Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В «Манифесте» были сформулированы важнейшие принципы стратегии и тактики коммунистов: отстаивание коренных, общих интересов рабочего класса, борьба за авангардную роль



Карл Маркс (1818-1883) иФ. Энгельс (1820-1895) выдвинули идею материалистического понимания стории, акцентировали внимание на экономических условиях развития общества. Они были убеждены в том, что

общество разделяется на господствующие и угнетенные классы на том основании, что первые владеют средствами производства, а вторые не имеют таких средств. Именно это, на их взгляд, обусловливает лассовые конфликты.

Развитие происходит при единстве и борьбе противоположностей. Каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности. Одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя

начинают формироваться в недрах существующего строя. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно ростора,

новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Последователи К. Маркса и Ф. Энгельса возвели их учение в абсолют, что во многом извратило его смысл. Сами основоположники марксизма считали его верным по отношению к капитализму своего времени. Многие социологи обращают внимание на такой недостаток марксизма, как экономический детерминизм, приведший к упущению важной роли духовных факторов в жизнедеятельности общества. Одномерной оказалась и теория стратификации, поскольку в ней едооценивались многие факторы социального расслоения – власть, образование, престиж и др. реувеличение

роли классовой борьбы в развитии не позволило определить способы и условия социальной интеграции. Сегодня многие отказались от марксизма как квазирелигии, но не как от социального учения. Он привлекает внимание ученых самых разных направлений, изучается в большинстве университетов.

  1. Концепция социологизма и социальных факторов Э. Дюрктейма.

миль Дюркгейм французский социолог, считал, что марксизм придает экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение. Согласно Дюркгейму, переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности, которая является следствием разделения общественного труда. В ранних обществах, утверждал он, социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости выполняемых ими функций, на

полном растворении индивидуальных сознаний в "коллективном сознании". Разделение труда было еще незначительным. Такую солидарность Дюркгейм называл "механической". В развитых "организованных") обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением труда, который подразумевает функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индивидами, обусловленный разделением труда, Дюркгейм назвал органической солидарностью.

Предметом социологии он определил социальные факты, которые "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются".1 Социальные факты обладают реальностью и выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Такими являются, например, социальные нормы, прописные истины морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и образы. Социальные

факты сопротивляются нашим намерениям и действиям. Так ответом на пренебрежение индивидом моральных и правовых норм будет ощутимое общественное порицание. По Дюркгейму, объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, представляющем собой систему со своими ярко

выраженными характеристиками. Ему принадлежит заслуга разработки социологии девиантного поведения. Занимался он и поисками резервов поведения человека в экстремальных ситуациях. Он ввел понятие "аномия", означающее дисфункцию социальных отношений. Дюркгейм связывал это состояние с ослаблением моральной регуляции поведения, с социальными конфликтами, с неэффективным функционированием социальных институтов.

7. Концепция социального действия и феномен бюрократии в социологических взглядах М. Вебера.Макс Вебер (1864-1920). Универсально образованный, одинаково

хорошо ориентировался в политэкономии, праве, социологии, философии, логике, разработал принципы познания социальных наук. По Веберу, социология, как и психология, изучает поведение индивида или группы. Но она, в отличие от психологии, исследует человеческое поведение, имеющее определенный смысл. Отсюда выводился главный срез интереса социологии: намерения, ценности, убеждения и мнения, лежащие в основе человеческого поведения. Он разработал категорию "понимание как метод, претворяющий и делающий возможным оциологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно становятся на место других людей и идентифицируют их мысли и чувства.

Вебер утверждал, что социологи обязаны устанавливать причинноследственные связи, что им необходимы строгие понятия. Разработанная им концепция идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций для определения основных характеристик социального феномена. Следовательно, идеальный тип, выполняет роль измерительной планки, с помощью которой исследователь может оценивать фактические события. При этом Вебер полагал, что социология должна быть свободна от оценочных суждений, что нельзя позволить личным пристрастиям влиять на проведение научных исследований, надо видеть

факты такими, какими они есть, а не такими, какими хотелось бы их видеть.

М. Вебер доложил основы современной теории стратификации, отнеся к ее факторам не только экономические параметры, но и политические, социальные, как, например, власть и статус.

как Вебер определяет социальное действие. «Действием» следует … называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании»

И ещё одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей» Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет ещё и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное.

Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное.. Обратимся к самому Веберу: социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);ценностно - рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую - либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

аффективно, особенно эмоционально - через актуальные аффекты и чувства;традиционно, то есть через привычку

Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе - целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. юрократия -- это типичный пример легального господства. Она основывается на следующих принципах:

1) существование определенных служб, а стало быть, компетенции, строго определенных законами и правилами таким образом, что их функции четко разграничены, как и власть принимать решения в целях выполнения соответствующих задач;

2) защита служащих в выполнении их функций в соответствии с тем или иным положением (несменяемость судей, например). Как правило, служащим становятся на всю жизнь, и государственная служба "становится основной профессией, а не второстепенным занятием, дополняющим другую работу;

3) иерархия в выполнении функций, что подразумевает четкую административную структуру, разграничивающую управленческие посты и подчиненные подразделения с возможностью обращения высших руководящих инстанций к низшим; обычно в такой структуре соблюдается единоначалие, а не коллегиальное руководство и налицо тенденция к максимальной централизации власти;

4) подбор кадров производится на конкурсной основе по прохождении экзаменов или по предпочтению дипломов, что требует от кандидатов наличия соответствующего специализированного образования. Как правило, функционер назначается (реже избирается) на основе свободного отбора на контрактной основе;

5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксированной заработной платы и выплаты пенсии при уходе с государственной службы; размеры оплаты устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, учитывающим внутреннюю административную иерархию и уровень ответственности служащего;

6) право контроля со стороны администрации за работой подчиненных (скажем, путем создания контрольно-дисциплинарной комиссии);

7) возможность продвижения по службе на основе оценки по объективным критериям, а не по усмотрению администрации;

8) полное отделение выполняемой функции от личности служащего, поскольку никакой служащий не может быть собственником своего поста или средств управления

  1. Психологическое направление в российской социологии (Е.В.Роберти, Л.И. Петражицкий).

Русский социолог и философ Евгений Валентинович Де-Роберти (1843–1915) в своей психологической социологии исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, их желаниями, эмоциями, образом мыслей, воли… Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Льву Иосифовичу Петражицкому (1867–1931) – русскому и польскому ученому, социологу, правоведу. Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял с помощью эмоций, правовых переживаний, возникающих как реакция организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии. Традиционное деление психики на познание, чувства и волю Петражицкий нашел недостаточным и ввел понятие эмоции как основного влияющего на поведение психического акта, имеющего двойственную, активно-пассивную природу. «Внутренний голос», совесть запрещает или разрешает нам определенное поведение. Мы ощущаем связанность, необходимость поступить так, а не иначе. С этой точки зрения «наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц». В отличие от нравственных обязанностей, правовые связывают волю человека.

  1. Социологические идеи теоретиков анархизма (М.А.Бакунин, П.А. Кропоткин).

Бакунин, суть анархии выражена в словах: предоставьте вещи их естественному течению. Отсюда одна из центральных идей анархизма - идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами

Кропоткина, который утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Бакунин, Кропоткин резко выступал против государства и «государственного социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе. Теоретик анархии считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам». Равенство во всем - синоним справедливости. Это и есть анархия». И еще: «Становясь анархистами, мы объявляем войну не только отвлеченной троице: закону, религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным потоком обмана, хитрости, эксплуатации, развращения, порока - со всеми видами неравенства, которые влиты в наши сердца управителями, религией и законом. Мы объявляем войну их способу действовать, их форме мышления».

  1. Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев)

Основоположником субъективной социологии в российской социальной мысли считается Петр Лаврович Лавров (1829–1900). В своем труде он высказал ряд идей об общественном развитии: главной задачей общества является сознательное историческое движение. Это движение к цивилизации осуществляется через критику современного общества вскрытие его недостатков и слабых сторон. Критически мыслить, согласно исследователю, может только устоявшаяся личность, поэтому развитие осуществляется с помощью исторических личностей. В этом проявляется субъективизм.

В связи с субъективным подходом к социологии находится и методология субъективной социологии Общественные явления, по мнению субъективистов, постоянно находятся в развитии и характеризуются индивидом, т. е. индивид выступает мерилом общественного процесса. Поэтому метод изучения общественных явлений должен быть субъективным, скорее всего, он даже не может быть другим.

Н.К. Михайловский (1882–1904) занимался разработкой методологической базы субъективистов. Он пришел к выводу, что основной принцип в исследовании – «сопереживание» явления вместе с наблюдаемым субъектом, что позволяет исследователю понять цели и возможности субъекта, а это и необходимо для достижения истины.

Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович ЛАВРОВ и Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ — а субъективизм (субъективный метод) был наиболее по­пулярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение историче­ских и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в «Исторических письмах» (1870).

