Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение 2 страница. В эпоху мустъе в качестве сырья для изготовления орудий почти повсеместно использовался кремень



В эпоху мустъе в качестве сырья для изготовления орудий почти повсеместно использовался кремень. Также дело обстояло и в Крыму, обладающем поистине неисчерпаемыми, легкодоступными запасами этого минерала. Правда отмечены, пусть очень редкие, случаи использования экзотических пород камня. Так, в гроте Пролом II обнаружено орудие, изготовленное из зеленоватого халцедона, происходящего из района Кара-Дага. Для того, чтобы доставить его на стоянку, неандертальцам пришлось преодолеть не менее 40 км, если считать по прямой.

Кремень — очень прочный минерал. В то же время он легко раскалывается, а при раскалывании дает острые края. Эти качества, да еще распространенность кремня практически по всей обитаемой части Земного шара, сделали его незаменимым материалом для изготовления орудий. Лишь в исключительных случаях ему находилась достойная замена, например, в виде обсидиана в Армении. Перед первобытными мастерами возникали сложные технические проблемы. Главная из них заключалась в необходимости значительного изменения природной формы кремня. Мно-говековые опыты еще задолго до мустьерского времени привели к появлению нуклеусов (nucleus по-латыни — ядро). Для изготовления нуклеусов от естественного кремневого желвака откалывали ненужные для производства части. Образовавшееся ядро обрабатывали так, чтобы от него можно было отделить как можно более длинные и тонкие отщепы. Неандертальцы умели изготавливать нуклеусы разных очертаний и откалывать от них отщепы относительно правильной формы. Такие нуклеусы находят при раскопках почти любой стоянки и они представляют собой одну из самых характерных черт кремневой мустьерской индустрии. В Крыму они тоже есть, но, их меньше, чем в других регионах (рис. 4). Можно сказать, что малочисленность нуклеусов — это одна из особенностей крымского мустъе.

Объяснение этому факту лежит в буквальном смысле на поверхности земли: в предгорьях, среди многочисленных выходов кремня, нетрудно отыскать небольшие плитки, от которых без особой специальной подготовки можно откалывать отщепы. Для того, чтобы от отщепов (в археологической литературе прижился жаргонный термин "на отщепах") изготовить орудия, применялась так называемая отжимная ретушь. Надавливая на отщеп небольшой, обычно трубчатой, косточкой-отжимником, от него одну за другой отделяли чешуйки кремня, постепенно изменяя форму отщепа и заостряя его край. Отжимники использовались очень широко. В свое время, известный исследователь крымских древностей Г. А. Бонч-Осмоловский высказался в таком духе, что отсутствие отжимников в коллекции на-ходок из какой-либо стоянки свидетельствует лишь о невнимательности ее исследователя. Использовали и каменные отбойники. Ими ударяли по нуклеусам, откалывая отщепы, а также ретушировали отщепы и случайно получавшиеся сколы кремня. На отщепах изготавливали, пожалуй, самые распространенные в эпоху мустье орудия – остроконечники и скребла. В обоих случаях отщепам старались придать подтреугольную форму и обрабатывали их только с одной стороны. У скребла ретушью тщательно покрывался один край треугольника и он служил рабочим краем орудия. У остроконечника ретушировали два края условного треугольника так, чтобы в наибольшей степени заострить его вершину. Кроме остроконечников и скребел использовались, конечно, и орудия иных форм, например, редкие, но появившиеся в эту эпоху, наконечники копий или типичные как раз для Крыма так называемые "ножи" (внешне ничуть не напоминающие современные изделия, давшие им название).

Кое-какие произведения первобытных мастеров довольно трудно классифицировать. Среди них есть и скребла похожие на остроконечники, и особые "чокурчинские треугольники", и другие орудия. Небольшие косточки животных заостряли с одного конца и использовали в качестве проколок, вероятно, проделывая отверстия в шкурах животных при изготовлении одежды, без которой невозможно было обойтись в условиях холодного климата ледникового периода. Остроконечники и скребла применяли при разделке туш животных и обработке шкур. Ими же могли отрубать и заострять ветви деревьев. Известны, правда за пределами Крыма, редчайшие случаи на-ходок деревянных изделий, да и наконечники копий, обнаруженные в Крыму, нужно было насаживать на древки.

