месяцем раньше. Движение вовлекло миллионы студентов и рабочих, и даже имело симпатии большого слоя партийного аппарата и государства. Генсек КПК, ЦзяоЗиянг, не согласился с репрессивными мерами, Дэна, считая, что некоторая политическая открытость. За это он был смешен со своего поста и посажен под домашний арест.Дэн без колебаний сокрушил движение, которое угрожало сталинсткому режиму. После года дискуссий, часть аппарата так и не признала их, не желая движения Китая к капитализму. Что бы преодолеть тупик, который породили репрессии, он решил открыть прибрежные зоны и Пекин для иностранного капитала. На острове Падонг в Шанхае (500 кв. км.) планировалось создать новый Манхэттен. Сегодня это самый крупный и влиятельный коммерческий центр Китая, с его 4 миллионами кв. м. Небоскребов, построенных за десять лет. «Социалистическая рыночная экономика» Уже к 1991 количество безработных в сельских районах превысило 100 миллионов, и их участь жить за счет родственников, так как, они не имеют пособий по безработице и пенсий. В том же году иностранные инвестиции достигли $6 миллиардов, 20% пришли из Тайваня.В октябре 1992 на XIV съезде КПК этому курсу дали название «социалистическая рыночная экономика». В 1993 ВВП вырос на 13.7%. С тех пор ежегодный рост составлял 8%. Пленум ЦК 14 ноября 1993 одобрил документ «Решение относительно некоторых вопросов, касающихся построения социалистической рыночной экономики».В нем можно прочитать следующее: «хотя государственная собственность остается основой народного хозяйства, для развития экономики используются все формы собственности». И далее: «необходимо придерживаться принципа развития всех секторов экономики, в которых общественная собственность играет доминирующую роль, необходимо изменить методы управления государственных предприятий, построив современную предпринимательскую систему, которая будет отвечать потребностям рыночной экономики». К 1996 остатки централизованного планирования были отброшены.

25. Пять столпов ислама. Пять столпо́висла́ма (араб. أركانالإسلامخمسة‎‎ аркя́нуль-исля́мха́мса) — основные предписания шариата, образующие основуислама, и обязательные для всех верующих мусульман.Учение о пяти столпах основывается на известном хадисе, содержащемся в основных сборниках мусульманского Священного Предания: Пять основ религии располагают в следующем порядке по степени значимости: Свидетельство веры (араб. الشهادة‎‎ ‎аш-шаха́да(т) — «свидетельство») — Свидетельство, о том, что «Нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его». Молитва (араб. الصلاة‎‎ ас-саля́(т) — «молитва») — Совершение ежедневной пятикратной молитвы. Пожертвование (араб. الزكاة‎‎ аз-закя́(т)‎ — «очищение») — выплата очистительного пожертвования. Пост (араб. الصوم‎‎ ас-са́ум — «пост»‎) — пост в течение месяца Рамадан. Паломничество(араб. الحج‎‎ аль-хадж — «паломничество») — паломничество к храму Каабы в Мекке. Свидетельство веры — Шахада В переводе с арабского языка шаха́да(т) означает «свидетельство». Первая часть свидетельства, «А́шхаду ан ля иля́хаилльАлла́х», дословно переводится: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха» и означает, что человек, произносящий эти слова, обладает знанием и убеждением в том, что никто не достоин поклонения, кроме одного Бога, у которого нет сотоварищей (сотворцов). Вторая часть, «ваа́шhадуа́ннаМуха́ммадан ‘а́бдухуварасу́люх», дословно переводится так: «и свидетельствую, что Мухаммад — раб его и посланник его». Этим произносящий подтверждает свое убеждение в том, что бог послал пророка своего Мухаммада ко всем людям с радостным известием о рае и призывом к Единобожию, поклонению одному богу и подчинению только ему — господу миров. Человек, произнося это свидетельство искренне во имя Всевышнего, становится мусульманином. Молитва — Салят «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». (Сура 29.Паук аят 45). «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.» (Сура Бакара, 238 аят) На постсоветском пространстве широкое распространение получило слово намаз, означающее молитву. Для каждого мусульманина, молитва (намаз) является обязательной, если он здоров и способен её совершить. Первое за что Аллах спросит своих рабов в день суда, будет молитва. Молитва в исламе подразделяется на: Обязательные (фард/ваджиб); Одобряемые (сунна); Дополнительные (нафиля). Обязательных молитв пять. Фаджр, зугр, аср, магриб и иша. Все они совершаются в определенное время суток, и состоят из определенного количества ракятов (повторяющихся циклов). Мусульманин, не соблюдающий этот вид молитв является большим грешником, а отрицающий обязательность их совершения — кяфиром (неверующим, не мусульманином). Одобряемыми и дополнительными называют те молитвы, за совершение которых Аллах дарует вознаграждение, а за их оставление не подвергает наказанию. Выплата очистительного пожертвования — Закят «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные.» (Сура Бакара, 177 аят) Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объёма его доходов. На различные виды имущества существует различная доля. Что касается денежных доходов, то с них выплачивается закят в размере 2,5 %. Пост в месяц Рамазан — Ураза «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамазане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся.» (Сура 2 «Аль-Бакара», 187) «Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был перед вами» (Сура 2 «Аль-Бакара», 183) Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца рамазан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода зари до захода солнца. Существует шесть столпов веры:Вера в Аллаха;Вера в Его Ангелов;Вера в Его Книги;Вера в Его Посланников и Пророков;Вера в Судный день;Вера в Предопределение;

26. Суннизм и шиизм – два основных направления ислама. Первоначально ислам представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный - шииты. Уже в VII в. шииты разделились на два направления — умеренные и радикальные. После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али. Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами. Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын Мухаммед, ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов. В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей — Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) — благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований. В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама. Направления шиизма Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе — хариджиты (вышедшие, выступившие). Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама. Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать. Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа. В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности. В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане. Алжире и Ливии. Суннизм Суннизм — самое крупное направление в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам. Полное название суннитов — «люди Сунны и согласия общины». К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть. Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма. В рамках суннизма не возникали особые секты.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 484 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...