Субъективный метод напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса "всё-таки лежит в субъективном взгляде мыслителя на то, что лучше или хуже для человека или человечества". Исходя из этого, Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, всё, что можно считать прогрессом. Лавров считал, что психика членов общественного организма, их сознание, теории, укореняющиеся в их мышлении, - всё это заставляет их действовать, и это составляет главную черту общества в его отличии от организма.

  1. Марксистское направление в русской социологии.

Марксистское направление в русской социологии было представлено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Н.И. Бухариным, А.А. Богдановым, П.С. Грибакиным. П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановским, Н.А. Бердяевым и др. Марксистское направление не было единым, оно делилось на два течения согласно политическим воззрениям и общественной деятельности. В.Плеханов. В.И. Ленин, Н.И. Бухарин – представители ортодоксального марксизма, тогда как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский – представители легального марксизма. В период революции 1905–1907 гг. возрастает влияние марксизма на либеральные круги, однако после поражения революции марксизм в либеральных кругах становится непопулярным и школа легального марксизма ослабевает. Происходит расцвет ортодоксального марксизма, который по-прежнему рассматривает события в России с точки зрения классовой борьбы.Большое влияние на развитие этого направления оказала работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России». Надо отметить, что впоследствии возник ряд противоречий между этими направлениями, что привело к полному исчезновению так называемого легального марксизма, так как радикальные взгляды представителей ортодоксального марксизма еще больше охладили интерес либералов к учению К. Маркса, считая его опасным.Основоположником субъективной социологии в российской социальной мысли считается Петр Лаврович Лавров (1829–1900). В своем труде он высказал ряд идей об общественном развитии: главной задачей общества является сознательное историческое движение. Это движение к цивилизации осуществляется через критику современного общества вскрытие его недостатков и слабых сторон. Критически мыслить, согласно исследователю, может только устоявшаяся личность, поэтому развитие осуществляется с помощью исторических личностей. В этом проявляется субъективизм.В связи с субъективным подходом к социологии находится и методология субъективной социологии Общественные явления, по мнению субъективистов, постоянно находятся в развитии и характеризуются индивидом, т. е. индивид выступает мерилом общественного процесса. Поэтому метод изучения общественных явлений должен быть субъективным, скорее всего, он даже не может быть другим.

  1. Исторические судьбы отечественной социологии после 1917г.

Основное внимание следует уделить раскрытию социологических идей Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) и Александра Александровича Богданова (1873-1928), выяснению причин упадка социологии в России с середины 20-х до конца 50-х годов XX в., ее последующего возрождения и современного состояния

  1. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина.

Социальная стратификация — объяс­няет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Стратифика­ция — это опре­деленным образом "ориентированный" состав населения. четыре главных измере­ния стратификации — доход ( Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный ин­дивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход)), власть ( возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания), образование, престиж ( Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса

Типы (виды) мобильности:

1) вертикальная – перемещение индивида или группы по "социальной лестнице" вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) (первое может быть связано с повышением квалификации, назначением на более высокую должность, получением более высокого дохода, второе – с увольнением, банкротством и т.д.);

2) горизонтальная – изменение социального положения на равноценное (переезд из одного города в другой, переход с одного предприятия на другое без изменения должности и уровня заработной платы и т.д.);

3) межпоколенная, когда дети достигают иного статуса, чем их родители, например, у родителей статус рабочих, а их сын, получив высшее образование, стал инженером;

4) внутрипоколенная, когда человек (или возрастная группа) один и более раз изменяет свой социальный статус на протяжении жизни (бедняк разбогател – его статус повысился, затем обанкротился – его статус понизился);

5) межклассовая, когда индивид или группа совершают межклассовые перемещения (был крестьянин – стал рабочий, был рабочий – стал предприниматель);

6) внутриклассовая – повышение или понижение социального статуса в пределах одного и того же класса (был мелким предпринимателем – стал банкиром);

7) индивидуальная;

8) групповая и др

Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид.

П. А. Сорокин. Он выделил три вида стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе «процветающей демократии».

  1. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.

Структурный функционализм направление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы.

Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении. В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия1. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

Структурный функционализм Р. Мертон.

"Высокая" теория Парсонса стала объектом критики со стороны социологов, которые не разделяли его "схоластическую", "формалистическую" концепцию. К ним в первую очередь относится Роберт Кинг Мертон (1910). Он спорил с Парсонсом и по конкретным аспектам развил и переосмыслил целый ряд его теоретических положений4.
Мертон является создателем более совершенной, динамичной, эмпирически обоснованной теоретической системы. Свою теорию он называл теорией "среднего уровня" или "среднего радиуса действия". Это по существу многочисленные промежуточные теории, такие как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры и т.д.

