Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проректор по учебной работе 3 страница



Их собственная мать чувствует, что воспитывает ребенка, в котором 4TojTO не так, который чужд ее семантике. Ребенок обладает хрупким телосложением. Обычно у него какая-нибудь хроническая болезнь и масса других недомоганий. Его лицо красиво обезоруживающей ангельской красотой. Глаза расположены асимметрично, выражение лица странное, похожее на улыбку, но статичное, в нем есть что-то коварное; он не выдерживает продолжительного взгляда, особенно подозрительного, со стороны взрослого. Он двигается крадучись, кажется очень умным, потому что хорошо освоился с социальными нормами. Правда, его инстинктивные реакции запаздывают. Каждый стремится быть к нему благосклонным, потому что его поведение соответствует общественным ценностям данной культуры. В его семье нередко происходят странные веши...

Здоровый ребенок — это всегда ребенок, больной ребенок или ребенок с искаженной психологией — это уже взрослый, и, решая его проблему, надо всегда помнить, что решаешь проблему взрослого.

В нашей школе с помощью концепции семантических полей мы объясняем действие негативной психологии и сущность пара-сатанического характера. В фильмах «Ребенок Роз-Мари», «Кто ты?», «Дамиан», «Изгоняющий духов I и II», «Взгляд сатаны», «Ребенок Шарон» и других показаны типы детей с особыми врожденными способностями, психика которых служит проводником скрытой агрессивности взрослых, остающихся в тени.

Чтобы избежать психического воздействия со стороны таких детей с рано проявившейся негативностью, предотвратить усиление в них инстинкта смерти, губительного и для них, и для их семей, необходимо срочное вмешательство психотерапевта онтопсихологического направления. Онтотерапевт с согласия и содействия семьи начнет процесс выявления и изоляции основного скрытого комплекса, который обычно представляет из себя мощный механический разум, действующий в зоне коры головного мозга. Онтотерапевт, основываясь исключительно на информации, полученной с помощью семантического ясновидения, начинает слой за слоем снимать злокачественные наслоения в психике. Потребуется несколько лет на то, чтобы восстановить психоорганическую целостность ребенка. Я не думаю, что помимо методов онтопсихологии существуют другие способы лечения детей с высокой степенью концентрации негативной психологии.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Ребенок от четырех до семи лет

Можно было бы еще многое добавить, но каждая теория стремится выделить основные принципы из множества явлений и ситуаций, каждая из которых может не повториться даже в жизни одного ребенка. Поэтому рассматривать и воплощать принципы нашей педагогики следует с максимальной гибкостью.

В хронологическом плане я приблизительно выделяю период, в течение которого должны произойти определенные события, свидетельствующие о позитивном развитии здорового ребенка.

К четырем годам ребенок выходит за рамки своей персональной действительности, знакомится с действительностью семейной, которая через посредство матери становится его Вселенной. И здесь происходит смена акцентов в дальнейшем развитии его «Я». Малыш начинает осознавать относительность семейного мира, отходит от представления о его абсолютности и постепенно понимает, что семья — это часть чего-то большего: общества.

Ребенок соприкасается с социальными ценностями, потому что сама семья подчиняется нормам, предлагаемым обществом. Он стремится к тому, что обеспечивает максимальный рост, и, видя, что социальные ценности способствуют его скорейшему утверждению как личности и дают больше, принимает эти ценности. С этой позиции он выстраивает для себя принципы, которыми руководствуется в жизни и на основе которых судит о своей семье и своих друзьях.

Ребенок приходит к социальным ценностям, движимый врожденным стремлением к саморазвитию и непреодолимым ростом, который ведет его к абсолютному самоутверждению; он принимает эти ценности в том числе и для того, чтобы самоутвердиться среди взрослых членов своей семьи.

Ребенок овладевает знаниями как формой превосходства, как формой могущества. Его подсознание расположено к освоению социальных норм, так как они нужны не просто как

информация, а как средство контроля над властью, силой и, следовательно, жизнью.

