Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзистенциальная философия об отчуждении и свободе человека



Сложнейшие умонастроения человека современной эпохи были выражены в таком весьма влиятельном течении, как экзистенциа­лизмфилософия существования»). Это течение, во многом ирра­ционального толка, получило широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30 — 60-е годы и проявилось как в религиозной, так и в атеистической формах. Классиками экзистенциальной философии XX столетия принято считать немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, французских писателей Ж.П. Сар, А. Камю, Г. Марселя. Экзистенциальные мотивы присутствуют в творчестве русского писателя Ф.М. Достоевского и философа Н.А. Бердяева. Основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире, философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных, политических и иных потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют «философией кризиса», которая выражает бытие одинокого человека заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир.

Экзистенциализм означал (наряду с религиозной философией XX века) решительный поворот философии к теме человека, к ис­канию его внутреннего, духовного мира в ситуации отчуждения от общества. Особенностью экзистенциализма является также осмысление в нем негативных эмоционально-психологических состояний человека — скуки и тоски, разочарования, тревоги и страха, отчаяния, ужаса. Экзистенциализм явился выражением трагического умонастроения человека, волею судьбы оказавшегося в так называемой «пограничной ситуации» — на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием. Мир неразумен и не поддается объяснению, он и враждебен человеку. «Жизнь есть боль» — такова основная идея жизни, с точки зрения экзистенциальной философии. Человекодинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С приходом человека в этот мир неотвратимо наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Примечательно, что экзистенциализм в качестве основного для философии берет вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жить вообще.

Экзистенциализм полагает, что предметный внешний мир представляет собой не подлинное существование, а суету сует и повседневность. Этот мир делает человека приниженным, обезличенным и даже выброшенным на обочину жизни. В таком социальном мире «Бог умер», и в нем уже нет прочного духовного стержня, на кото­рый можно было бы опереться. Идущие из глубины человеческой души стремление к счастью и отчаянная «жажда ясности» сталкива­ются с «безмолвным неразумием мира». Понятие пограничной си­туации в экзистенциальной философии фиксирует трагический ха­рактер бытия человека в мире, лишенном разумного начала. Чело­век постоянно находится перед лицом смерти, и это делает его суще­ствование предельно обостренным и драматичным.

Для экзистенциализма характерна обращенность к негативным эмоционально-психологическим состояниям человека, что и выра­жено в понятии «экзистенция». Под экзистенцией («наличное созна­ние») в данном философском течении принято понимать духовный мир человека, который волею судьбы и обстоятельств оказался за­брошенным в бесчеловечный мир. Феномены экзистенции (скука и досада, вина, тревога и страх, отчаяние, паника и т.п.) образуют трагическое мироощущение, или потрясенное сознание индивида. Поэтому для экзистенциализма характерно повышенное внимание к теме судьбы и смысла жизни человека, его смерти и бессмертия. Са­ма экзистенция рассматривается как подлинное существование чело­века, переживание его бытия в мире, основная проблема философии. Отчуждение считается важнейшей характеристикой бытия человека в обществе. Поэтому первейшей задачей философии должен быть поиск выхода из «пограничной» ситуации и обретение человеком подлинного смысла своего существования. По сути дела, экзистен­циализм — это стремление распутать клубок острейших проблем (социальных, политических, нравственных и иных), которые воз­никли в первой половине XX столетия.

Экзистенциализму присуще обращение к средствам художест­венной литературы для осмысления условий существования челове­ка в мире, проблемы выбора им жизненного пути. Альбер Камю (1913 — 1960 гг.) в произведении — о «Миф о Сизифе» —использовал образ этого мифологического персонажа для раскрытия абсурдности человеческого существования, жизни без пользы и надежды. В наказание за свое коварство и хитрость Сизиф был обречен богами вечно вкатывать на высокую гору огромный камень. Едва достигнув вершины, этот камень выпадает из рук и вновь скатывается вниз, и снова повторяется тяжкий труд. Нечто подобное происходит и в жизни каждого отдельного человека, но Камю призвал увидеть в образе Сизифа символ жизненного упорства и несгибаемости, страстного желания не покоряться своей судьбе. И только тогда обретенная свобода станет лучшей наградой за свою дерзость и мучительные усилия.