Теория функционализма Мертона состоит как бы из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески-новаторского.
Мертон считает неверным применение трех взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе, которое имело широкое распространение в антропологии, а затем и в социологии.

  1. Теория социального обмена (А.Шюц, П. Бергер).

Теория соц. Обмена, когда каждый из участников получает выгоду, вознаграждениея, материальные блага – знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п. тат такого действия становится для него (нее) более ценным.
Совершение людьми поступков, полезных для других Австрийский социолог А. Шюц (1899 – 1959) подчеркивает, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Социально нормированные «конструкции мира» очень

  1. Символический интеракционизм.

Основоположником этой концепции является Ч. X. Кули. Он сформулировал феноменологическую точку зрения: наше отношение к людям определяется не тем, чем они являются на самом деле, а тем, чем они являются в нашем представлении о них. Идеи Ч. X. Кули о специфике социального познания получили названия в работах Дж. Г. Мида.

Центральное понятие концепции Дж. Г. Мида - межиндивидуальное взаимодействие. Согласно представлениям Дж. Мида совокупность процессов взаимодействия порождает общество. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей данного направления социологии.

Люди не реагируют на воздействия извне автоматически. Они разгадывают значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем ответить на них. Взаимодействие между людьми возможно благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, т.е. символам. Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других. «Принятие роли другого», а в случае сложного взаимодействия «обобщенного другого» - основа взаимодействия.

Социальное взаимодействие рассматривается по двум направлениям:

1) анализ процесса взаимодействия на микроуровне;

2)изучение стабильных символических структур, т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.

Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего, американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках.

1. Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние или внутренние символы. Иными словами, символический интеракционизм отрицает как общественный, так и биологический детерминизм.

2. Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько в определенной степени создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракциоппых ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям.

3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционпых контекстах. Принимая роль другого, участники процесса интерпретируют значения и намерения других. Так, значения, которые определяют действие, вытекают из контекста через серию сложных интерпетивных процедур.

Блюмер считает, что интеракционизм резко отличается от социологии социального действия, изображающей поведение человека, как ответ на внешние социальные стимулы

Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Жизнь- это повседневное взаимодействие. Они считают, что личность и общество(«другие»)- это продукт коммуникации, ролевого взаимодействия (интеракция) между людьми. Общество- это сумма межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «другие». Теория зеркального «Я» - согласно ей человек общается с различными первичными и вторичными группами и его представления о себе отражают представления о том, что думают про него другие Символический интеракционизм в сво­их теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, осо­бенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих вза­имодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символические интеракционисты пред­почитают фокусировать внимание на том, как игроки в зави­симости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры.

  1. Понятие об обществе как системном образовании.

Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и определенная форма социальных отношений. П. Сорокин считал, что общество – это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности. Свойства общества: общность территории проживания членов общества, обычно совпадающая с государственными границами; целостность и устойчивость; относительное самовоспроизводство саморегулируемость (не исключающие миграций) наличие культуры, находящейся на определенном уровне развития.

Основные причины объединения людей в обще ство: коллективные представления, чувства, верования (Э. Дюркгейм); ориентированные на других (т. е. социальные) действия (М. Вебер); общность норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности (Т. Парсонс); экономические – установка, что вместе легче выживать, и др.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостное единство Социальная система – целостное образование основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Элементы: 1) множество индивидов. в основе взаимодействия которых лежат те или иные обстоятельства; 2) иерархия социальных статусов занимаемых личностями, и социальных ролей, выполняемых ими; 3) совокупность норм и ценностей, определяющих характер поведения данной системы.

Общество – наиболее сложная социальная система. Его элементами являются люди, деятельность которых обусловливается социальными статусами социальными ролями, нормами, ценностями и социальными качествами.

  1. Социальные проблемы взаимосвязи природы и общества.

Общество есть обособившаяся часть природы, оно приобрело относительную самостоятельность, но продолжает оставаться частью природы и вне нее существовать не может. Действия людей остаются

проявлением природных сил. Мир материальных вещей является непременной составляющей общества. Все существование, функционирование изготовленных предметов подчинено действию механических, физических, химических и биологических законов. Так создавая самолет, человек преследует свои цели, но данное обстоятельство не говорит о его исключении из цепи природных взаимосвязей и закономерностей. Более того, только руководствуясь законами природы, человек способен риспособить любую материальную вещь для служения своим интересам.

