Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблемы изучения, сохранения, популяризации произведений монументального искусства и включения их в современное культурное пространство (4 часа)



Форма занятия: практика.

Виды практической работы: представление и защита проектов, взаимное рецензирование.

Самостоятельная работа: разработка авторского проекта, подготовка на его основе доклада, оснащенного электронной презентацией для представления проекта на практическом занятии.

Студентам необходимо разработать собственный проект, включающий комплекс мер по изучению, сохранению, популяризации, произведений монументального искусства и включению их в контекст современной культуры. Выполняя это задание, студенты демонстрируют способность к самостоятельному творческому и новаторскому мышлению в деле разработки и составления предложений, проектов, программ по изучению и сохранению произведений монументального искусства. Данное задание ориентировано на дальнейшую практическую деятельность выпускников в сфере культуры и искусства. Студенты демонстрируют активную жизненную позицию, осознание актуальности проблемы охраны памятников монументального искусства и необходимости разработки мер по их наиболее эффективному изучению, сохранению, популяризации и включению в современное культурное пространство.

Литература:

  1. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов/ М. А. Полякова.- М.: Дрофа, 2005.- 271с.-(Высшее образование)
  2. Шаманаев, А.В. Охрана культурного наследия в России (XVIII-конец XX века): учеб. пособие/ А. В. Шаманаев; Уральский государственный университет им. А. М. Горького (Екатеринбург).- Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005.- 92с.

Вопросы к экзамену

1. Монументальное искусство: понятие, разновидности, специфика.

2. Монументальность как качество художественного произведения.

3. Монументальное искусство в системе синтеза искусств.

4. Монументальное искусство в системе видов искусств.

5. Скульптура как вид изобразительного искусства (понятие, специфика).

6. Классификация скульптуры.

7. Принципы классификации городской скульптуры.

8. Монумент как явление культуры.

9. Монумент и памятник. Взаимосвязь и специфика.

10. Происхождение монумента.

11. Мемориальный ансамбль: понятие, типология, принципы композиционного и образно-пластического решения.

12. Монументальная живопись (понятие, специфика).

13. Техники монументальной живописи.

14. Монументальное искусство древнего мира (Др.Египет, Др.Греция, Др.Рим).

15. Монументальное искусство западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения.

16. Монументальное искусство Западной Европы XVII-XIX вв.

17. Монументальное искусство Западной Европы ХХ века.

18. Монументальное искусство Древней Руси.

19. Монументальное искусство России XVIII-нач.ХХ вв.

20. Советское монументальное искусство.

21. Монументальное искусство России рубежа XX-XXI вв.

22. Монументальное искусство региона (Барнаул и др.города Сибири)

23. Традиции и новации в современном монументальном искусстве.

24. Культурное пространство города и городская среда: определения, особенности, история понятий. Проблемы восприятия городской среды.

25. Современные концепции монументального искусства в городском культурном пространстве.

26. Монументальное искусство как средство формирования гармоничной городской среды.

27. Современное монументальное искусство как элемент дизайна городской среды.

28. Проблемы дизайна городской среды Барнаула.

29. Проблемы изучения, сохранения, популяризации и включения монументального искусства в современное культурное пространство.

30. Методы и формы популяризации монументального искусства и включения его в контекст современной культуры.

Словарь терминов [1]

Ансамбль (фр. ensemble, букв. – вместе) – совокупность, гармоническое единство художественных компонентов. Ансамбль может составляться из произведений одного вида искусства или объединять различные виды. Ансамбль выражает мировоззренческое представление той или иной эпохи о красоте, что на практике проявляется в выработке системы связей элементов и целого, в пропорциональной согласованности компонентов. Ансамбль – структурно-содержательное единство, которое отражает конкретные идеалы красоты и пользы, соответствующие историческому сознанию общества, и представляет собой определенную систему взаимосвязи различных объектов и действий. Понятие ансамбля широкое, характерное для всех видов искусства.

Бюст (фр. Ьuste, от итал. Ьusto — туловище, торс) — погрудное, реже поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Дизайн (англ. design – чертеж, проект, замысел; нем. Gestaltung, ит. desegno industrial, фр. dessin industriel) – особый метод проектирования предметной среды, при котором объекту в соответствии с его основным предназначением придается комплекс взаимосвязанных качеств: красота, целесообразность, экономичность, акцентированная функциональность (или умножение числа функций), физиологическое и психологическое удобство пользования объектом, его четкая социальная ориентация. В дизайне воедино сплелись два направления творческих поисков – от функции к форме и от формы к функции.

Композиция (лат. composition – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника.

Конная статуя – скульптурное изображение всадника верхом на коне, устанавливаемое обычно в мемориальных целях в городе или большом общественном помещении.

Круглая скульптура — один из двух основных видов искусства скульптуры, в отличие от рельефа ее произведения могут восприниматься при круговом обходе с разных точек зрения.