Ребенок не расценивает справедливость как справедливость, добро как добро, но выбирает социальные нормы, потому что они несут в себе силу и самоутверждение. Он присоединяется к тому, что люди называют добрым, красивым, здоровым только потому, что для него это — достижение, гарантия роста и самоутверждение. Он адаптируется к определенным ценностям не потому, что они несут в себе жизнь, а потому, что такая жизнь ему нравится. Здоровый ребенок стремится к добру не в философском, метафизическом или нравственном понимании, а повинуясь закону здорового эгоизма.

Семья обязана способствовать ребенку в освоении им социальных норм, но не в форме категорических императивов, а с помощью разъяснения ему функциональности элементарных правил, которые действуют в общности людей, среди которых он живет. Взрослый должен осознавать функциональность знания этих норм, служащих отправной точкой социального развития. Без этого знания ребенок во всех смыслах останется последним.

Родители детей этой возрастной группы должны предохранять их от слишком сильной семантической инфильтрации, которая может привести к гибели, болезни или отклонению в развитии личности. После семи лет личность уже нельзя перестроить (без психотерапии), так как успевает сформироваться структура личностных стереотипов. Посредство взрослого окружения помогает ребенку не потерять стержень, вокруг которого строится его личность.

Важно, чтобы ребенок следовал своим инстинктам в поисках самоутверждения, и помогать ему надо только в овладении моделями поведения и освоении их функций.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы дети достаточно гибко воспринимали социальные устои. Если ребенок уверует, что какая-либо социальная норма непосредственно служит его самоутверждению, его прямолинейность доведет его до патологии, а то и до паранойи, что полностью остановит его эволюцию.

Взрослые должны содействовать развитию и гармонизации инстинктов, которые являются ничем иным, как голосом жизни. Достаточно разрушить один из них, чтобы подорвать основы функционального развития человека.

Когда бы взрослый ни пришел на помощь ребенку, он должен помогать ему, но не становиться на его место. Если решать за ребенка его проблемы, это не поможет его росту, ведь самореализация достигается лишь усилием собственного «Я».

В начальной школе, да и впоследствии, родители и учителя должны побуждать детей к открытию собственной спонтанности и оригинальности. Так как никакая школа неспособна заменить внутреннюю самореализацию, необходимо привить ребенку уважение к собственному внутреннему миру путем поощрения рассказов и размышлений о своих иррациональных переживаниях. Гарантируя уважение внутреннему миру личности, общество гарантирует сохранение собственных ценностей и универсальных идеалов.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Еще о периоде с четырех до семи лет. Ценность сказок

В этот период в личности ребенка идут процессы холи-стическо-генитального характера: до четырех лет ребенок смотрел на мир с целью инстинктивного утверждения своего «Я», теперь он открывает для себя примат общественного, который может предоставить ему гораздо больше преимуществ, чем контекст семьи. Он начинает стремиться к социальным принципам и будет стремиться к ним всю жизнь. Это стремление может прекратиться только в зрелом человеке, для которого самоутверждение в обществе идет через его углубление в свой внутренний мир, а не через следование социальным моделям. Значимость социального аспекта ребенок познает не по настоянию семейного окружения, а по той реальной действенности, которую этот аспект представляет (Дур-кейм).

Общество — это смешение стереотипов и моделей поведения, в то же время представляющее вектор силы для всех индивидуальных контекстов. Этим я не хочу сказать, что общество придает силы отдельной личности, но объединение личностей позволяет им задействовать те свои стороны, которые по одиночке никогда не стали бы продуктивными: происходит качественно-количественный скачок, от которого каждый может выиграть; в то же время личность останется во всех отношениях ведущей животворящей силой.

Например, только мужчина или только женщина останутся бесплодными, а вместе они могут дать начало новой жизни; каждое взаимодействие между индивидуальными личностями ведет к максимальному развитию потенциала, который остался бы незадействованным, если бы каждая личность осталась изолированной. Это важный и позитивный аспект социального супер-«Я».