Следует подчеркнуть, что заметить отличия в форме и приемах обработки кремневых орудий, изготовленных грубыми руками неандертальцев, не так то легко. Зачастую бывает непросто отличить их даже от естественных кремней. Однако специалисты-палеолитоведы умеют это делать очень хорошо. Наблюдения над весьма незначительными, с точки зрения неспециалиста, отличиями в технике изготовления кремневых орудий позволяют прийти к весьма важным историческим выводам.
Так, в частности, отмечено, что впервые появившиеся в Крыму между 150 и 100 тысячами лет назад неандертальцы обладали специфическими приемами обработки камня, характерными для населения обширных территорий от Дуная до Волги и от Северного Кавказа до Полесья. Изготовленные с помощью этих приемов орудия относят к так называемым восточно-микокским индустриям.
Около 50 тысяч лет назад в Крым приходят новые группы неандертальцев, обладавших, на взгляд специалистов, совсем иной, так называемой леваллуазской техникой обработки кремня.
Самое удивительное заключается в том, что "микокцы" и "леваллуазцы" на протяжении как минимум 20 тысяч лет сосуществовали на очень ограниченном пространстве крымских предгорий, вели сходный образ жизни, занимаясь, преимущественно, охотой на стадных копытных животных, но при этом не заимствовали друг у друга даже наиболее удачные приемы обработки кремневых изделий. Как могло такое случиться? Почему неандертальцы по-разному обрабатывавшие каменные орудия, если судить по археологическим данным, не контактировали между собой, хотя их частые встречи представляются неизбежными? На эти вопросы пока нет ответов.
Некоторые группы неандертальцев умели строить искусственные жилища. Используя камни, крупные кости и шкуры животных, они сооружали круглые вплане, конические постройки, напоминающие чумы некоторых современных народов. Достоверные остатки таких жилищ в Крыму не зафиксированы. Однако можно предположить, что нечто подобное находилось на естественной площадке рядом с гротом Чокурча. Там обнаружено большое скопление костей мамонта, возможно, представлявшее собой рухнувший каркас постройки. К несчастью, в 1938 г. был арестован и никогда более не вернулся к активной археологической деятельности, исследовавший Чокурчу, Н. Л. Эрнст. Где-то в недрах НКВД сгинули все его полевые чертежи и дневники. Сохранились лишь краткие описания результатов раскопок, поэтому предположение о наличии у Чокурчи жилища неандертальцев, построенного из костей мамонтов, так и осталось предположением. Перед входом в Волчий Грот, возможно, существовало сооружение типа ветрового заслона. Основу его составляли сложенные в виде примитивной кладки или насыпанные в виде невысокого вала камни, в которые вертикально укреплялись ветви, служившие собственно заслоном и препятствовавшие проникновению в грот холодных ветров. Подобные конструкции отмечали у некоторых племен этнографы, что, собственно, и побудило археологов выдвинуть гипотезу о существовании ветровых заслонов уже в мустьерское время. Любопытные наблюдения касаются распространения кремневых орудий, отходов их производства, а также костей животных в гроте Киик-Коба.
Оказалось, что подавляющее большинство находок из верхнего слоя стоянки, а именно 4755 расщепленных кремней и 75 кг фрагментированных костей, также как и все ямы, выкопанные неандертальцами, вероятно, в хозяйственных целях, сосредоточены на небольшом пространстве, имеющем вид неправильного прямоугольника размером 7x8 м. Причем культурный слой, по крайней мере, с двух сторон этого прямоугольника резко прерывается, что позволяет предполагать наличие искусственной преграды. Следовательно, внутри грота было создано какое-то сооружение, как можно догадываться, из ветвей, палок и шкур, внутри которого и проходила вся жизнь его обитателей

