Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аксиологическое измерение культуры



Аксиология (с греч. аксио-ценность, достоинство; логос- учение) – или теория ценностей – это учение о ценностях как стороне культуры и метафизической сфере, о ее природе и структуре. Ценностный подход тяготеет к плюрализму и к выявлению спектра ценностей в основе человеческих поступков, истории и культуры. Аксиология исследует ценности в самых различных аспектах:

- как предмет реализации – цель;

- как способ или модус отнесения этих значимых атрибутов к их носителям (благам), т.е. как оценку – на этом уровне ценности идентифицируются как ориентиры человеч. деят-ти (мораль, нормы и т.д.);

- как символы для осмысления этих ориентиров;

- как эмоционально-переживаемые явления (хотя бы и внекультурные, напр. красота в природе, но поскольку они пережиты, они тоже входят в культуру).

Ценности даже ранее своего бытийного воплощения в благах и оценках способны ориентировать человеч. деят-ть и культуру, обретая жизненность в целях и идеалах.

С интерпретацией ценности как основы культуры мы сталкиваемся еще в 18 в. – у Руссо (но в связи с негативной оценкой культуры), Канта, Гердера.

Ницше привлек внимание к первостепенной роли ценностной стороны в каждой культуре и к относительности ценностей. Позитивизм также разрабатывал ценностную тематику.

Однако заслугой именно неокантианства было превращение аксиологии в полноправную исследовательскую область, а категории ценности – в классическую и с тех пор традиционную тему фил.и культ. исследований. В неокантианстве выделяют 2 школы: Марбургскую (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и Баденскую (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер). Марбургская школа развила учение о трансцендентальном культурном сознании как субъекте процесса созидания новых ценностей, однако для них ценностная тематика все же осталась производной по отношению к эпистемолог. задачам. Баденская школа, напротив, самоопределилась как «философия ценностей». Согласно Риккерту, культура есть «процесс реализации всеобщих ценностей». Все феномены бытия по Риккертумогут быть двух видов: феномены, связанные с ценностями, и феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные). Феномены, связанные с ценностями, содержащие их, Риккерт называет благами. Совокупность благ и есть культура (а не все, что создал человек). «Культура — это то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеянным им ради связанной с ним ценности».При этом если от объекта культуры «отнять всякую ценность, то он... станет частью простой природы». В общем, с этих позиций культура стала рассматриваться прежде всего как совокупность ценностей, особой значимости тех или иных явлений.

Ценностный подход постепенно внедрялся в этнографию, социологию, культурную антропологию – Бенедикт,Боас, Кребер, Уайт, Франк. Известный социолог П. Сорокин считал, что именно ценность «служит основой и фундаментом всякой культуры».

Неоднозначным было отношение к аксиологии у Бердяева: он выводил из первичной ценности ее принципиальную «невысказываемость», считал, что о ценности ничего нельзя сказать словами, не может быть учения о ценности, т.к. ценность должна предшествовать суждению – но таким же образом тогда не может быть и его «Философии свободы»?

Неоднозначным было отношение и у Хайдеггера. Деррида считал аксиологическое мышление плодом ложной фонологоцентричной установки европейского мышления.

Несмотря на уместность некот. замечаний, аксиология уже не может быть исключена из фил.и культ. мысли. Каждый кризис аксиологии завершается перестройкой ее на углубленном фундаменте. Причина этого в том, что без аксиологии оказываются изолированными и не связанными друг с другом такие важнейшие категории культуры, как свобода, знание, семья, красота и т.д.Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношений. Его главные проблемы — понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.


36. Любовь как предмет исследования школы П. Сорокина. П. Сорокин работает вИсследовательском центре по созидающему альтруизму Гарвардского университета, труд «Виды любви и её силы: типы, факторы и технические приёмы нравственного перевоплощения». Энергия культуры связана с любовью (Л.) Л.умножает духовный потенциал человека, раскрывая его возможности. Энергия культуры способствует сплочению народов, соц.групп, становится мощным импульсом в согласии. «История предъявляет человечеству ультиматум: погибнуть или подняться на более высокий моральный уровень». Аспекты энергетики любви: 1) космический (синтез добра, истины и красоты (Платон, Соловьев), этот синтез уподобляется Св.Троице и символизирует христианскую Л..; 2) биологический (необходим для существования жизни (помощь, сотрудничество, забота о потомстве); 3) психологический (сочувствие, доброта, дружба, преданность, благоговение, идентификация с любимым рассматривается как высшая ценность). Л.в повседневном проявлении бывает 1) эрос (любовь эротическая, эгоцентричная Л., в которой чел.любит сам себя и не отказывается от своих желаний во имя другого – «помогай другим, чтобы помогали тебе, но не делай вреда другим, чтобы не вредили тебе»); 2) агапе (самоотдача, самоотверженная щедрость, те требует отдачи). Положения Сорокина о Л.: 1. «Бескорыстная, созидающая любовь – это сила, способная остановить агрессивные межличностные, межгрупповые и международные конфликты и превратить враждебные отношения в дружеские». 2. Любовь вызывает любовь, а ненависть рождает ненависть. 3. Бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой, необходимой для физического, умственного и нравственного здоровья. Альтруисты в целом живут дольше эгоистов. С.обращается к проблеме детства. Именно Л.является «витамином для здорового роста ребенка». Базисные величины для качественного и количественного многообразия конкретных феноменов Л.: -- интенсивность, -- экстенсивность (ширина), -- длительность, -- чистота (насколько Л.существует ради Л. вне мотивов пользы), -- адекватность (насколько Л.слепа и если она слепа, то приводит к ненависти до Л.мудрой, высокой, обоснованной). С т.з. Сорокина: «Без минимальной кооперации доброй воли и взаимной помощи никакое общество не сможет выжить даже в течении нескольких дней, недель или месяцев…».





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...