Здорового ребенка неизбежно притягивает это доминантное семантическое поле, превосходящее все семантические

поля в рамках семьи, это притяжение имеет бессознательный, инстинктивный и органический характер. Ребенок понимает, что социальный аспект поможет ему максимально реализовать себя, он стремится овладеть самыми решающими факторами социального взаимодействия. В то же время больной ребенок, познав социальный аспект, все же остается в замкнутом кругу семьи. В этот период дети могут быть молчаливыми, они как бы оценивают силовые точки социальной среды и делают свой выбор. Ребенок может стать молчаливым, если чувствует в момент такого критического поиска, что к нему относятся, как к несмышленышу.

В такие моменты освоение социальных факторов важнее, чем развитие агрессивности, сексуальности, самоутверждение в семье и превосходство над сверстниками.

Как только ребенок найдет точку опоры, которая повысит его социальный статус, он безусловно подчинит этой точке всего себя, пожертвовав даже эгоистическими соображениями. Молча и в высшей степени критично он станет оценивать взрослых, подходя к ним с позиции нового социального статуса. Он может откровенно поговорить со взрослым, но потом все равно решит по-своему. Ребенок или говорит о чем-то открыто, или не говорит вообще, или окажет об этом как бы невзначай. Он будет откровенен с родителями, если будет уверен, что даже если они не согласны, они все равно его любят и желают ему лучшего. Если он не говорит, значит, не находит человека, в любви которого уверен. В нем говорит жизненная сила, сила инстинкта, ведущая каждого к реализации жизненного начала, к самореализации всей Вселенной; человек не рассчитан на меньшее.

Если кто-то из родителей намеревается избавить ребенка от вредного мифа, он не должен бороться с мифическим образом; ему следует заняться сущностью проблемы. Например, в свое время бандит Джулиано был кумиром для многих детей. (Прим, переводчика: Джулиано — известный сицилийский бандит 40-х годов XX века, которому приписывались многие романтические черты.) Дело в том, что в то время многие взрослые были недовольны жизнью, стремились компенсировать свою 'безысходность и, как в случае Джулиано, каждый делал это в меру своих способностей.

Ребенок движется по вектору социальной реализации настолько, насколько он видит действенность этой реализации в известном ему социальном контексте. Он старается задействовать все то, что его привлекает: так же, как в раннем возрасте к матери его привязывала не настоящая любовь, а возможность максимальной реализации инстинктивных потребностей, так и теперь им движет стремление реализовать свое «Я» на социальном фоне. В свете этого главного выбора, сделанного самостоятельно, ребенок делает выбор всего того,

что для него второстепенно (школа, одежда и т. д.). Пока он не освоил этот основной принцип, даже его инстинкты и спонтанная оригинальность отходят на задний план.

Этот период очень важен, так как закладывает рациональную основу для последующего развития личности, которую уже нельзя будет скорректировать в будущем (без терапии). Говорят, что как проснешься, так и проживешь день. Так и в этом возрасте создается фундамент для всей жизни.

Ребенок открыт для всего мира. В нем заложен бесконечный потенциал. Точка, в которой он находится, способна раствориться во Вселенной. В этой точке начинаются все дороги, и она может остаться такой же открытой в течение всей юности.

Сказка

В каждой сказке, которую рассказывает взрослый, должна сохраняться возможность искупления «Я»; главный герой может терпеть множество неудач любого рода, но в конце концов он должен попасть туда, где сбывается то, к чему он стремился в начале сказки.

Рассказывая сказки, взрослые компенсируют в них свои фрустрации и комплексы, придавая повествованию особый заряд и создавая сильнейшее семантическое поле.

Социальная и семейная среда, вместо того чтобы приучать ребенка к собственным стереотипам, должна сохранить пространство для его подлинной свободы. В этом пространстве и совершится откровение, которое будет ниспослано жизнью в мир конкретных явлений. Каждый ребенок способен угадать, в какой момент жизнь приносит свои дары. Если организованная социальная жизнь не оставит ребенку собственного пространства, экзистенциальные проблемы сгустятся настолько, что уничтожат саму личность.

