Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На рубеже двух столетий человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.
К таким проблемам относятся:
1. предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;
2. преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми и развивающими странами, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности;
3. обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природного ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;
4. преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды;
5. проращение демографического взрыва в развивающихся странах, демографического кризиса в экономически развитых странах;
6. своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.
Многие ученые называют в качестве глобальных проблем международный терроризм, распространение наркомании, алкоголизма и СПИД, падение уровня образованности, девальвацию нравственных ценностей, культурных и национальных традиций.
Глобальные проблемы нашей эпохи – закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествующего всемирно-исторического процесса во всей объективной противоречивости.
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разрешения самой широкой коалиции всех социальных сил и общественных движений, заинтересованных в социальном прогрессе, и одновременно создают объективные условия и субъективные предпосылки для их сотрудничества. Диалектика социального прогресса в современную эпоху проявляется в том, что борьба за решение глобальных проблем не отдаляет, а, напротив, приближает социальное обновление общества.
Основные концепции возникновения философии в Др. Греции. Досократическая философия.
Выделяют три основные концепции генезиса философии Др Греции:
Досократики:
Характерной чертой философии данного периода является ее ярко выраженной онтологической характер. Единственной проблемой, подлежащей рассмотрению видели в обнаружении субстанции всего сущего, которое они понимали как природу. Именно поэтому досократическая философия иногда именуется натурфилософией или философией природы. Традиционно первым греческим и западноевропейским философом считается Фалес Милетский он жил в 6 веке до н.э. Он считал, что субстанцией мира является вода и что все существующее есть ничто иное, как трансформация водной стихии. Фалес также является основателем Милетской школы натурфилософии, принадлежащей течению греческого стихийного материализма, т.е. когда под основой подразумевается различные природные стихии: огонь, вода, земля, воздух и т.д.
Идеалистическая линия досократической философии была представлена представителями элейской школы. Парменид считал, что материальный мир доступный человеку с помощью органов чувств не обладает подлинным существованием, в действительности же существует лишь вечное и неизменное, единое и идеальное начало, которое он именовал бытие.
Бытие есть, а не бытия нет – утверждал Парменид. Бытие доступно лишь разуму, более того лишь разум способен достичь абсолютной истины, которая и есть бытие.
Также в досократический период активно развивалась атомистическое учение, основным представителем которого являлся Демокрит. Согласно его учению все в мире состоит из мельчайших далее неделимых частиц, которые, объединяясь между собой образуют многообразие вещей материального мира.
Философские системы этих людей знаменуют собою высший уровень развития греческой философской мысли. Если фил –ия досократиков имела ярко выраженный натурфилософский характер, то с появлением фигуры Сократа в фил-ии намечается антропологический поворот. Для Сократа фил-ия изначально представляла собой путь к истине, поскольку лишь разум человека может помочь ему обрести подлинный смысл жизни и снискать нравственные блага (ценности).Основной тезис Сократа: познай самого себя, т.е. раскрой содержание собственного разума и тогда придешь к истине. Основным философским методом Сократа была ирония, сопряженная с диалектическим рассуждением.
Платон был учеником Сократа и развивал основы его учения. Согласно Платону мироздание делится на 2 уровня: 1- идеальный мир, т.е. мир вечных и неизменных сущностей, являющихся совершенными праобразами земных вещей и идеалов. 2- материальный мир, т.е. мир, воспринимаемый с помощью органов чувств. Материальный мир подвержен непрестанной изменчивости, возникновению и разрушению. В нем нет ничего постоянного, а поэтому является несовершенным. Разум человека по Платону будучи достаточно развитым может познать содержание идеального мира, тем самым усвоив абсолютные истины, которые сделают жизнь человека нравственно совершенной и благой. Платон признавал бессмертие души и именно на его основе он строил свою теорию познания. Подлинное познание по Платону направлено не на чувственно воспринимаемую вещь, а на ее идею, поскольку лишь последняя является неизменной и устойчивой. В то же время познать идею вещи человеческая душа может лишь благодаря тому, что неявно для самой себя она уже знает все идеи, поскольку до своего соединения с материальным телом, душа человека обитала в идеальном мире, где воспринимала идеи в их первозданной чистоте и ясности. Т.о. познание по Платону представляет собой процесс воспоминания душой того, что она некогда воспринимала в идеальном мире. Платону также принадлежит построение первой утопической теории государства. Всякий человек несет в себе ту или иную душевную способность и в зависимости от нее он должен занимать место в структуре государственной иерархии. Основных способностей души три: 1 разум – знания и мудрость; 2. волевая способность – мужество. Храбрость,… 3. вожделяющая – удовлетворение первичных потребностей.