Таким образом, общество – это природное бытие, но бытие такое, которое сплавлено с человеческим трудом, сознанием. Люди могут сознательно ставить себе цели, а природа себе цели не ставит В обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие пред собой определенные цели и борющиеся за их достижение. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без постановки задач. Природы не строит машин, железных дорог, компьютеров – все это продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой. Все это – овеществленная Все это – овеществленная сила знания. Единство и различие законов природы и общества видится в следующем.

Во-первых, законы природы более устойчивы, они носят необходимый характер, проявляются повсюду и всегда, где для этого имеются соответствующие условия. Они более просты в формализации, легче

доводятся до однозначности (например, закон сложения скоростей – в механике, термодинамические законы – в тепловых процессах). Законы общества формализуются гораздо труднее. В обществе действуют чрезвычайно сложные зависимости, поэтому его законы выражают усредненное, они проявляются как тенденции. Как правило, это качественные, а не количественные характеристики.

Во-вторых, в природе нет аналога социальным законам, поэтому общество не может быть объяснено одними законами природы, они не раскрывают сущность социальной формы движения материи. ействие

социальных законов связано с такими сугубо общественными явлениями, как производительные силы, производственные отношения, социальные организации, социальные общности, индивидуальное и массовое сознание и т.д. В природе действие законов прямо не затрагивает классовых интересов.

В обществе, напротив, познанные законы реализуются в противостояниях передовых социальных сил против утративших свои потенции.

В-третьих, законы природы более долговечны. Большинство же социальных законов действуют в течение определенного исторического периода, после чего уступают место новым законам, возникшим на базе изменившихся социально-политических и экономических условий.

В-четвертых, социальные законы крайне трудно обнаруживать и исследовать, так как их проявление обусловлено большой массой одновременно взаимодействующих социальных сил, существованием

множества условий, их переплетением, наложением друг на друга. Изучение социальных законов сопряжено с выявлением доминирующих потребностей индивидов, групп, страт, классов и общества в целом.

Социальные законы не придумываются, а открываются. Люди могут поступать в соответствии с ними неосознанно, обучаясь следованию им у других членов общества, находясь под воздействием социальных институтов, исходя из своих потребностей. Социальные законы – это объективные правила, которые регулируют отношения и поведение людей на основе доминирующих у них мотивов, нтересов, ценностных ориентаций и в соответствии с реальными природными и социальными условиями.

Взаимосвязь общества и природы имеет обоюдонаправленный характер. Не только природа оздействует на природу. Географическая среда перестала быть продуктом чисто естественного развития, она во все большой мере становится объектом воздействия общества, его преобразующей деятельности.

Воздействие общества на природу многогранно. Выделим его основные направления, отражая при этом специфику современного этапа.

  1. Социальные изменения и социальный прогресс.

Социальное изменение - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социологи выделяют 4 типа социальных изменений:
* Структурные - изменения, касающиеся структур различных социальных образований (государства, корпораций, социально-классовых образований и т.д.)
* Процессуальные - изменения, затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий
* Функциональные - изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.
* Мотивационные - изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности
По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Под революционными понимаются относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории.
Прогресс и регресс в общественном развитии - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие либо развитие общества по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного прогресса служит степень развития производительных сил, экономического строя. Примером общественного регресса, обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм).

  1. Типы общества.

Вспомним, что нам в первую очередь нужно знание трех типов обществ: традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным). Здесь мы наблюдаем вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.
Признаки Традиционного общества: преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Признаки Индустриального общества: оно рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

Признаки постиндустриального общества: структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

  1. Социокультурные особенности развития российского общества.

