Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вдохновенный ремесленник



Вне всякой связи магии с его музыкой, Бах считал себя не безумным гением, но искусным мастером. Ко времени Высокого барокко набор вызывающих аффект музыкальных инструментов стал чрезвычайно специализированным. Процедуры хорошо шифровались, и опытный композитор знал точно, как использовать их все.

«”Le genie n'est autre chose qu'une grande aptitude a la patience”. Так Буффон в своей вступительной речи во французской Академии в 1753 году выразил идею, которая была одобрена Бахом, имевшим обыкновение говорить в непринуждённой обстановке: «Я должен был упорно трудиться; каждый, кто работает столь же усердно, добьётся того же». В этих словах он обращался к наследию своей семьи. Музыка была ремеслом. Её можно было преподавать, и она могла быть изучена. Усердие должно привести к совершенству. Иметь талант было делом само собой разумеющимся: не у всякого ли, например, было по пять пальцев на каждой руке, как и у Баха?»[37]

Бах видел себя как представителя исчезающей гильдии, с тревогой посматривая на приближающуюся новую эпоху Ars Gratia Artis, когда музыка утеряла стремление к какой бы то ни было высокой цели, когда каждый, кто стремился быть музыкантом, просто мог назвать себя им и повесить афишу. Немного удивляет, что большая часть его переписки имеет отношение к деньгам (как это обнаруживает в шутливой форме книга «Портрет Баха» Питера Шикеля). «Гёдель, Эшер, Бах: Вечная Золотая Цепь» (бессмысленно замысловатый трип сквозь разум учёного-компьютерщика с иллюзиями грамотности); Дуглас Хофстадтер утверждает, что баховская импровизация (во всяком случае, как говорят) шестичастного ричеркара, завершающего «Музыкальное приношение» была такой же трудной как игра в 60 одновременных партий в шахматы с завязанными глазами, каждая из которых завершалась бы победой. Кажется, что Бах воображал своё собственное мастерство в весьма похожих выражениях.

ЭПИЛОГ

В новой эпистемологии науки меланхолия не столько утратила своё значение, как свою цель. Она вернулась в состояние, когда её терпеливо выносят, а сейчас, в условиях развивающегося свободного рынка, её лечат. Все помешались на книгах по её идентификации и лечению – музыка часто отмечается как особенно эффективная для облегчения; «Анатомия Меланхолии» Бартона выдержала пять изданий прежде, чем он умер в 1640 году, и четыре – после его смерти. Понимание человеческой психологии было тогда столь же смутным, как и сейчас, и немного отталкивающие симптоматологии меланхоликов, сопровождающие тщательную таксономию в книге Бартона и других авторов, обращены и к медицинскому интересу и к любознательности в целиком обоснованном изложении. Композиторы и фармацевты давали одинаковые рецепты: даже обложка записной книжки Анны Магдалены Бах была подписана по легенде фразой «Der Anti Melancholicus». Но так как эпоха барокко уступила дорогу эпохе разума, музыка тоже утратила своё назначение. В механической вселенной, часовом механизме сил и причин, больше не было места для божественного безумия. Поэтический экстаз был вновь открыт романтиками, но оказался на службе исключительно мирских забот. Сама магия исчезла.

«Моральная философия эпохи просвещения овладела освящённой веками неприступной крепостью теологии. Именно поэтому было разрушено выдающееся положение религии. Вслед за этим разрушающим традицию движением из всеобъемлющей структуры теологии была изъята музыка и обращена к просвещённому человечеству как независимое искусство. Удалённая от своего ограниченного, но, тем не менее, полезного положения, функция инструментальной музыки, лишённой слова и направления, стала неясной. Когда в ходе восемнадцатого века королевские дворы, вторая обитель музыки кроме церкви, пришли в упадок и исчезли как центры искусства, музыка утратила свою среду, то есть, своё истинное значение и цель. С упадком власти церкви и королевского двора, музыка утратила свою подлинную причину существования и функцию. «Sonate, que me veux-tu?», – говорил Фонтенель, племянник великого Корнейля, осветивший этой сентенцией целую проблему l'art pour l'art. Какую цель имеет освобождённая музыка в мире, управляемом разумом, существующим только ради самого себя?»[38]

Автор: © Ken Perlow, 1995
Перевод: © В.Н.Проскуряков, 2006

| вернуться в раздел | | на верх |

[1] Plato, Phaedrus and Letters VII and VIII (trans. by Walter Hamilton), London: Penguin Books, 1973, p.46.