В этом возрасте дети очень любят истории и сказки, потому что в них — естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь. Любовь к сказке — это естественное явление, так как сказка — необходимый материал для компенсации усилий, затраченных на устремленность к бесконечному. Поэтому Ин-се нуждается в особом пространстве, где оно изначально чувствует себя хозяином.

Известно, что ребенок воспринимает все как реальное, ибо этого требует его внутренний мир. Поэтому надо всегда рассказывать правдивые или правдоподобные истории. В своих рассказах взрослый всегда должен дать главному герою возможность отыграться и победить. Главный герой может прой-

ти через ряд неудач, но в конце концов должен добраться туда, где выполнит свою изначальную задачу. Надо всегда гарантировать успех «Я».

Среди прочего, успех сказки бывает наибольшим, если она вербализует ценности, присущие рассказчику, тем самым облекая в словесную форму его невостребованный позитивный потенциал и создавая семантическое поле, благоприятное для ребенка. Взрослый как бы ставит перед ребенком задачу воплотить в жизнь эту сказочную реальность.

К сожалению, большинство сказок несет в себе негативную психологию, то есть представляет из себя сублимированные индивидуальные, а еще чаще коллективные, комплексы. Комплексы и негативная психология являются скрытыми факторами анти-жизни, даже если внешне они прославляют жизнь: на самом деле, в лучшем случае они жизнь оплакивают. К несчастью, наши дети живут в мире, где, согласно общепринятому мнению, радость невозможна. А ведь она как раз возможна.

Вся современная психопедагогика заботится о позитивном развитии детей. Эта задача выполнима только там, где взрослые, прежде чем заниматься детьми, наберутся мужества и будут ежедневно сами проходить психотерапию. Эффективным воспитателем может быть только тот, в ком свободно взаимодействуют Ин-се и «Я». Дети всегда здоровы. Если они кажутся больными, то это потому, что в них соматизируются конфликтные ситуации взрослой среды. За каждым больным ребенком просматривается семантическое поле взрослого человека, который болен или просто несчастен.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

От семи до одиннадцати.

Последний период детства.

Религиозное чувство

Говоря о педагогике, не стоит отвлекаться на медицинские вопросы, но очевидно, что здоровая психика всегда базируется на здоровой соматической структуре, а поэтому полноценная психическая функция невозможна без полного упорядочения физиологической основы.

Отметив это, посмотрим, что же происходит в последний период детства, который хронологически мы ограничиваем 7 и 11 годами, и который психологически может охватывать период от 6 до 14—15 лет.

Ошибочно считать, что процесс формирования личности определяется этапами школьного обучения, и, таким образом, зрелость определяется возрастом; студент лицея может обладать совершенно инфантильной психикой.

Этот период характеризуется упорядочением процессов, которые стали проявляться между 4 и 6 годами. Между 4 и 5 были заложены основы личного «Я» со стабильной памятью. Появляется социальное супер-«Я» как заряд реальности, дающий совершенно новые возможности; его не следует понимать как синоним группы людей.

Как только этот принцип начинает действовать, «Я» начинает метаболизировать с интенсивностью, зависящей от силы социального фактора. Нужно 4—6, а иногда и 10 лет, чтобы личность почувствовала себя уверенно в окружающей среде, чтобы у нее появилась свобода движения, рефлексии и поведения. Ребенку было легче сначала узнать себя, потом семью и друзей, потому что было достаточно психоорганического контакта, основанного на личной привязанности. Сейчас для него уже невозможно вникнуть во все многообразие форм социального поведения, во всю многогранность движущих сил, обеспечивающих плюрализм людей, без посредства

определенных точек своего организма. Невозможно по двум причинам:

— Социальное «Я» как измерение психики имеет ограниченные параметры применения рационального. Рациональность не является врожденным свойством человека. Она приобретается мнемоническим путем, посредством удержания в памяти решений, найденных для рядов аналогичных проблем, которые вставали перед человечеством с момента его возникновения. Поэтому рациональность не заложена в организме и не передается семантическим полем. Рациональное познание — это действие, совершаемое усилием воли.