Основой хозяйства неандертальцев была охота. Вооруженные камнями, палками и, иногда, копьями с кремневыми наконечниками, они могли рассчитывать на успех лишь действуя совместно. Судя по находкам костей в культурных слоях стоянок, чаще и успешней всего охотились на мамонтов и различных стадных копытных. Вероятно, их загоняли в узкие ущелья или на обрывы, которыми изобилуют крымские предгорья, лишали тем самым подвижности и убивали. Некоторые коллективы специализировались на промысле отдельных видов животных. Так, при раскопках стоянки Староселъе обнаружены преимущественно кости диких ослов. Вблизи скалы Ак-Кая охотились, главным образом, на мамонтов, сайгу и лошадей. Обитателям Киик-Кобы и грота Пролом чаще всего удавалось добывать гигантских оленей, сайгу и лошадей. Если следовать логическим предположениям и наблюдениям этнографов за различными примитивными племенами, придется признать, что определенную роль в рационе неандертальцев играли продукты собирательства, съедобные растения. Однако этот вид деятельности практически неуловим археологически, поэтому о нем приходится говорить только предположительно. В целом, согласно данным этнографии, чем жарче климат, тем большую роль в хозяйстве играет собирательство.
Тщательное изучение накопившихся в гротах культурных слоев позволило ученым говорить о разном функциональном назначении стоянок. В Кабази II и Сары-Кае происходила первичная разделка туш животных. Вероятно, где-то неподалеку от этих мест лошадей загоняли на обрывы. Их туши переносили в гроты. Туда же доставлялись необработанные куски кремня. Из них изготавливали орудия, которыми разделывали туши. Непригодные для употребления в пищу части животных оставляли на месте, остальное уносили с собой. Немедленно поедали, вероятно, только костный мозг.
Другие стоянки использовались для более или менее долговременного обитания. На их местах остались культурные слои, открытые в Шайтан-Кобе, Заскальной V и VI, Чокурче, Староселъе и в других местах. Туда приносили частично раз-деланные туши, устраивали очаги, выкапывали ямы, предназначенные для каких-то хозяйственных целей. Там же, как правило, делали орудия, с помощью которых окончательно разделывали туши. Иногда уже готовые орудия приносили с собой. Нельзя исключить, что в некоторых случаях на стоянки доставляли не только животных, добытых во время охоты, но и падаль.
Чрезвычайно сложной является проблема реконструкции взаимоотношений внутри сообщества пралюдей. Ясно, что необходимость жить вместе, постоянное участие в коллективных загонных охотах требовали регламентации поведения, подавления биологических инстинктов. Доступ к мясу и к женщинам должны были иметь все члены коллектива, причем в определенном порядке. Иначе неизбежны были кровавые, разрушительные для коллектива конфликты. Такие конфликты периодически возникали. Об этом свидетельствуют неопровержимо доказанные факты каннибализма, а именно расколотые и обожженные кости неандертальцев найденные на некоторых стоянках. Однако в норме дело до столкновений удавалось не доводить. Неандертальцы, подчас на протяжении многих лет, заботились о своих нетрудоспособных сородичах, что можно объяснить, лишь допустив существование весьма жестких правил при распределении пищи.
Вот как описывает находки из гротов Шанидар в Ираке и Ля Шапелль во Франции известный историк первобытности Ю. И. Семенов: "Особое внимание исследователей привлекли останки взрослого мужчины Шанидар I, жившего примерно 45 тыс. лет назад. На правой стороне лба был открыт шрам — результат небольшого поверхностного повреждения. Следы сильного повреждения носит внешняя сторона левой глазной впадины. В результате его Шанидар I был, вероятно, слеп на левый глаз. Правая его рука была, по-видимому, намерено ампутирована выше локтя. Во всяком случае, нижний конец сохранившейся части носит следы заживления. Вся сохранившаяся часть правой руки крайне атрофирована. Одни исследователи считают, что правая рука Шанидара I была неразвита от рождения. Другие связывают атрофию правой руки с повреждением на левой части головы. По их мнению, результатом удара было повреждение левой стороны мозга и как следствие — частичный паралич правой стороны тела. К этому нужно добавить сильный артрит, поразивший лодыжку правой ноги, заживший перелом одной из костей правой стопы и, наконец, полностью стертые зубы.

