Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации. Первый вопрос: о предпосылке экзистенциализма



Первый вопрос: о предпосылке экзистенциализма. т. е о философии жизни, в которой за основания бытия человека принимается: воля к власти (Ф. Ницше), жизненный порыв (А. Бергсон) Согласно Ф. Ницше, для человека не обходимо стремление к такому предельному состоянию (напряжение творческих сил), которое и делает человека человеком. Подобное состояние Ф. Ницше называет сверхчеловеком, пришедшим вместо Бога после "смерти Бога" в культуре. Из факта "смерти Бога" делается оправдавшийся прогноз на ХХ век как время невиданных в истории социальных потрясений (мировые войны и революции). Следует обратить внимание на то, что Ф. Ницше работал не в стиле классического философствования, т.е. логицировзния, а средствами поэтических образов, символов, аллегорий и притч. (Ф. Ницше Так говорил Заратустра).

Второй вопрос об истории и логике развития позитивизма, проходящего этапы: позитивизм середины XIX века, эмпириокритицизм (на рубеже ХIХ-ХХ веков), логический позитивизм и постпозитивизм Начавшись с программы: наука сама для себя философия (О. Конт), позитивизм, под влиянием революции в физике, превращается в махизм, а революция в математике XX века создает предпосылки для логического позитивизма (Р. Карнан). Неопози­тивизм, выдвинувший принцип верификации (сведение языка теории к языку наблюдений) как критерий научности перерастает в постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд) с принципами фальсифицируемости (опровержение как критерий научности - Поппер) и включением социальных факторов в ме­ханизм детерминации научного знания.

Третий вопрос: о модели сознания (или души человека), разработан­ной 3. Фрейдом и развитой К. Юнгом и Э. Фроммом. Согласно этой модели, у человека существует подсознание (с инстинктами полового влечения и агрес­сии), сверхсознание (культура с ее нормами и ограничениями) и сознание как результат взаимодействия первых двух уровней. Эта модель психической деятельности человека объясняет природу неврозов, психозов, явления суб­лимации и "комплексов". Она критикуется К. Юнгом за гиперболизацию либи­до и дополняется введением понятия «архетипы коллективного бессознательного». Э. Фромм дополняет эту модель системой социальных факторов, действующих на подсознательную психическую деятельность человека.

Четвертый вопрос относится к содержанию и развитию экзистенциализма, изменившего вопрос о фундаментальной метафизической установке о сущем на вопрос о сущем включающем в себя вопрошающего. Это оказало влияние на исследование пограничных состояний психики К. Ясперса и его работы по смыслу и назначению истории, а также на идею Ж.-П. Сартра о человеке как проекции в мир (Ж.П. Сартр. Бытие и ничто). Мир представляет собой, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Свобода как синоним сознания объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории. Пе­реживание бытия на иррациональном уровне характеризуется А Камю как состояние абсурда, против которого человек бунтует (А. Камю. Бунтующий че­ловек). Однако сам бунт также абсурден и человеку не на что надеяться. Их двух вариантов выхода: самоубийство и жить так, словно есть на что надеять­ся, А. Камю предлагает человеку придерживаться второго варианта.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...