Для российского общества в течение последних десяти лет характерны радикальное усиление неравенства, изменения в стратификации, восходящая и нисходящая личностная и групповая мобильность, формирование среднего класса.
Годы реформ со всей определенностью показали, что для позитивной адаптации к рыночной социокультурной системе требуется высокое качество человеческого капитала, личность, склонная к инновациям, творческой интерпретации в выработке адаптационных моделей поведения, акцентирующая индивидуальные способы достижения успеха. В последние несколько лет стала проявляться и определенная корреляция уровня доходов с уровнем образования, прежде всего высшего. Это во многом связанно как с приходом на российский рынок транснациональных корпораций, так и с постепенной передачей управленческих позиций от собственников промышленных, добывающих предприятий, торговых фирм к менеджерам, специалистам, то есть лицам наемного труда. Этот процесс особенно ускорился после кризиса 1998 года. В повседневную жизнь россиян входят новые ценности, целевые установки, утверждаются новые жизненные практики и модели поведения. Уровень экономического развития, темпы экономического роста в России во многом оказывают решающее влияние на становление политической демократии, формирование сильного среднего класса, толерантности в отношении различных вероисповеданий, приоритета личности.
Все мы являемся свидетелями исторического перехода от универсалистской, имперской социокультурной системы к национальной. Болезненность этого процесса, связанного, в частности, с потерей статуса сверхдержавы, достаточно очевидна. В практическом плане модернизация российской социокультурной системы предполагает, прежде всего, полномасштабные изменения в институциональной сфере.
Ценностная система российского общества также переживает серьезную трансформацию. Процесс этот плавный, поскольку векторная динамика ценностной системы была характерна для последних советских десятилетий. В недрах советского среднего...

Социально-культурное развитие российского общества во многом обусловлено экономическими и политическими причинами. Главными особенностями социально-культурного развития России можно назвать усиленное социальное расслоение и формирование новых групп населения. Как следствие, в стране усилилось социальное неравенство, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться.

  1. Неравенство как критерий стратификации.

Вопрос о причинах социального неравенства является одним из

важнейших и в современной социологии. На него есть два различных ответа:

консервативный и радикальный.

еория конфликта основывается на учении К. Маркса и В.И. Ленина,

согласно которому деления общества на классы есть результат разделения

труда и частнособственнических отношений. Главный признак класса –

отношение к средствам производства. Эти отношения определяют группу,

которая господствует в обществе, и группы, которые ей подчиняются.

Стремление капиталистов получить прибавочную стоимость является

основной причиной классовой борьбы, конфликта.

Критики марксистского подхода отмечают, что конфликты не

ограничиваются экономическими отношениями. Владение средствами

производства – это лишь один из источников власти. Другой источник –

контроль над людьми, владение средствами управления. Человек может

процветать, не имея собственности. Власть может определяться должностью,

но отстранение от должности означает и отстранение от власти. Консервативной традиции следует функционалистская теория

стратификации. Согласно ей, стратификация существует по причине

полезности для общества. Наиболее четко эта теория была сформулирована в

1945г. Кингсли Дейвисом и Уильбертом Муром. По их мнению, социальная

стратификация универсальна и необходима, т.к. ни одно общество не может

обойтись без расслоения. Стратификация вырабатывает у индивидов

стимулы для выполнения обязанностей, для занятия разнообразных

должностей. Общество должно пробуждать в людях желание выполнять

соответствующие роли, располагать определенными благами для

стимулирования побудительных мотивов, способами распределения этих

благ среди различных статусов. Это позволит заполнить все статусы и

заставить наилучшим образом исполнять роли. У. Мур сделал вывод, что

самыми высокооплачиваемыми должностями являются те, которые занимают

наиболее талантливые и квалифицированные работники.

Критики этой теории утверждают, что человек от рождения занимает

привилегированное или непривилегированное положение, многое зависит от

того, в какой семье он родился. К тому же многие самые ответственные

должности в правительстве, науке, технике, образовании оплачиваются

недостаточно высоко. Возникает и такой вопрос: не являются ли мусорщики,

несмотря на низкий уровень оплаты их труда и непристижность профессии,

более важными для жизни общества, чем известные высокооплачиваемые

спортсмены?

Радикальной традиции следует конфликтологическая теория

стратификации. Ее сторонники утверждают, что расслоение существует

потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над

другими. Общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и

власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через

принуждение.

  1. Исторические системы социальной стратификации.

Исторически первой системой расслоения людей по ранговым

структурам было рабство. Его социальную структуру составляли классы

рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы,

свободные крестьяне, ученые, жрецы, учителя. Социальное пространство

феодального общества включало в себя взаимосвязь основных классов –

феодалов и крестьян, а также сословий различных групп интеллигенции. В

России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на

дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние

городские слои). Для ряда стран характерны и такие элементы социальной

структуры, как касты и кланы.

При капитализме основными классами стали капиталисты и рабочие. К

неосновным классам относятся крестьяне, интеллигенция и др. Понятие

«класс» не охватывает всех компонентов социальной структуры – она

многомерна и включает не только классы. К тому же основной их признак –

отношение к собственности – с усложнением строения общества, оказался в

значительной мере размытым и потерял свою определенность. Причиной

этого стало, например, широкое акционирование, выключение держателей

акций из сферы управления производством и замена их наемными

менеджерами. Держателями акций нередко теперь становятся и рабочие, и

работники умственного труда. Их стало трудно однозначно отнести к

определенному классу.

