Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пути развития России в концепциях славянофилов и западников



Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке, в 1829-1830 гг. написал восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Опубликование перевода первого "Философического письма" в журнале "Телескоп" стало вехой в истории русской общественно-политической мысли.
Чаадаев писал о пустоте русской истории, об отрыве России от других народов: "Мы не принадлежали ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем преданий ни того, ни другого. Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас". Опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, Россия должна бы соединить два великих начала разумения - воображение и рассудок, воплотить в своем гражданственном образовании историю всего мира. Вместо этого "мы составляем пробел в порядке разумения".
Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считалправославие: "Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии".
Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х гг. два идейных направления в среде столичной интеллигенции - западников и славянофилов.
Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Видными западниками были:Грановский, Кавелин, Герцен, Белинский и др. В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России (в дореформенный период такое обсуждение было опасно), сколько общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной была проблема прав личности.
К концу 30-х гг. оформились в течение общественной мысли противостоящие западникамславянофилы. Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Московитянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.
Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли " общинное начало ", " соборность ", единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный от "ложных начал исторической жизни Запада".
Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы. Государство и внешняя свобода, по учению славянофилов, - ложь и неизбежное зло; славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю.
Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив "мерзость рабства". Насаждение Петром западных начал, чуждых славянскому духу, нарушило внутреннюю, духовную свободу народа, разъединило верхи общества и народ, разобщило народ и власть. С Петра I берет начало "душевредный деспотизм".
Резко осуждая "петербургскую бюрократию", славянофилы одобряли самодержавие: самодержавие лечше всех других форм именно по той причине, что любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, антинародной - немецкой, французской или английской, но не русской конституцией.
Исходя из суждения, что "государство как принцип - ложь", славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: "сила власти - царю; сила мнения - народу". Они утверждали, что в допетровской Руси проявлением единства власти и народа были Земские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Единство власти и народа в Московской Руси XVII в. понималось как союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодержавной власти царя.
Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду против частной собственности. При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасности правительства".
24. Естественно-научные отрытия ифилософские обоснования в России сер 19 – нач 20 веков/Сеченов,Павлов,Мечников

Большое значение на развитие философской мысли оказал позитивизм,возникший в Европе в 19 в. Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки,определяющее единственным источником истинного,действительно го знания эмпирические исследования и отрицающие познавательную ценность философского исследования.

В россии это выразилось в том,что:

1) Приоритетное развитие получили естественные науки

2) Активизировалось материалистическое направление в русской философии.

Симбиоз естествознания и русской материалистической философии является причиной возникновения естественно-научной философии. Возможность посредством науки познать сущность человекаи общие законы бытия.

Крупнейшими представителями являлись: Мечников, Павлов, Сеченов,Менделеев,Вернадский.

Русские учёные и философы всегда были ориентированы на какие-либо высшие нравственные задачи и не могли принять науку,как простое накопление новых знаний об окружающей действительности.

Сеченов Иван Михайлович – основоположенник отечественной физиологии и объективного направления в психологии,философии.

Основа его учения – материализм и детерменизм. Сеченов доказывал,что все действия человека и животных рефлекторны по своей природе.

Психические акты – рефлексы «Все психические акты развиваются путём рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения,вытекающие из этих актов,движения,называемые производным,суть в строгом смысле отраженные»

О познании и действительности - человек есть определённая единица в ряду явлений... Мир существует помимо человека и живёт самобытной жизнью,но познание его человеком помимо органов чувств невозможно..Первичным фактором в развитии всегда был и будет для нас внешний мир с его предметными связями и отношениями.

Павлов Иван Петрович - физиолог,Академик, Лауреат Нобелевской премии.

-Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности. В основе концепции условного рефлекса лежат принципы: детерменизма,связи динамики и конструкции,единств анализа и синтеза.

-разработал учение об двух сигнальных системах

-По философским взглядам,основанным на научных данных, принадлежит к представителям механического мировоззрения

Мечников Илья Ильич - биологог,физиолог,антрополог,философ,Лауреат Нобелевской премии

-Нобелевская премия за за создание фагоцитарной теории

-Организовал первую в России бактериологическую станцию

-Разрабатывал учение об ортобиозе – концепцию о жизни и смерти как естественном и счастливом человеческом существовании.

-Внёс весомый вклад в геронтологию и танатологию

«Старость наша есть болезнь,которую нужно лечить как всякую другую»





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...