— Не существует человека или группы людей, способных немедленно осуществить универсальную теорию на практике; нет человека, который бы накопил энциклопедические познания на основе собственного опыта (особенно, в современной цивилизации).

Вследствие этого ребенок вынужден обращаться к разным источникам. Он нередко сталкивается с разочарованием, но должен научиться держать удар, если хочет стать хозяином того места, которое занимает в мире. На инстинктивном уровне в освоении социальной среды ему помогает только собственный организм. Импульс социальной среды берет начало от двух инстинктов, одного врожденного и одного приобретенного с помощью привычки. Врожденный инстинкт — это принцип, по которому каждый стремится к абсолютному утверждению своего «Я». Когда истощается поле, полученное от семьи и маленьких групп сверстников, и открывается огромный источник, неизбежно появляется желание обладать им, усилить им свое «Я». Этот импульс и продолжает поддерживать его. Другой инстинкт — это детский опыт вознаграждения: познавая себя, личность растет, и этот закон продолжает действовать почти по принципу инерции в положительном смысле. В этом инстинкте сыграло свою роль и родительское честолюбие, чооторое стимулирует семантическое поле, воздействующее на организм. Это естественное честолюбие среды, в которой растет ребенок. Каждый взрослый во всем хочет максимального; даже если он фрустрирован в значительной степени, сам комплекс стимулирует его амбиции. Все это создает импульс, действующий на ребенка и побуждающий его во всем добиваться большего.

Ребенок в этом возрасте может попытаться убежать из дома или найти себе компанию, очень резко отличающуюся от его семьи. Надо расценивать это не как вредное влияние среды, а как часть позитивного процесса роста. Это любопытство, желание найти более короткий путь, чем предлагается, в более короткое время, чем дается, стремление овладеть той властью, которая присутствует на всех ступенях социальной лестницы. В этом возрасте еще не проявляется интерес к сексу,

а преобладает стремление к росту и утверждению своего «Я» в социальном контексте.

Немедленное приобретение статуса лидера интереса не вызывает. Ребенок доволен тем положением, которое он занимает, и если его излишне не смущать, он вполне позитивно воспринимает свое существование.

В процессе своего развития ребенок сталкивается с концепцией трансцендентального и метафизического — религией. Каждая религия — это рациональная попытка объяснить необъяснимое и построить внешний храм той единственной истине, которая внутри каждой души.

Ребенку нетрудно проникнуться благоговением к этой силе, присутствие которой он ощущает и в себе, и вокруг себя, и к которой инстинктивно тянется, но у него нет потребности в организованной религии, которую он рассматривает как самоцель, а не как свидетельство веры.

Социальная среда использует этот врожденный инстинкт поклонения, монополизирует его, в каком-то смысле обедняя; ребенок сначала воспринимает это вмешательство как утверждение, затем, не имея твердой позиции для критики социальной среды, он теряет ориентир и пытается найти место в истории для Бога, который изначально вне всякой истории.'

Чтобы помочь ребенку на этой стадии, надо приступить к серьезной корректировке, причем взаимодействовать с ним как взрослый со взрослым. Ребенок должен быть таким, какой он есть, по его поведению можно определить, насколько ему удается вербализовать свои ощущения. Родитель должен постоянно наводить разговор на тему вечного и реального, разрушая мифологизированные символы.

Воспринимать жизнь как игру и быть верным собственному становлению, так, чтобы каждое действие взрослого было не случайным, даже если при этом рискуешь потерять и религию, и детей, и любимого человека, — все это необходимо, чтобы ребенок научился не довольствоваться социальными стереотипами, а получал радость от собственных поступков. Когда взрослый убедится в том, что эта цель достигнута, имеет смысл познакомить ребенка с жизнеописаниями людей, которые через посредство своих идей, которые история донесла до нас, передали нам, где и когда жизнь можно познать до такой степени, что можно будет с полным правом считать себя ее хозяином.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Критерий здоровья. Период половой зрелости

Критерий полного физического, эмоционального и психического здоровья или психофизического совершенства заключается в двух принципах:

— Готовность мальчика или девочки к физическим иг
рам, проявление нежности к членам семьи; способность к
взаимному физическому контакту; способность ощущать себя
хозяином своего тела в проявлении привязанности к близким
людям.