Таким образом, Шанидар I был по существу полным калекой, неспособным не только внести какой-либо существенный вклад в обеспечение существования коллектива, но даже прокормить и защитить самого себя. И тем не менее он дожил по крайней мере до 40 лет, что для неандертальца означало глубокую старость (40 лет для неандертальца эк-вивалентны примерно 80 годам для современного человека). А некоторые исследователи определяют его возраст в 40-60 лет. И он мог бы прожить больше, если бы не обвал.
По крайней мере последние годы жизни был полным калекой и муж-чина из Ля Шапелль, умерший в возрасте 40-50 лет. Позвоночник его был поражен жесточайшим деформирующим артритом. Человек был буквально скрючен и, разумеется, не мог принимать участия в охоте. Даже ел он, по-видимому, с трудом, ибо у него был поражен артритом сустав нижней челюсти и отсутствовали почти все зубы. В дополнение ко всему у него когда-то было сломано ребро". Не приходится сомневаться в огромной роли половых отношений в организации жизни пралюдей. Многие ученые полагают, что в этой области господствовал промискуитет, то есть беспорядочные половые связи. Между прочим, такая ситуация гораздо менее чревата конфликтами, чем, например, наличие нескольких гаремных семей. При гаремной организации, свойственной многим высшим обезьянам, самец, возглавляющий "семью" из нескольких самок с детенышами, находится в почти постоянном конфликте с несколькими, обычно молодыми, самцами, самками не обладающими. В целом, коллективы неандертальцев занимали промежуточное положение между миром животных и ранней стадией собственно человеческого общества с его родовой организацией.
В нескольких крымских гротах найдены костные останки неандертальцев. При раскопках одного из культурных слоев стоянки Заскальная VI обнаружена яма, вероятно, могильная размером 1,75x0,75 м и глубиной 0,25 м. В ней оказались кости (но не полные скелеты) трех детей возрастом 1 года, 2-3 и 5-6 лет. В другом культурном слое той же стоянки найдены отдельные кости еще пяти детей возрастом от 2-3 до 14-15 лет. Рядом со стоянкой Заскальная V обнаружена затылочная кость женщины 25 лет.
В гроте Киик-Коба обнаружено погребение двух неандертальцев. Для захоронения использовали естественную выемку в полу грота. Ее немного подправили с помощью кремневых орудий и получили могильную яму длиной 2,1 м. В ней похоронили женщину приблизительно 35-летнего возраста (рис. 8). К сожалению, захоронение было в значительной степени разрушено более поздней (но тоже мустьерского времени) ямой. На месте сохранились лишь кости левой голени и обеих стоп женщины. Но и по ним удалось установить позу погребенной, характерную, кстати, для неандертальских захоронений, открытых на самых разных территориях, на правом боку с согнутыми в коленях ногами. Еще несколько костей обнаружено рядом с могилой. Погребение ребенка 5-7 месячного возраста сохранилось еще хуже. Оно было совершено приблизительно в 30 см от женской могилы, тоже в скорченном положении. Оба погребенных принадлежали антропологическому типу классических неандертальцев, причем неандерталоидные признаки были отчетливо выражены даже у грудного младенца.
Неандертальцы были первыми в длинном ряду предков современных людей, кто начал преднамеренно закапывать покойников в землю. При сравнении различных захоронений, а их открыто уже несколько десятков, обращают на себя внимание некоторые общие закономерности. Во-первых, все погребения обнаружены на территории стоянок. Иными словами, трупы разлагались в неглубокой яме, выкопанной на ограниченном пространстве, где весьма скученно обитало несколько десятков особей. Во-вторых, умерших клали в могилы, несмотря на огромную удаленность друг от друга мест захоронений, всегда в одной позе: в скорченном положении на боку. Некоторые исследователи полагают, что трупы, перед тем как опустить в могилы, связывали. В-третьих, нигде не обнаружены могильники, только индивидуальные или парные, как в Киик-Кобе, погребения. Не понятно, как поступали с большинством умерших и по каким причинам выбирали тех, кого следовало похоронить на территории стоянки.
Несмотря на множество нерешенных вопросов, возникающих в связи с изучением погребений, само их наличие указывает на формирование у неандертальцев, пусть примитивных, абстрактных представлений. Об их содержании ученые много спорят. Полагают, например, что пралюди могли испытывать страх перед мертвыми и нейтрализовать исходящие от них вредоносные силы закапывая, а возможно, и связывая трупы.
Удивительные события сопровождают раскопки стоянки Староселье расположенной в ущелье Канлы-Дере на южной окраине Бахчисарая. Ее обнаружил и в 1952-1956 гг. исследовал впоследствии известный, а тогда еще очень молодой московский археолог А. А. Формозов. Он изучил насыщенный мустьерскими кремневыми орудиями и костями животных культурный слой, а также открыл погребение мальчика приблизительно полуторагодовалого возраста. Эту находку исследовали многие известнейшие антропологи и признали ее сенсационной. Дело в том, что кости старосельского мальчика сочетали в себе признаки неандертальца и Homo sapiens, они как бы наглядно демонстрировали переходный этап от предков к современным людям. Автор метода восстановления мягких тканей лица по костям черепа М. М. Герасимов, присутствовавший, кстати, при раскопках в Бахчисарае, выполнил реконструкцию головы погребенного и, поскольку ничего подобного нигде в мире найдено не было, ее изображение заняло почетное место во всех учебниках археологии и антропологии.
Раскопки стоянки возобновила в 1990-е гг. украинско-американская экспедиция и почти сразу обнаружила еще одно погребение. Причем в этом случае удалось не только расчистить кости, но и проследить могильную яму. Оказалось, что верхний край могилы почти совпадает с современной поверхностью земли. Вывод был ошеломляющим: оба захоронения не имеют отношения к первобытности, они совершены относительно недавно, может быть, 200 или 300 лет тому назад. Публикация результатов украинско-американский работ повергла ученый мир в изумление, затем развернулась весьма горячая дискуссия. Нам остается лишь подождать ее результатов.

· Верхнепалеолитические памятники Украины и Крыма

Верхний палеолит(35-10тыс.)

Сформировано 3 соврменнные рассы:монголоидная,европеоидная…Распределение населения по всей территории Земли.