Мемориальный ансамбль -развитый пространственный архитектурный или архитектурно-скульптурный комплекс (часто включающий исторические реалии), воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий. Художественное решение мемориального ансамбля основывается на принципах синтеза искусств: архитектуры, монументальной скульптуры и монументальной живописи, литературных (надписи-эпитафии), световых и звуковых образов. Важным компонентом мемориального ансамбля является природный ландшафт.

Мемориальная доска (от лат. memorialis – памятный) – плита, обычно из камня или металла с памятной надписью, иногда с изображением, увековечивающая память о лице или событии; обычно укрепляется на фасаде связанного с ним здания.

Монумент (лат. monument — памятник, от monere — напоминать, внушать, воодушевлять) — сооружение значительных размеров в честь крупных исторических событий, общественных деятелей и т.п. Монумент служит идейной и объемно-пространственной доминантой архитектурного ансамбля города в целом, городской площади или системы площадей, мемориального комплекса в городском или природном ландшафте.

Монументальная скульптура — один из древнейших родов скульптуры, имевший первоначально культовое, потом мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные, многофигурные, конные памятники, мемориальные ансамбли в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Монументальная скульптура устанавливается как в городском пространстве, так и в природной среде: она призвана организовать архитектурный ансамбль, органично войти в естественный ландшафт. Как правило, монументальная скульптура увековечивает значительные исторические события, воплощает идеи широкого общественного масштаба, содержит героико-эпическое начало. Она обращена к массам — к современникам и людям будущих поколении. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны на восприятие с больших расстояний и на долговременное существование. Они создаются из прочных материалов (гранит, бронза, медь, сталь), устанавливаются на больших открытых пространствах. Большое значение для восприятия монументальной скульптуры имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Монументальной скульптуре не чужды, однако, более интимные, лирические решения: таковы, например, многочисленные портретные памятники поэтам, художникам, музыкантам.

Монументально-декоративная скульптура – род скульптуры, по своей природе являющийся искусством синтетическим, тесно связанным с архитектурой и природным ландшафтом: монументально-декоративная скульптура оформляет фасады (портики, ниши, парапеты) и интерьеры зданий, вводится в композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, а также включается в естественную среду садов и парков. Парковая скульптура образно и пластически взаимодействует с природным окружением, что определяет ее интимное, лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам.

Монументальность -(от лат. monumentum — памятник) — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, масштабное звучание и общественную значимость. Монументальность родственна эстетической категории возвышенного, связана с категориями героического и трагического. Черты монументальности неотъемлемо присущи монументальному искусству, но ими может быть наделено и станковое произведение..

Обелиск (греч. оЬе1iskos, букв. — небольшой вертел) — сложившееся в архитектуре Древнего Египта культовое и мемориальное сооружение (символ Солнца) в форме четырехгранного сужающегося кверху столба с заостренным пирамидальным завершением.

Памятник (англ., фр. monument, от лат. monumentum; нем. Denkmal) — объект, представляющий собой характерное наследие какой-либо культурной эпохи, ценное достояние страны, народа, человечества; произведение монументального искусства (архитектура, скульптура, живопись), увековечивающее память о каком-либо лице или событии.

Пластичность (англ. рlаsticity, от греч. рlаstikos — годный для лепки, податливый) — качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, внутренняя наполненность, весомость объема, эстетическое совершенство моделировки. В широком смысле слова пластичность — скульптурность, рельефность, художественное совершенство, гармония и чувственное обаяние искусства, выразительность объемной формы во всех пластических искусствах.

Постамент (нем. Роstament) — основание, подножие крупного произведения скульптуры, чаще всего памятника, монумента. Как правило, проектируется с участием архитектора.

Рельеф (фр. геlief) — один из видов скульптуры: в отличие от круглой скульптуры объемные (пластические) формы рельефы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; при этом пространственные отношения могут передаваться условно, сокращенно, а формы соответственно уплощаться; на фон рельефа могут наноситься очень слабо выступающие изображения (пейзаж, архитектура).

Синтез искусств (греч. synthesis — соединение) — органичное соединение произведений разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорции, ритма порождают в искусстве свойства, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие.

Статуя (лат. statua) значительные по размерам произведения круглой скульптуры, изображающие, как правило, человеческую фигуру в рост, реже – другие реальные или воображаемые существа (например, статуи зооморфного божества, статуи животного). Статуя размером настольной скульптуры называется статуэткой. Статуя огромной величины – колоссом; последний термин употребляется лишь в связи с историей искусства. Статуя – наиболее распространенный тип памятника.

Скульптура (лат. Sculpture, от skulpo – вырезаю, высекаю; англ., фр. Sculpture, нем. Bildhauerkunst), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.

Среда (англ. Environment, фр. ambiance, нем. Umwelt) окружение; материальное содержание, заполнение пространства; сфера, в которой протекает жизнь.

Триумфальная арка (от лат. triumphalis – отмечающий встречу полководца-победителя и arcus – дуга, арка) – обрамляющее проезд торжественное архитектурное сооружение (из дерева, камня, металла) в честь военных побед и других знаменатльных событий.

Триумфальная колонна – мемориальное сооружение, посвященное прославлению военных побед в виде отдельно стоящей колонны особо крупных размеров.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 983 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...