Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В античности Н. осмысливается в рамках гносеологии, анализирует любую познавательную деятельность, любую сферу культуры. Проблематикой гносеологии были проблемы истины. Знания отличны от мнения. У Аристотеля и Платона можно встретить анализ знания. Аристотель первым классифицировал науки. Вопросы логики и методологии в гносеологию не входили, потому что Аристотель считал логику элементом разума, а не составной частью Ф. Гносеология была зависима от метафизики.
В Новое время возникают теории познания. Сначала они формируются в трудах Бэкона и Декарта и завершаются Кантом в «Критике чистого разума». Они имеют другую проблематику по сравнению с античностью. Это учение о методе, способах его обоснования. Борьба со схоластикой, которая осталась от средневековых университетов. Метод должен быть избавлен от догм и авторитетов.
В XVII–XVIII вв. возникает эпистемология (теория научного познания). Она рассматривает всеобщие предпосылки знания; соотношение чувственного и рационального познаний, проблемы истины в науке; исключает ценности, мотивации, мировоззрения субъекта. Такова классическая эпистемология. Она разворачивает свои представления вокруг оппозиции «объект–знание», а гносеология «субъект–объект». Наука понимается как высший тип знания, который заменяет все другие типы, претендует на роль судьи.
В середине XIX в. начинается пересмотр классической эпистемологии. Это было сделано с появлением нового философского направления – позитивизма, в котором (а впоследствии в неопозитивизме) Н. понимается как закрытая система, неподверженная влиянию социо-культурных факторов. Такая позиция называется интернализм.
В постпозитивизме происходит поворот к экстернализму. Суть: внутренняя логика развития науки себя исчерпала, наука развивается под действием социо-культурных факторов и представляет собой открытую систему. Происходит переход к неклассической эпистемологии. Субъект с его ценностями, мотивациями, мировоззрениями включается в познание. Знание не может быть без культурных оснований. Это означает, что философские принципы, категории, идеи оказывают влияние на науку, поэтому наука не может собой заменить всю культуру и остается только ее частью.
Наука и культура
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!