Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МОДУЛЬ 2. Тема 4. М.Кундера: теория и практика «искусства романа»



Тема 4. М.Кундера: теория и практика «искусства романа»

Теория романа М.Кундеры. Проблема наследия в эволюции романного жанра. Этапы истории романа. Роман и европейская культура.

Концепция персонажа: творение индивида. Преодоление психологизма. Условность в романе.

Искусство композиции. Тема как основа единства романа. Роман и музыка. Разнородность композиционных элементов. Два типа построения романа. Роман и идеология. Понятие морали романа. История мира и история романа. Игровая природа романа.

Проблема самоидентичности творчества: «Семьдесят три слова» М.Кундеры. Эссеистическое творчество Кундеры.

Тема 5. М.Павич: литература XXI века

Поэтика «Хазарского словаря». «Словарь» и «энциклопедия» в современной культуре. Модель мира в романе: принцип бинарности. Концепция времени и пространства. Структура романа: роль предисловия. Стратегия чтения и авторские интенции. Автотекстуальность.

Тема и образ книги в романе. Автор – составитель: поиск начала. Проблема истины. Буква и смысл. Мифологическое сознание.

Романное наследие М. Павича. Концепция романа и литературы. Идиоритмики и кенобиты: «Пейзаж, нарисованный чаем». Кроссворд как принцип повествования. Символ и знак в романе. Другие повествовательные приемы в творчестве М.Павича (карты Таро, клепсидра, гороскоп). «Уникальный роман»: принцип вариативности и проблема смыслообразования.

Тема 6. «Недоверие к метарассказу»: наследие культуры в восприятии современности

Определение «метарассказа». Код культуры и его переосмысление постмодернистским мышлением. Способы разрушения авторитета: принципы нонселекции и нониерархии. Фрагментарность повествования. Пародийное осмысление культуры. Нонклассичность постмодерна. Варианты метарассказов.

Интертекстуальность как способ существования культуры. Авторская и читательская интертекстуальность. Типы межтекстовых взаимодействий.

Восприятие литературной классики. Новый миф о Робинзоне М.Турнье. Повествовательная структура роман. Инверсия образов героев. Идейные метаморфозы.

Принципы трансформации традиционного сюжета в творчестве Т.Стоппарда. закон случайности в моделировании мира.

«История» как метарассказ, ее интерпретации в творчестве Дж.Барнса, А.Поссе, Д.Барта, У.Эко, А.Байетт, Дж. Фаулза, П. Акройда, Э. Круми, М. Бредбери.

Миф и роман конца ХХ века. Варианты интерпретации мифа (К.Вольф, Клайв С.Льюис). Библия и литература (М.Турнье, С.Гейм, Ж.Сарамаго, Н.Мейлер).

МОДУЛЬ 3

Тема 7.Гипертекст и литература

«Текст» и роман: проблема границ повествования. Неоавангард и идея «тотального творчества». «Цитатное мышление»: поэтика «нового» текста. Литература и компьютер. Визуальная культура и литература.

Интернет как «место обитания литературы»: сетература. Автор и читатель: изменение коммуникативной ситуации в современной литературе.

Типы гипертекста: дисперсный и аксиальный. Признаки литературного гипертекста. Теория и практика нелинейного письма. Гипертекст и интертекстуальность. Автотекстуальность. Повествовательная структура романа П.Корнеля: «отсутствующая книга». Проблема единства в романе.

Линейность и способы ее разрушения в романе Г.Петровича «Атлас, составленный небом». Образ картографа. Образ книги в романах Г.Петровича и П.Корнеля. Книга – «предмет» в романе М.Павича «Ящик для письменных принадлежностей». Роман как органическая жизнь: «Естественный роман» Г. Господинова.

Тема 8.Литература и реальность: неореализм в современной литературе

«Возвращение» традиции реализма в современной литературе. Реализм и постмодернизм: проблема соотношения методов. Понятие реальности в современной гуманитарной науке. Реальность и гиперреальность. Концепция реализма Р. Барта, А. Компаньона.

Реальность как сюжет: образ современного мира в современном романе. Особенности повествования: сюжет, композиция, повествователь, жанр и т.д. Проблема символизации реальности.