  1. Модели социальной стратификации.

Существует множество моделей, согласно которым общество делится не на

классы, а на страты в зависимости от принятых стратификационных

критериев. Их еще называют параметрами. С каждым из них связанны

особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства.

Одну из таких моделей разработал американский социолог П. Блау. Он

выделил в ней номинальные и ранговые параметры.

Номинальные параметры указывают на горизонтальную

стратификацию. Это, например, пол, раса, национальность, вероисповедание,

политическая ориентация, язык. На основе этих параметров нельзя

определить какой из социальных объектов находится в социальной структуре

выше или ниже. Ранговые параметры указывают на вертикальную

стратификацию. Это -образование, доход, богатство (наследие или

накопление), престиж, власть, происхождение, возраст, должность.

Данная модель представляет одномерную стратификацию, но есть и

многомерная, согласно которой люди расставляются в различные слои в

зависимости от группы параметров. Обычно при многомерной

стратификации в современном обществе выделяют высший, средний и

низший классы

Верхний слой включает реально правящий слой. К нему относятся

элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в

государственном управлении, в экономических и силовых структурах.

Средний слой в России находится в стадии становления. Он

характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью

интересов, сознания и политического поведения. Он включает в себя

предпринимателей, ремесленников, представителей свободных профессий,

фермеров, владельцев небольших производственных фирм, служащих,

инженеров, не владеющих средствами производства и живущих за счет

продажи своего труда.

Нижний слой. Его характеризуют такие черты, как низкий

деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким

социально-экономическим условиям переходного периода. Это

малообразованные, не слишком здоровые и сильные люди, те, что не имеют

профессий, а нередко и постоянного занятия и места жительства. Социальное

дно – это преступные элементы, содержатели притонов, бродяги,

проститутки, бомжи и др

  1. Социальная структура современного российского общества.
  2. Нация как социальная общность,

Нация – это историческая общность людей, характеризующаяся

устойчивой общностью экономических связей, территории, языка и

культурно-психологических особенностей. В этом определении

сконцентрированы существенные признаки, но их нельзя абсолютизировать.

Бывают исключения, когда эти признаки «не срабатывают». Определенные

группы представителей нации могут выпадать из общих экономических,

языковых связей, находиться на разных территориях, иметь приверженность

к нескольким культурам. В силу этого понятие «нация» является

многозначным и неопределенным. В связи с этим известный этнолог В.А.

Тишков предлагает определять нацию через свойства.

Первое свойство – нация есть носитель этичности. Опорными здесь

выступают такие характеристики, как чувство общности, психический склад,

культура, этническое сознание.

Второе свойство – нация есть социальная общность и социальный

организм. Она неоднородна. Её характеризуют различные слои, достигнутая

степень развития, место в разделении труда, уровень жизни в сравнении с

соседями иной этнической принадлежности, специфические черты

национального сознания, возможность самостоятельно определять

экономическое, социальное, культурное развитие.

В этом вопросе следует выяснить еще такие проблемы:

-гражданство и национальность;

-этнические субкультуры и расизм;

-становление русской нации и её основные социально-психологические

  1. Основные социально-психологические черты русской нации.

Проживание с людьми разной национальности –

объективная реальность. Данное обстоятельство ставит каждого человека

перед необходимостью быть деликатным, терпеливым и ответственным в

отношениях с людьми других наций. Важный момент – уважительное

отношение к особенным чертам, характеру представителей других этносов,

изжитие привычки подходить к другому народу со своими критериями.

Поступки конкретных личностей формирует представление о народе,

сказывается на отношениях с ним.

  1. Тенденции развития наций и национальных отношений в современный период.

Здесь целесообразно сосредоточить внимание на

проявлении двух тенденций развития наций и национальных отношений в

современном обществе – это этническая дифференциация и этническая

интеграция, выяснить принципы взаимной адаптации этносов.

с греческого слово «этнос» означает народ.

Этнические группы связаны общностью происхождения, самобытной

культуры, языка, психического склада. Все они обладают этническим

самосознанием, которое фиксирует их особенности, унаследованные

традиции, чувство «мы», понимание своего места среди других народов.

  1. Культура межнационального общения.

Культура межнационального общения - совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

Понятие К.м.о. вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.

И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации,

народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.

Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

  1. Понятие социальная группа. Виды социальных групп и факторы влияющие на их формирование.