Верхнепалеолитические памятники Украины и Крыма

Поздний(верхний) палеолит (35\30-10тыс.до н.э)

В Крыму верхнепалеолитическая культура предствлена весьма скромно. Как правило называют только три стоянки,относящиеся к этой эпохе:Сюрень1(у с. Танковое Бахчисарайский р-н.)Качинский навес(у с. Предущельное Бахчисарайский р-н.) Аджи-Коба(склон Караби-Яйлы)

Древнейшими стоянками Украины считаются:

Королев о;Кириловская на территории современного Киева; Лука Врублевецкая на Днестре; Амвросиевка на Донбассе; пещера Киик-Коба Крым; пещера Старолелие

· Костёнковско-Боршевский район

Первые по времени поселения человека в Костенках относятся к 45 тысячам лет назад, последние заканчивают свое существование примерно 30 тысяч лет спустя.

Костёнковско-Боршевские стоянки, группа поселений (свыше 20) позднего палеолита на правом берегу Дона, к Ю. от Воронежа, на территории двух соседних сёл — Костёнки и Боршево (Борщево). Открыты И. С. Поляковым в 1879.Имеются в виду стоянки Костёнки 1 - 21, Борщёво 1 - 6, а также, по меньшей мере

Важнейшие стоянки и находки: Костёнки I (стоянка Полякова), содержавшая 5 культурных слоев. В верхнем сохранились остатки наземного жилища (площадь 35 ´ 15 м) с очагами, расположенными по продольной оси, многочисленные землянки и хозяйственные ямы. Находки: кремнёвые наконечники, мотыги из бивня мамонта, костяные лопаточки, жезл из оленьего рога, около 40 женских статуэток из бивня мамонта и из мергеля, фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля. В самом нижнем слое найдены треугольные кремнёвые наконечники с вогнутым основанием, тщательно обработанные отжимной ретушью. На стоянке Костёнки II (стоянка Замятнина) открыты остатки сооруженного из крупных костей мамонта жилища (7 ´ 8 м) с очагом в центре; к жилищу примыкала погребальная камера из костей мамонта с захоронением (в сидячем положении) кроманьонца. На стоянке Костёнки IV (Александровка) в верхнем из двух культурных слоев сохранились остатки двух круглых жилищ около 6 м в поперечнике с очагом в центре каждого; среди находок — шлифованные, просверлённые диски из сланца. В нижнем слое открыты остатки двух вытянутых жилищ (длиной 34 и 23 м, шириной 5,5 м) с очагами по длинной оси. Костёнки VIII (Тельманская стоянка) содержала 4 культурных слоя. В верхнем открыты остатки углублённого в землю круглого жилища около 5,5 м в поперечнике с очагом в центре; среди находок — кремнёвые листовидные наконечники, обработанные отжимной ретушью. Во 2-м слое найдены обломки человеческих костей, частично обожжённые, кремнёвый инвентарь — миниатюрные пластинки и игловидные острия. Костёнки XI (Аносовка II) содержала не менее 5 культурных слоев. В верхнем обнаружены остатки сооруженного из крупных костей мамонта округлого жилища около 9 м в поперечнике. В нижних слоях интересны находки треугольных кремнёвых наконечников, аналогичных найденным в нижнем слое Костёнок I. Костёнки XIV (Маркина гора) содержала 4 культурных слоя. В 3-м — открыто скорченное окрашенное погребение мужчины с некоторыми негроидными признаками. На Костёнках XV (Городцовская стоянка) обнаружено окрашенное погребение ребёнка (около 6 лет), напоминающего кроманьонцев Чехословакии; при нём были кремнёвые и костяные орудия, свыше 150 просверлённых зубов песца