Критический пафос современной литературы. «Неприглядный образ»: творчество М. Уэльбека («Элементарные частицы»), Ф. Бегбедера («99 франков»).

Традиция «литературы поколений» в современном романе. «Поколение Икс» Д.Коупленда: проблема самоидентификации. Жанровые особенности «сказок для ускоренного времени». Человек в контексте цивилизации: проблема героя. Путь к настоящему в романе М.Каннингема «Дом на краю света».

Макрабство и новый прагматизм. Маргинальность как способ существования (Коупленд, Паж, Депант, Каннигем, Бэнкс). Эмоциональный минимализм.

Тема 9.Тема будущего в современной литературе

Процесс и прогресс: переосмысление истории. Futurum imperfectum: освобождение от будущего. Эсхатологическая тематика как смысловая доминанта современности.

Отказ от завершенности: линейное и циклическое в современном повествовании.

«Никакого завтра» - проект будущего в «Элементарных частицах» М.Уэльбека. Новые варианты утопии и антиутопии (В.Равалек, М.Уэльбек, М. Каннингем, Б. Элтон). Традиция утопии и антиутопии в современной литературе и культуре.

Тема 10. «Другие литературы»: массовая литература и современный литературный процесс

Элитарная и массовая культура. Тривиальная и массовая: проблема различия. Дж.Г.Кавелти «Изучение литературных формул». Поэтика массовой литературы: организация сюжета, типа героя.

Маскультура как сюжет литературы. Пародирование «формульных штампов» серьезной литературой: мотивы и намерения. Опыт прочтения массовой культуры в романе М.Варгаса Льосы «Тетушка Хулия и Писака». Принцип «двойного кодирования» в романе Ч.Буковски «Макулатура». Механизмы массовой культуры в романе Д.Пеннака «Маленькая торговка прозой»: секрет «идеального автора». Массовая культура и талант: анализ истории массовой литературы в романе А.Перес-Реверте «Клуб Дюма или тень Ришелье».

Ключевые слова курса: абсурд,авангардизм, автор, автотекстуальность, ангажированность, антиутопия, гипертекст, дадаизм, дезангажированность, документализм, игра, интеллектуальный роман, интертекстуальность, концептуализм, «магический реализм», метатекст, минимализм, мифологическое мышление, модернизм, нейтральное письмо, неореализм, нигилизм, нонселекция, нониерархия, образ книги, онтология, память культуры, паратекст, пародия, пастиш, постмодернизм, «потерянное поколение», притча, публицистичность, разрушение стандарта, ризома, синтез, симулякр, современность, сюрреализм, школа «нового романа», театр абсурда, театр жестокости, утопия, фрагмент, фрактал, футуризм, художественные поиски, экзистенциализм, эксперимент, экспрессионизм, энтропия.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2. Постмодернизм: основы теории. Повествовательные стратегии «постмодернистского» текста

Практическое занятие № 1-2. Код постмодернизма

1. Проблема определения: что такое постмодерн?

2. Теоретики и практики постмодернизма: общий обзор.

3. Область влияния: место постмодернистской культуры в современном мире.

4. Художественный постмодернизм: «эстетика возвышенного».

5. Автор – читатель: новая коммуникативная ситуация.

6. Принципы «нонселекции» и «нониерархии».

7. Постмодернизм и интертекстуальность: новое отношение к авторитетам.

8. Будущее постмодернизма в культуре и литературе.

9. Можно ли говорить о «русском» постмодернизме?

Тема 3.У.Эко: преодоление традиции авангарда. Поэтика «современного романа»

Практическое занятие №3-4: «Имя розы» У.Эко: как писать и как читать роман

1. «Как писать роман»: маргиналии автора

- поэтика названия;

- «творение мира»;

- выбор сюжета.

2. «Маски автора». Роль рассказчика: мир «устами» Адсона.

3. Проблема жанра: смысл жанровых исканий. Цитата, аллюзия, реминисценция, символ.

4. Смысловые метаморфозы лабиринта: библиотека и библиотекарь.

