Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа и сущность свободы



Э.Кассирер: "Неизбежный момент человеческого существования — это противоречие. У человека нет природы — простого или однородного бытия. Он смесь бытия и небытия; его место — между этими двумя полюсами".Э.Фромм:Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойства человека разрушили ту природную гармонию, в которой он был рожден. С их появлением он становится "причудой" универсума. С одной стороны, он подчиняется физическим законам природы, подобно всем живым существам, он крепко связан с родом. С другой стороны, он обладает самосознанием, разумеет свое бессилие и границы собственной жизни. Ч. это — "единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться". Утеряв связь с праматерью-Природой, человек вынужден искать новую "родину".Ч. трансформирует факт своего сиротства в мире в высшее состояние — в самостояние, т.е., в свободу.Свобода дает менее твердые основания для жизни, нежели природная обусловленность. Ч., избравший эту "родину",все решения должен принимать сам,вынужден самостоятельно совершать выбор, в то время как животное избавлено от выбора. Однако,человек способен к постоянному "саморождению" — в отличие от животного, которое не в состоянии самородиться: оно является готовым "продуктом" эволюции. Рождение человека в обычном смысле слова есть только начало его истинного и многократного рождения в качестве совершенствующегося, трансцендирующего существа. В этом — преимущество ч. перед природными существами и ненадежность его пребывания в мире. Отсюда берет начало одна из экзистенциалий человеческого бытия — страх(«обморок свободы» - С.Кьеркегор).К отрицательным сторонам свободы прибавляется и боль из-за недостижимой естественности других живых существ (Х.Плеснер).Свободен тот, кто выбрал свободу(основной смысл — смысл самостоятельного выбора). При этом неверно понимать открытый горизонт возможностей как безграничность набора таких выборов. Человеческие выборы обусловлены извне и изнутри нашим природным естеством, установлениями культуры, собственной конечностью и т.д. Именно в момент, когда ситуация обострена до предела, "погранична" — жизнь или смерть, спасение себя посредством предательства или сохранение своего человеческого достоинства — тогда и делается истинный выбор.Человек становится свободным тогда, когда сам управляет собой. Потому свобода — это не только кьеркегоровский страх, но и внутреннее бесстрашие. Свобода — это возможность собственного отношения и исполнение этого отношения всей своей жизнью. По словам Н.Бердяева, "свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленными мною добром и злом, а мое создание добра и зла". Основное качество свободы — то, что ее ничто не вынуждает. Она является причиной себя в том смысле, что ее нельзя "получить" в готовом виде со стороны; это "давание себе самому закона действия". И особо значимо здесь слово "закон".

Ч.— существо, самостоятельно делающее выбор смысла своей жизни, предельно ограничивает жизнь личности. Так, избрав смысл творческой реализации, человек должен отказаться от множества развлечений. С момента этого выбора жизнь человека детерминируется им не менее, чем жизнь животного — набором рефлексов. Различие – ч. обусловливает себя изнутри, в то время как животное обусловлено извне. Животное не может быть свободно, как не может быть несвободно: ведь оно не имеет представления о свободе. Несвободен может быть лишь человек, ибо он наделен даром осознания. В этом и есть корень оппозиции "Природа — Свобода". В этом же — решение проблемы о связи свободы и ответственности.Свобода — поле реализации собственных выборов. Потому она неизбежно включает в себя ответственность. В ответственном отношении к ситуации и кроется основополагающая функция личности — функция совершенствования сугубо человеческого мира — культуры. С одной стороны, человек — единственное в природе свободное существо, потому что он осознает свою свободу, ищет ее, стремится к ней. С другой стороны, он живет в "фактичности", т.е. в объективных обстоятельствах жизни, сложившихся без его участия. Потому свобода ч. — результат его борьбы с фактичностью существования. Наша ответственность — ответственность за создание ситуации или за отречение от этого творческого шага.Произвол — проявление внутренней несвободы человека. Ю.Лотман противопоставлял культуру хамству как свободу несвободе.В противоположность произволу свобода предполагает самоограничение, ибо любая свобода есть вы-свобождение лучшего в себе.

Подходы к пониманию свободы:

1. Свобода понимается как самодетерминация, т.е. под свободой следует понимать соединение сущности и существования человека. Свобода – мост, соединяющий изначальную конфликтность человеческой природы. Мы свободны по принуждению (Ортега и Гассет). Свобода даёт возможность природному состоянию соединяться с разумом, интеллектом и т.д.

2. Свобода как осуществление выбора в широком смысле этого слова (профессия, ответственность и т.д.). Стремление человека и человечества к выходу к сверхчеловеку и сверхчеловеческому. Это не в понимании Ницше, а в понимании Соловьёва. Выход к Богу, к духовности, стремление к соединению с истинной Божественной сущностью.

3. Свобода как авторство. Свободный человек автор самого себя. Он ставит подпись под каждым своим поступком.

Свобода – выход за пределы самого себя. Так она соединяется с творчеством.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 494 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...