Важными понятиями в экзистенциализме являются также понятия «самоубийство», «бунт» и «свобода». Экзистенциализм ведь представляет собой не только выражение абсурдности мира и его отчужденности для человека. В данном философском течении содержится и напряженный поиск выхода из этой ситуации. Абсурдный характер мира настойчиво ставит человека перед выбором модели, способа своего поведения в жизни: либо согласиться с абсурдом («конформизм»), либо не согласиться с ним («активизм»). Решение этой проблемы и должно быть основной задачей для философии.

Первая из обозначенных выше позиций на деле есть не что как самоубийство, т.е. добровольное согласие с абсурдом, самоуничтожение. Это неизбежно ведет к духовной деградации и распаду личности, к духовной смерти и далее даже к физической гибели. По отношению к обществу это означает забвение индивидом общечеловеческих проблем, их игнорирование вопреки остроте и масштабности.

Вторая жизненная позиция на деле означает бунт, т.е. добровольный и активный протест против абсурда, неприятие его. Бунт является восстанием против абсурда, протестом человека против пороков существующего мира. Бунтовать означает жить, не покоряясь слепой судьбе, жить вопреки ее предначертаниям. «...Я отрицаю самоубийство, — писал А. Камю, — жить означает не смиряться», — а смерть и есть примирение с абсурдом. С точки зрения экзистенциализма, бунт есть подлинный способ существования человека в качестве человека. «Я бунтую, следовательно — я существую», — так кратко может быть сформулирована эта идея. Реаль­ная жизнь человека всегда протекает в настоящем, в круге проблем и забот повседневного существования. Неслучайно, что Камю в своем произведении «Миф о Сизифе» использовал в качестве эпи­графа двустишие древнегреческого поэта Пиндара: «Душа, не стремись к вечной жизни, но постарайся исчерпать то, что воз­можно». Бунт — это восстание человека против собственного раб­ства. Бунт — это обретение чувства собственного достоинства и становление личности. Бунт — это зарождение человеческой сво­боды, преодоление отчуждения. Не отрекаться от себя, не стано­виться на колени, не смиряться со своей судьбой и не расставаться с надеждой — таким должно быть по-настоящему человеческое существование. Сущность человека как существа свободного обре­тается в ходе его активного существования, борьбы и поиска, а не наоборот.

С точки зрения экзистенциализма, свобода человека не дана из­вне, не сотворена. Она проистекает из глубинных структур его ду­ховного мира. В связи с этим Ж.П. Сартр писал: «Чтобы быть, чело­век должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни извне к нему не прихо­дит ничего такого, что бы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчай­ших деталей». Свобода человека фактически безгранична, посколь­ку неисчерпаем его многогранный духовный мир. Даже чувство страха — и то содержит в себе возможность свободы (С. Кьеркегор), поскольку мобилизует внутреннюю энергию человека. Свобода без­гранична еще и потому, что сам человек всегда незавершен как лич­ность. Он всегда пребывает в поиске и сам, отвечая за себя и за мир, устремлен в будущее.

Экзистенциализм — это интеллектуальная реакция на кризис гу­манизма и острые социальные проблемы XX века. Позитивное зна­чение этой философии состоит в том, что она утверждает веру в си­лы и возможности человека, в его способность устроить социальный мир «по-человечески». Экзистенциализм — это гуманизм, филосо­фия доверия к человеку, философия надежды в него. Основным в этом течении является идея ответственности человека за мир, в ко­тором он существует, страдает и борется. «Быть в пути» — в этом и состоит подлинное, хотя и нелегкое его призвание. Ни боль, ни страх, ни отчаяние не должны увести человека от ответственности перед Миром. Он может, а значит, и должен устроить свою жизнь умно. Возможно, именно в этом и будет состоять его основная миссия в XXI веке.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 3631 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...