Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие науки. Предмет ФН



Понятие науки. Предмет ФН

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Понятие «Наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности НКМ. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

ФН - область Ф., изучающая Н. как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.

Как раздел философии ФН представляет собой синтез идей мыслителя с основными положениями Н. соотвествующей эпохи (кантинианская, постмодернистская). В этом случае ФН выводится. ФН как раздел сложилась к середине XX в. Это была попытка рассмотрения социо-культурной функции Н. в контексте НТП.

Как направление ФН сложилась в середине XIX века в позитивизме. Затем развивается в нео- и постпозитивизме. ФН строилась как оппозиция традиционной философии с ее классической проблематикой. За бортом остаются вопросы этики науки, философские обоснования научной деятельности и философские проблемы ЕН (вопросы происхождении жизни, человека, П. и В.).

Объект ФН – вся наука в целом; предмет ФН – различные аспекты науки, которые получены в результате абстрагирования от ее различных сторон, поэтому предметом науки является наука: как система знаний, как деятельность, как традиция, как социальный институт.

Вся проблематика ФН представлена 4 разделами:

· Онтология науки. Изучает объект, какой он есть на самом деле; строение научного знания, различные институционные формы организации науки. Занимается классификациями знания в науке, обобщением научных теорий в НКМ.

· Методология и логика научного знания. Изучает методы и способы познания, структуру научного знания, основания науки.

· Аксиология науки. Изучает этику, нормы и ценности в науке.

· Праксиология науки. Изучает принципы научной деятельности. Занимается междисциплинарными исследованиями.

В античности Н. осмысливается в рамках гносеологии, анализирует любую познавательную деятельность, любую сферу культуры. Проблематикой гносеологии были проблемы истины. Знания отличны от мнения. У Аристотеля и Платона можно встретить анализ знания. Аристотель первым классифицировал науки. Вопросы логики и методологии в гносеологию не входили, потому что Аристотель считал логику элементом разума, а не составной частью Ф. Гносеология была зависима от метафизики.

В Новое время возникают теории познания. Сначала они формируются в трудах Бэкона и Декарта и завершаются Кантом в «Критике чистого разума». Они имеют другую проблематику по сравнению с античностью. Это учение о методе, способах его обоснования. Борьба со схоластикой, которая осталась от средневековых университетов. Метод должен быть избавлен от догм и авторитетов.

В XVII–XVIII вв. возникает эпистемология (теория научного познания). Она рассматривает всеобщие предпосылки знания; соотношение чувственного и рационального познаний, проблемы истины в науке; исключает ценности, мотивации, мировоззрения субъекта. Такова классическая эпистемология. Она разворачивает свои представления вокруг оппозиции «объект–знание», а гносеология «субъект–объект». Наука понимается как высший тип знания, который заменяет все другие типы, претендует на роль судьи.

В середине XIX в. начинается пересмотр классической эпистемологии. Это было сделано с появлением нового философского направления – позитивизма, в котором (а впоследствии в неопозитивизме) Н. понимается как закрытая система, неподверженная влиянию социо-культурных факторов. Такая позиция называется интернализм.

В постпозитивизме происходит поворот к экстернализму. Суть: внутренняя логика развития науки себя исчерпала, наука развивается под действием социо-культурных факторов и представляет собой открытую систему. Происходит переход к неклассической эпистемологии. Субъект с его ценностями, мотивациями, мировоззрениями включается в познание. Знание не может быть без культурных оснований. Это означает, что философские принципы, категории, идеи оказывают влияние на науку, поэтому наука не может собой заменить всю культуру и остается только ее частью.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...