В этом контексте родители должны следить, чтобы эта спонтанность не переходила в невротические или извращенные отношения.

Когда я говорю о теле, я говорю о всем теле, потому что, как уже указывалось, ребенок проявляет любопытство ко всем его частям и ощущает их гармонию. Родители не должны подавлять это любопытство. Тем не менее они должны объяснить, что у разных людей разное мышление, и что у соседей по дому моральные принципы могут быть иными. Тогда ребенок научится регулировать свое поведение в разных ситуациях.

— Постоянное проявление ребенком любопытства к раз
личным играм: он не замыкается на одной игре, а стремится
ознакомиться со многими, что дает ему информацию об
окружающей его культурной среде. Отсюда я исключил бы
то, что ребенок берет из книг, телевидения или от людей,
чуждых его среде, так как подобная информация могла бы
служить маскировкой регресса в его развитии.

Поэтому главная забота должна быть не столько о здоровье ребенка, сколько о закреплении в нем моделей социального супер-«Я». Тогда открытость его сознания, усиленная постоянной вовлеченностью в игру (постоянная метаболиза-ция, обусловленная любопытством к игре), обеспечит здоровье и послужит залогом роста личности.

Важно понять, в чем состоит здоровое развитие ребенка: тогда можно предупредить потенциальные патологические изменения и установить критерии долговременного правильного развития, создав предпосылки для появления в будущем качеств лидера.

В делом можно утверждать, что ребенок здоров в той мере, в какой его тело способно реагировать на любое проявление эмоций, агрессивности или любви. Желательно, начиная с возраста одного года, добиваться взаимодействия в физических контактах между родителями и детьми: в проявлениях нежности, объятиях, поцелуях, борьбе, падении на пол, играх и т. д. Ребенок через физический аспект привязанности становится увереннее в своем общении с миром, развивая широкую гамму физических ощущений и воспринимая мир как нечто вполне дружелюбное.

Во время полового созревания подросток и сам сможет пережить негативные аспекты жизни: если ему сопутствует уверенность в своем физическом теле, воспитанная годами развития в дружелюбном окружении, в семье и в компании друзей, санкционированных родителями (сверстников в детском саду, школе и во дворе, двоюродных братьев и сестер), то он распознает в соответствии с автономным критерием своего организма, что перед ним, шанс выиграть или проверка искушением, и что следует предпринять: спастись бегством или напасть.

Юность: период полового созревания

Между понятиями «юность» и «период полового созревания» есть и смысловая, и хронологическая разница. Юность — это период созревания в широком смысле, переход к взрослому состоянию.

Точнее будет сказать, что период полового созревания охватывает промежуток от 9 до 18 лет и затем переходит во взрослый период. Однако для упрощения сохраним классическую формулировку: хронологический период от 9 до 15 лет; психологический период в полтора года, который может подтвердиться в течение шести лет. Чем медленней этот процесс, тем позитивней будет впоследствии взрослый.

Что же характерно для ребенка в стадии созревания? Этот процесс еще не отодвигает детство на задний план. Помимо детского стремления к экспериментам (что запрограммировано в любой эволюции), у подростка появляется ощущение собственной силы и значимости, созна jne главного действующего лица в жизни.

В этом возрасте подросток внезапно осознает, что окружающая среда резко расширила его способность самовосприятия. В его сознании происходит расширение, увеличивающее степень восприимчивости его к среде и среды к нему: начинается фаза активного взаимодействия с другими личностями, ведущая к взаимному обогащению.