[2] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.17.

[3] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.29.

[4] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.41.

[5] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.79.

[6] Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, Chicago: University of Chicago Press, 1964, p.17.

[7] Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, Chicago: University of Chicago Press, 1964, p.25.

[8] Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, Chicago: University of Chicago Press, 1964, p.28.

[9] Marsilio Ficino, De vita libri triplici, Basel: 1525.

[10] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.259.

[11] Paul Oskar Kristeller, The Philosophy of Marsilio Ficino (trans. by Virginia Conant), New York: Columbia University Press, 1943, p.212.

[12] Paul Oskar Kristeller, The Philosophy of Marsilio Ficino (trans. by Virginia Conant), New York: Columbia University Press, 1943, p.213.

[13] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.247.

[14] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.357.

[15] Robert Burton, The Anatomy of Melancholy, 6th Ed. (1651), New York: Tudor Publishing, 1955, p.451.

[16] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.364.

[17] Marsilio Ficino, Epistolae (Translated by members of the Language Department, School of Economic Science), London: Shepherd-Walwyn, 1975, p.110.

[18] Claude V. Palisca, Humanism in Italian Renaissance Musical Thought, New Haven: Yale University Press, 1985, p.30.

[19] Claude V. Palisca, Humanism in Italian Renaissance Musical Thought, New Haven: Yale University Press, 1985, p.230.

[20] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.387.

[21] Raymond Klibansky, Erwin Panofsky, and Fritz Saxl, Saturn and Melancholy, London: Thomas Nelson and Sons 1964, p.387.

[22] Maria Rika Maniates, Mannerism in Italian Music and Culture, 1530-1630, Manchester: Manchester University Press, 1979, p.97.

[23] Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, Chicago: University of Chicago Press, 1964, p.238.

[24] Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, Chicago: University of Chicago Press, 1964, p.168.

[25] Maria Rika Maniates, Mannerism in Italian Music and Culture, 1530-1630, Manchester: Manchester University Press, 1979, p.32.

[26] Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, Chicago: University of Chicago Press, 1964, p.441.

[27] Maria Rika Maniates, Mannerism in Italian Music and Culture, 1530-1630, Manchester: Manchester University Press, 1979, p.100.

[28] Gary Tomlinson, Music in Renaissance Magic – Toward a Historiography of Others, Chicago: University of Chicago Press, 1993, p.192.

[29] Gary Tomlinson, Music in Renaissance Magic-Toward a Historiography of Others, Chicago: University of Chicago Press, 1993, p.193.

[30] Gary Tomlinson, Music in Renaissance Magic – Toward a Historiography of Others, Chicago: University of Chicago Press, 1993, p.215.

[31] Nino Pirrotta, Music and Culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque, Cambridge: Harvard University Press, 1984, p.218.

[32] Nino Pirrotta, Music and Culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque, Cambridge: Harvard University Press, 1984, p.230.

[33] Claude V. Palisca, The Florentine Camerata – Documentary Studies and Translations, New Haven: Yale University Press, 1989, p.147.

[34] Claude V. Palisca, The Florentine Camerata – Documentary Studies and Translations, New Haven: Yale University Press, 1989, p.143.

[35] Claude V. Palisca, The Florentine Camerata – Documentary Studies and Translations, New Haven: Yale University Press, 1989, p.145.

[36] Gary Tomlinson, Monteverdi and the End of the Renaissance, Berkeley: University of California Press, 1987, p.23.

[37] Hans T. David & Arthur Mendel, Eds., The Bach Reader: A Life of Johann Sebastian Bach in Letters and Documents, New York: W W Norton & Co, 1945, p.37.

[38] Gerhard Herz, Essays on J.S. Bach, Ann Arbor: UMI Research Press, 1985, p.20.

| вернуться в раздел | | на верх |





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...