По Платону управлять государством должны люди с развитой умственной способностью, т.е. философы, мудрецы, осуществлять защиту государства – люди, наделенные мужественностью,… а производить материальные блага – люди с вожделяющей способностью.Платон предлагал упразднить институт семьи и брака, введя в государстве общность жен и детей. Это является необходимым, т.к. семья равно как и собственность переориентирует интересы человека с государственных на его собственные.
Аристотель являлся продолжателем идейной линии Сократа и Платона, хотя и на более умеренных идеалистических позициях. Если для Платона материальный мир являлся лишь несовершенным отражением идеальной реальности, то для Аристотеля подлинное существование идеи вещи заключается в ее необходимом соединении с материей. Именно поэтому для Аристотеля познание должно начинаться не с теории, а с опыта. Всякая существующая вещь по Аристотелю имеет 3 причины своего существования: 1. формальная, т.е. идея вещи как ее форма и сущность. Аристотель часто именует идеи Платона формами. 2. материальная, т.е. материя вещи как ее причина 3. целевая, т.е. то, для чего вещь 4. деятельностная, действующая причина – та, которая объединяет все 3 причины в единое. И форма, и материя по Аристотелю существуют в двух видах: Материя: первоматерия, т.е. материя лишенная какой-либо формы. В определенном смысле можно сказать, что она – чистой ничто и не доступно познанию, т.к. всякое познание предполагает наличие форм и вторая материя, т.е. материя имеющая форму материальную(металл, земля, дерево,…)Пытаясь объяснить процесс развития вещи Аристотель разделил формы на 2 вида: 1. форма возможности и 2 форма в действительности.
Т.о. изменение вещи есть процесс перехода ее форм от возможности к действительности. Все формы вещей по Аристотелю содержатся в в мировом уме, однако сам мировой ум непосредственно не воздействует на материю, напротив наоборот. Материя по Аристотелю как несовершенной начало тяготеет к совершенству и поэтому сама воплощает в себе идеальные формы. Здесь у Аристотеля проявляется древняя мифологенная о живом характере материи.
Философские системы Сократа, Платона, Аристотеля сформировали основные направления не только греческой, но и всей западноевропейской философии, создав основные проблемные направления и тенденции их решения.
Развитие фил=и в поздней античности было в значительной степени обусловлено кризисом древнегреческой и римской цивилизации, что привело к разрушению традиционного мировоззрения и упразднению смыслового мира, окружавшего человеческое бытие. Именно поэтому фил-ия данного периода тяготеет к нравственно практической и смысло жизненной проблематике.
Поздняя античность:
Средневековая философия делится на 2 периода:
- Патристика (4-9 в.н.э.)
-Схоластика (9-15 в.н.э.)
Для средневекового мировоззрения характерны такие характеристики как:
- теоцентризм: т.е. основным центром мировоззренческого интереса выступала фигура бога, именно поэтому философы в средние века получали статус служаника богословия.
- сотериологизм. Учение о спасение, т.е. собственная жизнь раскрывается человеком как путь, который ведет его либо к спасению в рай, либо к гибели в ад.
- эскатологизм. Учение о завершение чего-либо. Отображает специфику переживания истории как линейного однонаправленного процесса.
В период патристики происходит формирование догматической основы христианского вероучения их официального закрепления на церковных соборах, а так же создание базовых литературных источников признанных в качестве экономических в отношение раскрытия сущности христианства.
В период схоластики происходит комментирование священных книг, а так же возникновение рядов споров и концепций дискутирующих различные богословские вопросы.
Основные проблемы:
Возрождение:
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Появляется гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее
характерная черта — создание новой пантеистической картины мира,
отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная
особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его
максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом,
не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости
мира от Бога и является его безграничность. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!