Метаболическое взаимодействие между личностью и средой, которое никогда не прекращалось, уплотняет психическую основу, которая отныне обладает достаточной зрелостью и для проявления в различных соматических аспектах. Развитие половых органов — следствие, а не причина этого процесса (функция создает орган).

Итак, субъект поднялся на новый уровень возможностей, диапазон его экзистенциальной деятельности расширился. Ранее он принимал один тип семантических полей, сей* час принимает и излучает сам другие.

В этот момент, если бы не было мощного социального супер-«Я», каждый подросток почти немедленно превращался бы во взрослого.

Наша цивилизация и система образования заметно тормозят развитие подростка: навязывая ему овладение различными знаниями и навыками, его как бы обрекают на пассивное обучение, лишая возможности познавать все многообразие окружающего мира (у которого он бы научился гораздо большему).

И вот подростку навязывается борьба, которую он вынужден вести. Жизнь предлагает ему огромный выбор возможностей, открытое взаимодействие с собой и со средой. Социальный фактор всей своей тяжестью толкает его к той сфере, пустоту которой он ощущает и равнодушие которой предчувствует. Он должен отказаться от новизны познаваемого им мира и покориться, освоив самые инфантильные модели поведения, которые впоследствии станут определяющими чертами его личности. Что касается проявления половых признаков, то, как мне известно, причиной подросткового кризиса является не новизна психоорганических ощущений, а усиление социальных запретов, касающихся феноменологии подростка. Речь идет о разломе, приводящем к кризису былого чувства уверенности. Необходим новый образ — гештальт для нового, расширенного сознания. Это образ жизнелюбия и жизнеутверждения: элементы, упорядоченные в течение всего периода детства, создают глобальность, способную реализовать взрослую личность. Изначальный темперамент пробуждается, чтобы уже по-взрослому скоординировать все колебания в отношениях между людьми и средой.

На этом этапе чрезвычайно важно вести диалог со взрослым человеком, утвердившимся в социальной жизни и воспринимаемым подростками в качестве критерия жизненности собственных устремлений. Выбор за подростком, и взрослый не должен противоречить ему. Ко взрослому обращаются как к инструменту, а не как к цели, и это делается для утверждения собственного «Я» в организованном социуме. Параметры этого самоутверждения определяются опытом раннего детства и более позднего периода в жизни подростка. Для него катализатором утверждения в обществе может явиться человек любой профессии — крестьянин, механик, врач, ученый, политик, художник и т. д.

Для периода полового созревания характерно развитие расширенного сознания (смутное предвосхищение априорного «Я»), в ходе контакта со взрослым для подростка приоткрывается вечность в индивидуальном конкретном воплощении. Не передавая подростку конкретные знания и опыт, взрослый дает ему расширенное восприятие, чувство бесконечности, как бы являясь посредником между повседневным опытом и доступным изложением вечных истин, как бы говоря: «Я здесь и не здесь, и ты можешь быть таким же».

В этот период отношения между мужчиной и женщиной не играют решающей роли, потому что подросток, стремясь самоутвердиться путем конкретных поступков, показывает: «Я способен на это и на любой другой значительный поступок, чтобы подтвердить полноту своей жизни, и в этом не уступлю взрослым». Этот импульс действует постоянно: начальное сознание априорного «Я» стремится к воплощению в историческом плане собственного существования.

Чтобы благоприятствовать росту и развитию подростка, взрослый должен играть с открытыми картами. Он должен щедро делиться всем лучшим, что в нем есть и что может содействовать развитию подростка. Он должен привить ему осознание относительности социальных абсолютов и в то же время терпимость к ним, чтобы их использовать, не изменяя своему априорному «Я». В этот период подросток замечает трансцендентные формы жизни и пытается найти их в социальных категориях. В детстве самовыражение принимает формы культурной семантики, отличные от семантики взрослых. Если же подростковый период протекает нормально, то ребенок стремится соотнести абсолютность своего мироощущения с историческим опытом функциональности в человеческом обществе, причем при этом всегда стремится выступать в роли протагониста.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...