Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задание 6. Начиная мыслить, мы не имеем ничего, кроме мысли в ее чистой неопределенности, ибо для определения уже требуется одно и некое другое; в начале же мы не имеем



Гегель Г.В.Ф. Наука логика

Начиная мыслить, мы не имеем ничего, кроме мысли в ее чистой неопределенности, ибо для определения уже требуется одно и некое другое; в начале же мы не имеем еще ничего другого. Лишенное определений, как мы его имеем здесь, есть непосредственное… отсутствие определений… Но это мы и называем бытием. Его нельзя ни ощутить, ни созерцать, ни представлять себе, оно есть чистая мысль, как таковая, она образует начало.

Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии

Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие – субъект – мышление – предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления. Бытие дано из себя и через себя, бытие дается только бытием, основа бытия в нем самом, ведь только бытие есть смысл, разум, необходимость, – словом, всяческое во всем. Бытие существует потому, что небытие есть небытие, иначе говоря, бессмыслица. Сущность бытия, как бытия, есть природа… Бытие только там выводится из мышления, где разрушено подлинное единство мышления и бытия…

Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг

Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания.

Декарт Р. Первоначала философии

Все, что подпадает под наше восприятие, следует рассматривать как вещи, как впечатления от вещей или как вечные истины. Перечень этих вещей Что бы ни подпадало под наше восприятие, мы рассматриваем это как вещи или как некие впечатления от вещей; наконец, это как бы вечные истины, не имеющие никакого бытия за пределами нашего сознания. Из того, что мы считаем вещами, наиболее общее значение имеют субстанция, длительность, порядок, число и другие понятия того же рода, распространяющиеся на все роды вещей. При этом я признаю лишь два высших рода вещей: одни и» них – вещи умопостигаемые, или относящиеся к мыслящей субстанции; другие – вещи материальные, или относящиеся к протяженной субстанции, т. е. к телу.

Восприятие, веление и все модусы как восприятия, так и веления относятся к мыслящей субстанции; к протяженной же относятся величина, или сама протяженность в длину, ширину и глубину, фигурки движение, положение, делимость этих вещей на части и т. п. Но мы испытываем в себе и нечто иное, не относящееся исключительно к мысли или исключительно к телу и проистекающее от тесного и глубинного единения нашей мысли с телом: таковы чувство голода, жажды и т. д.; сюда же относятся побуждения, или страсти души, заключающиеся не в одном только мышлении: таковы побуждения к гневу, к радости, к печали, любви и т. п.; наконец, таковы все ощущения боли, щекотки, света и цветов, звуков, запахов, вкусов, тепла, твердости и прочих осязаемых качеств.

1. Какие варианты определения понятия «бытие» представлены в отрывках – материалистический, идеалистический, эмпирический, рационалистический?

2. В чем принципиальные различия представленных в отрывках противоположных мнений? Охарактеризуйте их существенные показатели.

3. Являются ли идеи авторов первого и второго фрагментов абсолютно противоположными или альтернативными?

4. Есть ли связь понятий «бытие», «начало», «единство мира» у Маркса, Энгельса и Декарта?

5. Возможны ли рассуждения о бытии без установления отношений начала, первичности, сущности для Декарта и Фейербаха? Для систем идеализма, материализма?





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 709 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...