Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Способов выражения чужой речи



Синтаксические: конструкции с прямой речью, свободная пр., косвенная р. (конструкция с..)

Текстовые: тематическая речь и речь несобственно прямая

Бахтин: активное выражение одного высказывания к другому.

Несобственно-прямая речь связана с проблемами точек зрения в тексте. Повествование сквозь призму сознания другого. Нпр – стилистическое текстовое явление, когда, анализируя стиль автора, взаимоотношений автора и персонажей, мы понимаем, что речь принадлежит не автору. Вкрапление персонажей речи в речь автора.

Это польстило ей, и она стала рассказывать ему, с чувством и убедительно Чехов

Дамы города N были то, что называется презентабельны Н.В.Гоголь

Тематическая речь – явление текста, когда нам сообщается о темах, микротемах текста, они перечисляются,названы, но сама речь не развертывается, «выключается звук».

Варвара Павловна скромно рассказывала о Париже, о своих путешествиях, о Бадене (Тургенев)

Выдумки, сплетни, любезности медом текли с уст его (И.С.Тургенев)

Конструкция с косвенной речью – используется структурная модель сложноподчиненного предложения с изъяснительным придаточным. Кср не уникальны, однако характер использования накладывает на нее ограничения. Это не любые СПП с изъяснительными предложениями.

И все чаще спрашивала его, что значит то или другое книжное слово, чуждое ей. Если мы хотим выразить модальные оттенки (желательность, приказание).

Элен, очень мало говорившая весь вечер, опять обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.

Если эта конструкция имеет вопросительное значение, то призывается на помощь союз-частица ли.

Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева. (А.С.Пушкин)

Если выражается неопределенность, то будто.

Говорят, будто Соленый влюблен в Ирину и будто возненавидел Барона. (А.П.Чехов)

Ноздрев отвечал на все пункты, даже не заикнувшись… На вопрос, не шпион ли он и не старается ли что-нибудь разведать, Ноздрев отвечал, что шпион… (Н.В.Гоголь)- косвенная речь

Прокуратор. Страшно даже ему сказать… но по городу распространился слух, что будто Чичиков… Наполеон.

Ноздрев. Без сомнения – диалогическое единство.

Конструкция с прямой речью - уникальная синтаксическая конструкция, бином, состоит из слов автора (вводящих слов) и собственно прямой речи. Уникальны как обе части, так и их взаимодействие. Может быть выражена словами другого языка (Толстой), она может иметь любой объем. Слова могут быть в интерпозиции, постпозиции, препозиции. Речь может разрываться, быть монолитной. Нет скреп, но это не бессоюзное предложение, т.к. предложение – линейная структура, а слова автора и прямая речь могут взаимопроникать друг в друга. Н.С.Поспелов предлагал термин «сочленение», имея в виду позиционные отношения, интонационные между словами автора и прямой речью. А.Г.Руднев характеризовал слова автора как подобие вставных или вводных компонентов. (Он сказал… по его словам…). Несмотря на изоморфность, прозрачность, логичность, слова автора не обладают модальной доминантой, не выражает субъективную и объективную модальность. Уникальное явление!

Как же взаимодействует прямая речь и слова автора?

1.Информативно, не важно что говорится, а кому принадлежит речь. Ася сказала: лесть и трусость – самые дурные пороки

2.Позиционно. Взаимодействие слов автора и прямой речи (если прямая речь стоит после слов автора, то меняется расположение компонентов *подлежащее, сказуемое*)

3.Необязательно передача внешней речи, могут совмещаться внешняя и прямая речь. — Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот. — И еще считаю долгом предупредить, что кот — древнее и неприкосновенное животное. (М.А. Булгаков)

«Эта барышня брезгает мною, — подумала Варвара Павловна, крепко стискивая холодные пальцы Лизы, и, обернувшись к Марье Дмитриевне, промолвила вполголоса: А она прелестна!» (И.С. Тургенев) – в одной конструкции Тургенев сталкивает внутреннюю и внешнюю речь. Демонстрирует значимость, не сугубо служебную функцию вводящих авторских слов.

Какой ужас! – громко сказали дамы (Гончаров «Обрыв») – конструкция с прямой речью только в школьном понимании абсолютно буквальна. Об этом свидетельствует

эстетическая условность изображения чужой речи. Зависит от рода, жанра, произведения – жанроспецифические режимы речи.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 736 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...