· Мезолит. Общая характеристика

Мезолит - (10 — 8 тыс. лет назад или VIII - VI тыс. до н. э.) В конце палеолита происходят глобальные климатические изменения. Общее потепление приводит к таянию ледника. Реки стали очень полноводными, появилось множество озер, повысился уровень морей. Новоэвксинское озеро, располагавшееся в верхнепалеолитическую эпоху на месте Черного моря, соединилось проливами со Средиземным морем. Крымский полуостров приобрел очертания близкие современным. Потепление и увлажнение климата способствовали быстрому росту деревьев. Место холодных степей, характерных для ледниковой эпохи, занимают леса. Правда, узкая степная полоса сохранилась вдоль северного берега Черного моря. В лесах не могли существовать животные, принадлежавшие так называемому "фаунистическому комплексу мамонта". Те самые, что являлись основным объектом охоты и, следовательно, источником пищи для людей палеолитической эпохи. Крупные млекопитающие уходили вслед за ледником на север и постепенно вымирали или, в лучшем случае, значительно сокращали свой ареал. Природа бросала вызов людям, лишавшимся привычных источников пропитания. Приходилось приспосабливаться. Исчезновение мамонтов, уменьшение количества стадных копытных сделали нерезультативной коллективную загонную охоту. Действительно, даже если добыча мамонта требовала участия всех трудоспособных членов рода в течение нескольких дней, то полученные тонны мяса, костей и шкур оправдывали все усилия. Охота таким же способом, например, на зайцев очень скоро привела бы к голодной смерти всех ее участников. Следовало научиться охотиться индивидуально. Многочисленные реки и озера были полны рыбой и могли стать прекрасным источником пищи, конечно, при наличии соответствующих средств лова.
На вызов природы человечество ответило изобретением целого комплекса новых орудий, что, собственно, и позволило археологам выделить особую эпоху, соответствующую началу геологической современности — мезолит. К важнейшим достижениям людей, живших в мезолитическую эпоху, следует отнести изобретение лука и стрел. Это было именно то оружие, которое позволяло охотнику одному уходить со стоянки и возвращаться с добычей. В качестве наконечников стрел использовались маленькие заостренные с помощью ретуши кремни геометрических форм, так называемые микролиты (по-гречески микрос — маленький, литое — камень). Массовое производство кремневых изделий в виде сегментов, трапеций и треугольников, размеры которых не превышали 5 см — это характернейший признак мезолитической эпохи для многих территорий, в том числе и для Крыма.
Микролиты было невозможно использовать сами по себе. Их применяли для изготовления составных орудий. Для этого палке или кости придавали необходимую форму, делали в ней паз и в него, вплотную друг к другу, вставляли микролиты, укрепляя их с помощью смолы. Выступающие из паза острые края микролитов составляли рабочий край орудия. Составные орудия имели много преимуществ перед сделанными целиком из кремня: костяной или деревянной основе легче придать необходимые размер и форму; в случае поломки можно было заменить один микролит, а не орудие целиком; края микролитов заострялись гораздо лучше, чем края крупных кремневых заготовок и, тем самым, орудие делалось более производительным. Появились орудия для ловли рыбы — костяные крючки и гарпуны, а также, по мнению некоторых исследователей, кремневые аналоги современным блеснам. Была изобретена лодка, а точнее говоря, выдолбленный из ствола дерева челн. С его помощью полноводные и многочисленные в послеледниковую эпоху реки превращались из непреодолимых препятствий в средства коммуникации. Люди, причем почти повсеместно, приручили собаку, сделав ее первым в истории домашним животным. Мезолит Крыма

В Крыму открыто не менее 30 мезолитических стоянок. В горах, как и в предыдущие эпохи, люди предпочитали селиться в гротах и под скальными навесами. Три ставшие уже классическими мезолитические стоянкиШан-Коба, Фатъма-Коба и Мурзак-Коба — расположены неподалеку друг от друга в Байдарской долине. Эти гроты впервые заселили еще в самом конце верхнего палеолита, а затем многократно оставляли и вновь возвращались на протяжении всей мезолитической эпохи. В результате, в них накопилась свита культурных напластований, насыщенных кремневыми орудиями, отходами их производства, костями животных, птиц и рыб, раковинами съедобных улиток. Вполне уверенно, а не предположительно, как для эпохи мустъе, можно утверждать, что люди защищались от ветра специальными заслонами. Пищу готовили на очагах, подчас углубляя их в землю и обкладывая камнями. В Шан-Кобе естественную скальную нишу, закрывая ее снаружи камнем, использовали как склад, в котором хранили улиток. Перед употреблением в пищу их запекали в специально выкопанных для этой цели ямах. Нуклеусы имели коническую или призматическую форму. От них можно было откалывать пластины с ровными параллельными краями. На пластинах, а гораздо реже и на отщепах, изготавливали скребки, резцы и различные другие изделия. Массовой находкой являются микролиты в виде сегментов и трапецій. Причем от нижних слоев к верхним, иными словами от ранних к поздним, количество трапеций увеличивается, а сегментов уменьшается.

