Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Школа и воспитание в Западной Европе в период Возрождения и Реформации. Итальянский гуманизм



Прекрасной страницей в истории мировой культуры педагогической мысли оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья, прошедьшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец 14 – нач. 17 вв.). Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на Земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско - педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно- историческим содержанием. Идейные представители Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности и духовности. Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в Средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя.

Ростки педагогического гуманизма появились в условиях пробуждения национального самосознания во многих государствах. Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы. Мир после Великих географических открытий 15 –16 вв. стал для европейца более пространным и многоцветным. Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретение в сер.15 в. книгопечатания.

Гуманисты заново открыли как много сделали в культуре и образовании античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им они и назвали свое время Возрождением –т.е. восстановлением античной традиции. В Греко - римской культуре видели отражение лучшего, что есть у человека и природы. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классической литературы. Классическая литература из материала обучения становится олицетворении идеала воспитании.

Свои идеи педагоги- гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания,когда помышляли о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги гуманисты имели в виду формирование общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) складывалось из трех основных слагаемых: античности, средневековья и идей предвестников нового общества. Представители возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив правильный латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в стремлении извлекать из античной литературы воспитательно - дидактический материал: идеи государственного устройства у Аристотеля, военного искусства у Цезаря, агрономические познания у Вергиля. 5

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Особо заметными являются следующие деятели -Л. Альберти (1404- 1472), Л. Бруни (1369-1444), л. Валла (1405 /1407- 1457), и др. Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, например, Л. Альберти, позволит приобретать «Совершенные добродетели и полное счастье».

Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания – изучение классической греко –римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана.

Среди итальянских гуманистов Возрождения выделялся Томазо Кампанелла (1568- 1639). Бунтарь и еретик он 27 лет провел в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город Солнца», где рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации. Педагогические идеи Томазо Компанеллы, выраженные им в книге Город Солнца, в определенной мере явились развитием идей,предшествовавших ему мыслителей, в т.ч. и Т. Мора.

Город Солнца- это государство, которое подобно Утопии построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставлении возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе. Он считал, что государство должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтоб сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что мы, усердно заботясь об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой.

С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение разным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярными посещениями различных мастерских, чтоб дать воспитанникам технические знания и сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет надо начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтоб в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми – подростками.

Педагогические идеи ранних социалистов- утопистов оказали существенное влияние на дальнейшее формирование прогрессивной педагогической теории.

Кампанелла.Город Солнца. Краткое содержание основных идей об идеальном воспитании

Прежде всего, да будет тебе известно, что мужчины н женщины у них носят почти одинаковую одежду, приспособленную к военному делу, только плащ у женщин ниже колен, а у мужчин доходит только до колен. И все они обучаются всяким наукам совместно. По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены. При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим водят их в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д. для выяснения наклонностей каждого. На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам. Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов все четыре отряда слушают их по очереди, так что в то время, как одни занимаются телесными упражнениями или исполняют общественные обязанности, другие усердно занимаются на лекциях. Затем все они приступают к изучению более отвлеченных наук: математики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь обсуждениями и спорами. Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего, - каждый по указанию своего вождя или руководителя. Они отправляются на поля и на пастбища наблюдать и учиться земледелию и скотоводству; и того почитают за достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев.

Когда же они родят, то кормят сами и воспитывают новорожденных в особых общих помещениях; грудью кормят они два года и больше, в зависимости от предписания Физика. Вскормленный грудью младенец передается на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик. И тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и языками. Одевают их в красивые пестрые платья. На восьмом году переходят они к естественным наукам, а потом и к остальным, по усмотрению начальства, и затем к ремеслам. Дети менее способные отправляются в деревню, по некоторые из них, оказавшиеся более успешными, принимаются обратно в город. Но в большинстве случаев, родившись под одним и тем же расположением звезд, сверстники сходствуют и по способностям, и по нраву, и по наружности, отчего проистекает великое согласие в государстве, поддерживаемое неизменной взаимной любовью и помощью друг другу.

школа воспитание возрождение европа





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...