больших и малых социальных групп. К большим группам относятся

охарактеризованные в предыдущих темах классы, сословия, национальные

общности. Малые группы образуются на основе появления более или менее

постоянных и тесных контактов между несколькими людьми или вследствие

распада большой группы. Это может быть группа друзей или людей,

связанных общими интересами и устойчивым взаимодействием. Такое

взаимодействие основано на двух типах связей: экспрессивных и

инструментальных. Экспрессивные связи возникают у человека при

эмоциональном участии в решении проблем других людей и принятии на

себя обязательств по отношению к ним. Такие связи позволяют получить

ощущение надежности, любви, признания, дружбы и личной значимости.

Инструментальные связи складываются в результате сотрудничества в

достижении общей цели.

Названные связи являются критериями для выделения двух типов

групп: первичных и вторичных. В первичной группе индивиды находятся

в непосредственных тесных личных взаимосвязях друг с другом. Во

вторичных группах превалируют уже безличные отношения

взаимодействующих людей для достижения конкретной цели. В таких

группах индивиды рассматриваются не как самоцель взаимного общения, а

как средство достижения цели. Здесь преобладают формальные контакты,

связанные с выполнением служебных обязанностей, основное значение

придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные

функции. Однако не следует преувеличивать обезличенность вторичных

групп. Таким образом, основные черты социальной группы – это членство,

взаимодействие, идентичность.

Еще один тип – это референтная группа. Это может быть реально

существующая или воображаемая группа, служащая для индивида образцом

поведения, с позиции, которой он сравнивает, оценивает и проецирует свои

действия.

По степени организованности группы бывают формальные и

неформальные. Формальные группы имеют четкую структуру, строго

описанные ролевые функции (школа, завод, фирма). Они создаются для

выполнения определенного объема задач. В них существует строгое

разделение труда, деятельность регулируется правилами и распоряжениями.

Неформальные группы не имеют структурной и нормативной

регламентации. Они возникают стихийно, чаще всего внутри формальных

организаций. В них существуют дружеские, интимные, доверительные

отношения, общность интересов и многих взглядов на жизнь.

  1. Причины внутригрупповых конфликтов и способы их преодоления.

Социальный конфликт – это противоборство

индивидов или групп, преследующих социально значимые цели

(распределение ценностей, ресурсов, власти и т.д.) Он возникает, когда одна

сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб

интересам других. Социальные конфликты могут оказывать как позитивное, так и

негативное воздействие. С одной стороны, они являются источником

социально-политических изменений, предотвращая стагнацию общественных

систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и

институтов. В этом смысле конфликты выступают в качестве формы

регулирования противоречивых интересов различных групп общества,

способствуют разрядке напряженности, ведут к повышению эффективности

организации, так как помогают выявить альтернативу в решении

определенных задач. С другой стороны, социальные конфликты приводят к

снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и

эффективности организации, а также несут в себе угрозу дестабилизации

общества и могут привести к катастрофическим последствиям – революциям,

войнам, анархии. всех конфликтов есть несколько причин. Основные из них –

ограниченность ресурсов, которые нужно делить; взаимосвязанность

заданий, различия в целях и представлениях о ценностях, различия в манере

поведения, в уровне знаний, плохие коммуникации, взаимоисключающие

цели, интересы и потребности личности (осуществите анализ данных уществуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный

конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и

группой и межгрупповой конфликт.причин). читается, конструктивное разрешение конфликта определяют

следующие факторы:

1) адекватность восприятия конфликта;

2) открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему

обсуждению проблемы;

3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничество.

Структурные методы разрешения конфликта – это разъяснение

требований к работе, использование координационных и интеграционных

механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и

использование системы вознаграждений.

Способы разрешения конфликтов:

Уклонение представляет уход от конфликта.

Сглаживание – такое поведение, при котором осуществляется

сдержанность от раздражений.

Принуждение – применение законной власти или давления

руководителя с целью навязать свою точку зрения.

Компромисс – уступка до некоторой степени другой точке зрения.

Является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному

решению.

Решение проблем – способ, предпочитаемый в ситуациях, которые

требуют разнообразия мнений и данных, характеризуется открытым

признанием различий во взглядах и столкновений этих взглядов для того,

чтобы найти лучшее и приемлемое решение для противостоящих в дискуссии

сторон.

Четвертый вопрос. Проблема духовной атмосферы малой группы

подробно раскрыта в рекомендованной литературе.

Примерная тематика докладов

  1. Лидерство в группах.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.096 с)...