Микролиты широко применялись при изготовлении стрел. Наконечник стрелы, как правило, составляли несколько микролитов. Их вставляли в пазы, вырезанные с двух сторон древка. Проведены эксперименты, в ходе которых современные исследователи делали стрелы по образцу мезолитических и стреляли ими из лука в туши коз и кабанов. Стрелы мезолитической конструкции доказали свою эффективность. При точном попадании, они наносили животному глубокие, несовместимые с жизнью раны, а иногда пробивали его насквозь. В то же время, микролиты оказались орудиями практически одноразового использования. В процессе экспериментов при попадании в туши они, чаще всего, либо деформировались, либо ломались, либо их невозможно было извлечь из тела животного. Этот недостаток компенсировался простотой массового изготовления стандартных микролитов из также стандартных кремневых пластин.
Любопытно, что крупные кремневые сегменты, так называемого шанкобинского типа, наносили животному неглубокую (до 4 см), но очень широкую рану, которая должна была вызвать сильную кровопотерю. Кровотечение усиливалось еще из-за незначительной, по сравнению с наконечником, толщиной древка, не закрывавшего рану. Такие наконечники были, вероятно, особенно эффективны при индивидуальной охоте на сильно пересеченной, заросшей густой растительностью местности. Нанесенные ими раны позволяли проследить зверя по кровавому следу.
Из кости делали наконечники дротиков, шилья, иглы, украшения-подвески. Орудия из лопаток крупных животных имели заглаженную поверхность, заостренные края и служили, очевидно, ножами или кинжалами. В Мурзак-Кобе найдены костяные наконечники гарпунов, снабженные двумя рядами асимметрично расположенных зубьев. Они очень невелики по размерам. Длина единственного целого экземпляра составляет всего 7 см. С помощью острого конца наконечник насаживался на деревянную рукоять, и в таком виде гарпун служил, вероятно, для добычи крупной рыбы. Залощенные поверхности изделий свидетельствуют об их частом употреблении.
Кости животных, найденные при раскопках мезолитических стоянок, принадлежали разнообразным видам. Из них только собака была одомашнена, все остальные попадали в гроты в результате успешной охоты. Исследователи отмечают смешанный характер фауны, сочетавшей лесные (благородный олень, кабан, косуля, рысь, бурый медведь), лесостепные (осел, бык) и степные (лошадь, сайга) виды. Полноводные и глубокие в то время реки позволяли людям постоянно питаться рыбой ценных пород. Они ловили лосося, форель, головля, судака, сома, крупную плотву. Обитателям Мурзак-Кобы в реке Черной однажды попался сом длиной 172 см. Если о значении собирательства в эпоху палеолита можно только догадываться, то возрастающая роль улитки Helix в пищевом рационе мезолитических жителей горнокрымских гротов не вызывает сомнений. Раковинами этих улиток насыщены некоторые культурные слои. Одна из прибрежных стоянок в Ласпи представляет собой почти сплошное скопление раковин Helix с включениями кремневых орудий. Таким образом, она соответствует стоянкам "раковинных куч", открытых практически вдоль всего европейского морского побережья. Вероятно, памятники такого рода оставлены людьми, занимавшимися преимущественно собирательством. Раскопки в Фатъма-Кобе и Мурзак-Кобе знамениты открытыми в этих гротах погребениями. В Фатъма-Кобе был похоронен мужчина в возрасте 40 лет, ростом 170 см. Захоронение совершено на правом боку головой на юго-восток, кисти рук положены под голову, ноги сильно поджаты — ступни находились почти у самого таза. Незначительная длина могильной ямы — всего 125 см — показывает, что ее выкапывали с учетом особенностей погребального обряда.
В Мурзак-Кобе обнаружено парное погребение — женщины 20-25 лет и мужчины 40-50 лет. Оба погребенных положены в вытянутом положении на спине головами на восток. Правая рука мужчины заходит под левую руку женщины, что доказывает одновременность захоронений. У женщины отсутствовали две последние фаланги обоих мизинцев. Характер повреждений свидетельствует о прижизненности и преднамеренности ампутации. Возможно, в данном случае мы имеем дело со следами обрядов, например, инициации, когда девушек, достигших половой зрелости, подвергали разным болезненным процедурам, чтобы перевести их в класс взрослых женщин. Мужчина, может быть, погиб насильственной смертью. Во всяком случае, руководивший раскопками С. Н. Бибиков заметил застрявший в черепе осколок кремня. Если это так, то, учитывая одновременность погребений, возможно предположить ритуальное убийство молодой женщины. Любопытно, что для совершения захоронений не выкопали могилу. Умерших просто засыпали камнями. Причем не очень удачно. Очевидно, когда люди на какое-то время покинули стоянку, хищникам удалось раскопать и частично разрушить труп мужчины. Вернувшимся родственникам пришлось положить еще несколько рядов камней и забросать их землей. При сравнении фатьмакобинского и мурзаккобинских захоронений бросаются в глаза отличия в погребальном обряде (скорченное на боку, одиночное в Фатъма-Кобе и вытянутые на спине, парные в Мурзак-Кобё). Разницу отметил и изучавший скелеты антрополог Е. В. Жиров. Длинноголовые широколицые люди из Мурзак-Кобы относятся к так называемому кроманьонскому антропологическому типу, а низколицый с высокой переносицей