5. Как читать роман: «границы» истины: смысл поиска смысла (образ Вильгельма, обрах Хорхе).

Тема 4. М.Кундера: теория и практика «искусства романа»

Практическое занятие №5-6. М.Кундера: искусство романа («Бессмертие»)

1. Тема и роман: композиционные принципы («относительная автономность частей», «нарушение единства действия», принцип «фуги», тематические мотивы, «горизонтальное» и «вертикальное» чтение).

2. Роман и идеология.

«Изобретение юмора». Роман и мораль. История романа и История. Импровизация и композиция.

3. «Бессмертие»:

1) Герои «истории»: Аньес и Лора, Поль, профессор Авенариус.

2) «Бессмертие» – доминирующие повествовательные линии:

- история Аньес, Лоры, Поля (1, 3, 5, 7 части);

- история взаимоотношений Гете и Бетины (2, 4 части);

- «Невыносимая легкость бытия» Рубенса (5 часть).

Мажорные и минорные темы.

3) Повествовательные «переходы». «Совпадения, творящие историю». «Теория случайностей» и романический сюжет.

4) Темы романа:

- современность и модернизм;

- образ / имидж (жест, шляпа Бетховена, диплом «стопроцентного осла»);

- романтизм и либертинаж; homo sentimentalis;

- бессмертие (Гете и Хемингуэй), «смешное бессмертие».

5) персонаж «внешний» и «внутренний». Проблема индивидуальности. Персонаж и тема.

Тема 5. М.Павич: литература XXI века.

Практическое занятие №7-8. М. Павич: литература ХХI века («Хазарский словарь», «Пейзаж, нарисованный чаем»)

1. Особенности повествования М.Павича:

- композиция романов: разграничение на части, книги, главы; проблема структурного единства;

- повествовательные приемы: дискретность, соединительные мотивы;

- роль «указателей слов», оглавлений, предисловий и послесловий;

- автотекстуальность Павича.

2. Модель мира: концепция времени и пространства в романах:

- реальное – нереальное; явь – сон (С.54-56);

- прошлое – настоящее – будущее;

- левое – правое (С.55);

- пространство мира – пространство книги;

- язык – буква (С.77-78).

3. Человек и мир: обретение единства:

- Символические образы (вода, ночь, молчание, язык, соль, волосы и т.д.);

- «Ищущий» и «знающий»;

- Мужчина и женщина;

- Идиоритмики и кенобиты;

- «Сновидец» и герой сна.

Тема 6. «Недоверие к метарассказу»: наследие культуры в восприятии современности

Практическое занятие №9. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т.Стоппарда: современная интерпретация Шекспира

1. Классика и современность: способы воспроизведения и формы восприятия. Поэтика названия.

2. Игра в реальность: мир, слово, человек.

3. Проблема ориентации героя: поиски выхода (Шекспир – Беккет – Стоппард).

4. Проблема самоидентификации

герой – герой - Это уже не он, знаешь?

герой – читатель - Сейчас он – это я.

Стоппард – Шекспир - Тогда кто я?

- Ты – это ты?

- А ты – это он?

- Почти.

5. Проблема универсума: космос и хаос (надежда и абсурд в жизни героев Стоппарда).

6. «Театр в театре»: правило «третьего текста» («…Это такой прием… это схема, с ее помощью мы делаем происходящее более или менее понятным» Стоппард).

7. Тема судьбы: случайное и закономерное, жизнь и смерть.

Практическое занятие № 10. Недоверие к метарассказу: интерпретация предшественников в современном романе

1. «Метарассказ» в современном романе: «великие исторические события» и «мы». Варианты метарассказа.

2. Пародия, пастиш, ирония: способы переосмысления «источника» в современной культуре.

3. Концепция истории в романе Дж. Барнса «История мира в 10 1/2 главах»

– интерпретация библейского мифа в романе;

– композиция романа: проблема смысловой целостности;

– принцип «фабуляции»: история и антиистория в романе.

4. Правда и вымысел в романе А.Поссе «Райские псы».

– структура романа: роль хронологий;

– картина мира: игра с пространством и временем в романе.

