Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Типы цивилизаций



Место Н. в К. связано с будущим Ц. Существует 2 типа Ц., которые различаются по ценностям и жизненным смыслам:

Техногенная Ц. зародилась в Европе в XIV–XVI вв. имеет корни в К. античного полиса и христианского Средневековья. В Эпоху Возрождения и Просвещения произошел синтез этих культур, была сформирована система ценностей и жизненных смыслов; включала особое понимание Ч. и его места в мире.

Ценности и жизненные смыслы:

1. Идеал свободной личности, которая может входить в различные социальные общества, обладать равными правами с другими. В обществе Ч. может менять свои корпоративные связи, гибко строить отношения с людьми, погружаться в различные традиции.

2. Человек понимался как деятельное существо. Он противостоит природе, подчиняет своевластие и преобразует. Преобразующая деятельность ведет к прогрессу, отсюда приоритетная ценность Н. и ее рациональность по сравнению с другими областями Н.

3. Природа рассматривалась как неорганический (неживой) мир, это материала и ресурс для человека. Полагалось, что этот ресурс безграничен и человек может черпать из природы ее запасы в расширяющихся масштабах. Так сформировались ценности инноваций и прогресса.

Технико-технологический прогресс стал главным направлением развития техногенной Ц. Его главное свойство – динамизм. Он радикально меняет окружающую природу и социум, тип отношений между людьми, социальные институты уже на протяжении жизни одного поколения

Традиционная Ц. сформировалась задолго до техногенной; возникли в Древних Индии, Китае, Египте, а также в странах мусульманского Востока в Эпоху Средневековья.

1. Замедленный темп социальных изменений, в них веками воспроизводятся одни и те же виды деятельности и социальная структура. Характеризуются устойчивыми стереотипами. Приоритет отдается традициям, а не инновациям. Знания воспроизводятся по образцам и нормам. В них аккумулируется опыт предков, они консервативны. Традиционные Ц. имеют свои ценности и смыслы.

2. Личность включена в семейно-клановые, кастовые и сословные отношения, заданные до ее рождения.

3. Принцип древнекитайской Ц. – недеяние (У-бэй). Это означает невмешательство в природный процесс и адаптацию человечества к социуму. Принцип требует самоконтроля личности и направлен на самопознание.

4. Идеал гармонии Ч. и природы; природа – живой организм, а Ч. – часть ее.

Связь ценностей с представлениями о пространстве и времени.

В любых Ц. самыми широкими категориями К. является представления о пространстве и времени. В традиционных К. было представление о цикличности времени, где прошлое имеет приоритет перед будущим, «Золотой век» уже позади. В техногенной К. время линейное, течет от прошлого к будущему. «Золотой век» впереди, оно символизирует прогресс, инновации.

Взаимодействия в цивилизациях.

Техногенная Ц. существует более 300 лет; является агрессивной и динамичной, подавляет и поглощает традиции к, ведет их к гибели. Традиционная Ц. оттесняется на периферию, трансформируется, меняет свои ценностные ориентиры и мировоззренческие установки, такой процесс наблюдается сейчас в странах Южной Африки и Южной Америки.

Техногенная Ц. дала Ч. много благ; улучшила качество жизни, обеспечила охрану здоровья, придумала массу развлечений, но она подвела человечество к порогу самоуничтожения (экологический и антропологический кризис). В связи с этим стоит проблема пути цивилизационного развития, отсюда стоит проблема ценности научной рациональности, ее статуса а К.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...