мужчина из Фатьма-Кобы — к средиземноморскому. Мизерное количество погребений делает гипотетичными любые выводы, основанные на их изучении. Но все же, очень осторожно можно предположить, что в эпоху мезолита в горном Крыму, в непосредственной близости друг от друга, жили группы людей, различающиеся происхождением и особенностями идеологических представлений. Особое явление среди мезолитических культур Крыма представляет собой комплекс кремневых орудий, обнаруженный при раскопках стоянки Сюрень II. Своеобразие ему, наряду с прочим, придают кремневые наконечники по форме напоминающие ивовый лист. Подобные изделия характерны для свидерской мезолитической культуры, памятники которой открыты на территории Польши, в Прибалтике и на Волыни. На этом основании высказывалось мнение о миграции в Крым каких-то групп людей с далеких северо-западных территорий. Правда, другие ученые полагают, что речь может идти лишь о культурных заимствованиях, не связанных с переселением.
Заметно отличаются от горнокрымских памятники кукрекской культуры, названной так по стоянке, расположенной в долине реки Зуя. Ареал культуры охватывает не только предгорный и степной Крым, но и Приазовье, и Приднепровье. Своеобразные нуклеусы и кремневые орудия позволяют заключить, что носители кукрекской культуры проникли в Крым из степного Северного Причерноморья. Имея дело почти исключительно с памятниками материальной культуры, археологи очень ограничены в возможностях, когда речь идет о реконструкции взаимоотношений первобытных людей. Здесь на помощь может прийти этнология. На Земле сохранились, или еще недавно сохранялись, народы, уровень развития материальной культуры которых очень схож с тем, что фиксируется при раскопках мезолитических стоянок. Таковы, например, некоторые группы аборигенов Австралии, бушмены южной Африки, жители острова Огненная Земля, расположенного у оконечности Южной Америки. Они пользовались деревянными, каменными и костяными орудиями, близкими, а иногда и аналогичными мезолитическим. На этом основании, с известными оговорками, можно попытаться спроецировать общественные отношения современных отсталых народов на эпоху среднего каменного века. Выясняется, что существовала весьма устойчивая матрилокальная организация. Внутри рода возникла хозяйственная специализация. Во всех описанных этнографами случаях женщины занимались собирательством, а мужчины охотой и рыбной ловлей. Жестким было деление на половозрастные группы, а именно детей, взрослых женщин и взрослых мужчин. Перевод детей в группу взрослых рассматривался как важнейшее общественное событие и, обычно, сопровождался обрядом инициации (initiatio, по латыни — посвящение). Посвящаемый подвергался тяжелым испытаниям, иногда, кратковременным, а иногда продолжавшимся в течение года: полной или частичной изоляции, голоданию, бичеванию, нанесению ран, прижиганию, различным болезненным операциям на половых органах (обрезание, дефлорация) и т. д. Не прошедший инициации в глазах окружающих оставался ребенком, независимо от его биологического возраста, что было равнозначно общественной смерти.
Родовая организация позволяла упорядочить взаимоотношения полов. Половые отношения внутри рода строжайшим образом запрещались, брачных партнеров можно и должно было искать в другом, причем строго определенном роду. С членами этого рода, но только с ними, практиковались очень свободные сексуальные отношения.
Брачные отношения семангов, живших в Юго-Восточной Азии, описал Н. Н. Миклухо-Маклай.
"Девушка, прожив несколько дней или несколько недель с одним мужчиной, переходит добровольно и с согласия мужа к другому, с которым опять-таки живет лишь некоторое, короткое или более продолжительное, время. Таким образом, она обходит всех мужчин группы, после чего возвращается к своему первому супругу, но не остается у него, а продолжает вступать в новые временны браки, которые зависят от случая и желания".
В дальнейшем организация половых взаимоотношений эволюционировала по пути ограничения возможности выбора сексуальных, партнеров. Например, выбирать можно было только в своей возрастной группе или только своих двоюродных или троюродных братьев или сестер. Как далеко зашли подобного рода ограничения в мезолитическую эпоху можно только догадываться.
Род не был совершенно стабильным коллективом. Он пополнялся за счет новых брачных партнеров своих членов и уменьшался за счет уводимых по тем же причинам родственников. Все эти люди должны были участвовать в довольно сложной и разнообразной хозяйственной деятельности, что было немыслимо без жесткого руководства. Судя по этнографическим данным, наиболее важные проблемы взрослые родственники решали сообща. Но для руководства повседневной хозяйственной деятельностью, совершения обрядов, улаживания мелких конфликтов выбирали наиболее уважаемого, опытного человека. Не существовало никаких законов или иных норм, власть вождя поддерживалась только его личным авторитетом. Однако этого было достаточно. Человека, не желавшего жить так, как это было принято у родственников, ждала кара. Особо злостных нарушителей, а находились и такие, умерщвляли или изгоняли из рода. В условиях первобытности это были практически равнозначные наказания. В одиночку выжить было невозможно.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...