Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XI. ГЛОССАРИЙ



Агностицизм – это учение (убеждение, установка) в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Аксиология – философское учение о ценностях, об их происхождении, сущности и месте в реальности.

Анализ – это метод исследования, состоящий в расчленении целого на его составные элементы.

Античная философия – комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством.

Атеизм – отказ от религиозных верований, безбожие (отрицание существования Бога).

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может не существовать, не мыслиться.

Бессознательное – вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю.

Бог – абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но сам являющийся причиной всего сущего. В большинстве религий характеризуется как личность, имеющая абсолютный разум и волю.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего).

Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи – 14-16 вв.

Волюнтаризм – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия.

Время – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний.

Гедонизм – этическая установка, с точки зрения которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу.

Генезис – происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его истинности.

Гуманизм – воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей.

Движение – способ существования материи: быть – значит быть в движении. Под движение нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Дедукция – логический путь от общего к частному.

Деизм – философский принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания.

Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающегося мышления. Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.

Закон – объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями.

Идеализм – направление в философии считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженной в формах сознания и воли человека.

Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинное обусловливание явлений в мире.

Индукция – вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка.

Интуиция – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам.

Иррационализм – философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания.

Истина – соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Логика – наука о формах и приемах рационального мышления, устанавливающая условия правильности рассуждения.

Материализм – философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Метафизика ( от греч. meta ta physika – то, что идет после физики) – этот термин ввел Аристотель, который понимал метафизику, как раздел, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для чувственного понимания. В истории философии термин «метафизика» нередко употребляется как синоним философии. В традиционной и классической философии метафизика – учение о сверхчувственных основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим презумпциям натурфилософии. В неклассической философии метафизика – критикуемый спекулятивно-философский метод, оцениваемый в качестве альтернативного непосредственному эмпиризму (в позитивизме), специфически понятой диалектики (в марксизме) и так далее.

Метод познания – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Миф – это рассказ о событиях, от которых зависело само существование древних людей, продукт воображения, но не чистой фантазии. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерные для ранних стадий развития общества.

Монизм – философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную. Это философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа.

Мораль – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе и человеке.

Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.

Онтология – учение о бытиикак таковом. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего.

Пантеизм – философское учение, утверждающее тождество природы и Бога.

Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Патристика – совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – YIII вв., которых принято называть «святыми отцами церкви».

Плюрализм – философский принцип, утверждающий в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций.

Познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки реальных вещей, явлений.

Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес.

Провиденциализм – специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества.

Пространство – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование.

Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения материальных объектов и систем.

Рационализм – определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование фантастических, сверхъестественных сил (Бога, божеств), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Рефлексия – тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

Сенсуализм – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Синтез – метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов в единое целое.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в пред­варительном мысленном построении действий и предвидении их результа­тов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.

Стоицизм – школа древнегреческой философии, призывавшая освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму и «справедливой суровости».

Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего. Это философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Суждение – форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связь с другими предметами.

Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Теология – богословие, религиозная доктрина о сущности и проявлениях Бога.

Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций).

Трансцендентный – термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания.

Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.

Философия (с греч. любовь к мудрости) форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Философия – система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.Это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Философия науки – раздел философского знания, посвященный философскому осмыслению науки и научного знания.

Философия техники – область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами.

Футурология – совокупность представлений о будущем человечества; область прогнозирования перспектив социальных изменений.

Ценность – функция явлений служить деятельности людей, быть ее целью и средством, определенная общественно-индивидуальная значимость явлений.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

Эстетика – наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. Эстетика – наука о прекрасном в искусстве и окружающей действительности.

Этика – учение о нравственности, морали.

Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.


План уч.-метод. докум. 2008 г., поз № 31





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...