5. «Игра в осколки» в романе П.Акройда «Повесть о Платоне»: проблема восприятия прошлого в романе.

Тема 7.Гипертекст и литература

Практическое занятие №11-12. Гипертекст и литература. (Корнель П. Пути к раю; Петрович Г. Атлас, составленный небом; Павич М. Ящик для письменных принадлежностей)

1. Гипертекст: осмысление понятия в современной науке.

2. Типы гипертекста.

3. Гипертекст и литература: к вопросу истории явления. Нелинейный роман.

4. Реализация проекта: «отсутствующая книга» П.Корнеля

1) «история» книги: роль предисловия;

2) структура романа: проблема повествовательного единства;

3) «ряд связей»: тематические «пассажи» («центр – периферия», лабиринт, сакральность, книга, «объективный случай» и др.).

5. Роман с «картинками» Г.Петровича:

1) «линейность» и способы ее разрушения: особенности структуры;

2) роль примечаний и иллюстраций;

3) образ картографа, карточной игры, зеркала;

4) модель мира: сон – явь, реальное – нереальное, правда – ложь;

5) «герои» истории: человек и мир в поисках друг друга;

6) тема Пустоты.

6. Книга-«предмет»: «Ящик для письменных принадлежностей» М.Павича

1) паратектсуальность: «кодирование» текста (содержание, название глав, схемы);

2) структурный принцип и «история»: творение «рассказа»;

3) герои «истории»: обретение и потеря «себя» и «другого»;

4) «бинарность мира»: единичное – множественное, левое – правое, день – ночь, сон – явь;

5) уроки о забывании языка: память и истина.

7. Образ книги в романах Корнеля и Петровича: пути творчества.

8. «Цитатное мышление»: новые формы познания и литература.

Тема 8.Литература и реальность: неореализм в современной литературе

Практическое занятие №13-14. Человек и мир в романе Д. Коупленда «Поколение Х»

1. Содержание формы: особенности повествовательной структуры.

2. «Поколенческий срез» конца века: принцип многослойности.

3. «Человек как проект»: тема будущего

- оппозиция временное – настоящее;

преходящее – подлинное;

- образ «непрекращающегося настоящего»;

- образ будущего: «остановите историю».

4. Эмоциональный минимализм: непреодоленное одиночество / непреодолимое одиночество. Кризис середины молодости.

5. Отцы и дети: в поисках понимания. Дети как «воплощение проекта».

6. В поисках пространства: место как время.

«… в этом кошмар и привлекательность долгого путешествия. Вы с поразительной быстротой теряете связь со своим прошлым…, мы уже почти полностью выпали из нашей прошлой жизни и потеряли ощущение будущего»

7. «Самообъяснение героев»: «в этой жизни мы так и движемся: от фразы к фразе».

8. «Поколение А» Д. Коупленда: новый вариант решения проблемы.

Тема 9.Тема будущего в современном романе

Практическое занятие № 15-16. Традиция утопии и антиутопии в современном романе.

1. Жанр антиутопии в литературе ХХ века.

2. Эсхатологическое мышление и литература на рубеже ХХ- ХIХ вв.

3. «Предчувствие конца»: изображение катастрофы в современном романе (“Windows on the World” Ф. Бегбедера, «Падающий» Д. Делило, «Теракт» Я. Хадра.

4. «Дивный новый мир» в романе М. Уэльбека «Возможности острова».

5. Идеальный мир – идеальный человек в романе Б. Элтона «Слепая вера»

6. «Когда ничего не будет»: роман Кормака Маккарти «Дорога».

Тема 10. «Другие литературы»: массовая литература и современный литературный процесс

Практическое занятие №17-18. «Другие литературы»: массовая литература и современный литературный процесс (М.Варгас Льоса, Д.Пеннак, Ч.Буковски и др.)

1. Сближение миров: элитарная и массовая литературы в современном мире. «Культурный» обмен центра и периферии.

2. Упорядоченный мир стереотипов: поэтика массовых жанров. Маскультура как сюжет.

3. «Взгляд со стороны»: образ маскультуры в современной литературе.

Обобщающая таблица гипертекстуальных практик по Ж.Женетту





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...