Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лао-цзы



Если метафизическое зерно Традиции можно условно соотнести с центром, то ее инициатические, символические и сакрально-субъектные аспекты составят радиус, несущий периферии ясное знание о Принципах. Неисчислимое множество радиусов, которое можно провести из точки центра, отражает все многообразие различных традиционных форм, каждая из которых по-своему интерпретирует единую, первичную, изначальную, интегральную Традицию. И приблизиться к ее метафизической сущности возможно только с помощью этих "средств передачи".

Так, показательно, что в Исламе принцип хакика, соответствующий чисто метафизическому познанию, реализуется только посредством другого принципа - тарика, обозначающего ритуальные, посвятительные "средства" этого познания. И только их сочетание - ат-тасаввуф - составляет целостную Традицию.

Таким образом, Традиция представляет собой непрерывную инициатическую цепь метафизического знания. Она никогда не остается чем-то "застывшим" и "прошлым", существуя на протяжении всего космического цикла и предопределяя историческую смену вторичных традиционных форм, которые могут "рождаться", "устаревать" и "умирать" - точно так же, как и люди, живущие в рамках той или иной из них. И аутентичность той или иной вторичной традиции, ее соответствие изначальному архетипу поверяются именно тем, способна ли она дать своим адептам инициатическую возможность преодолевающего восхождения или же замкнулась всебе и стала "заблудшим звеном" в цепи, своего рода "тормозом".

Подобное негативное превращение становится возможным в том случае, если какая-либо вторичная традиционная форма исторически деградирует настолько, что предает забвению единый интегральный исток. И если подлинная традиционная духовность всегда обращена к этому истоку, то подобная самоабсолютизация какой-либо из этих форм и является обратной духовностью. Она всегда связана с тем или иным ограничением метафизического кругозора, которое в конечном итоге приводит к подмене духовной реальности различными субтильными иллюзиями. Но "венцом" инверсии становится то, что какая-то из этих вторичных традиционных форм в конце цикла своего существования начинает выдавать себя за саму первичную Традицию, превращаясь тем самым в действительности лишь в пародию на саму себя.

"Путь, Истина и Жизнь"

Символ Креста гораздо древнее исторического Христианства - он встречается во многих традициях, существовавших задолго до Рождества Христова и географически весьма отдаленных от мест, с которыми оно связывается - в частности, у тольтеков и кельтов. Поэтому Крест необходимо рассматривать как символ, принадлежащий самой интегральной Традиции. Это универсальный символ инициатического пути. Хотя, собственно Путь - это лишь часть его значения.

Христианство, воспринявшее Крест в качестве своего конфессионального символа, первоначально рассматривало его именно так. Именно с Крестом соотносятся известные евангельские слова Иисуса: " Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь ". В них выражена вся структура традиционной инициатической реализации.

Символ Креста необходимо рассматривать не на плоскости, но в объеме, как пересечение трех перпендикулярных осей - одной вертикальной и двух горизонтальных. Жизнь представляет собой одну горизонтальную ось, Истина - другую, а Путь - вертикаль.

Следование точки по оси Жизни может как приближать к пересечению с осью Истины, так и отдалять от нее. Если второй случай связан с инерциальным движением точки в циклическом потоке становления, то первый предусматривает ее самопреодоление. Самопреодоление - это отказ точки от иллюзии "абсолютности" своей психо-физической жизни и признание духовно-интеллектуальной истины превышающей ее. Таким образом, движущаяся по оси Жизни самопреодолевающая точка неизбежно приходит к пересечению с осью Истины и начинает принадлежать также и ей. Эта стадия соответствует Малым Мистериям. Здесь адепт претерпевает символическую смерть в окружающем его инерциальном, "историческом" мире и переживает второе рождение - в Духе, реализуя свое космически-изначальное, " адамическое " состояние, открывая внутреннее Я. Однако, схематически точка может и миновать центр, получив в нем потенциальную, виртуальную инициацию, но не пожелав или не сумев ее эффективно реализовать. Но всякое инициатическое знание без отождествления с ним - бесплодно, и потому эта точка просто движется далее по оси Жизни, вновь попадая в поток становления. (1)

Но достижение центра пересечения горизонтальных осей является лишь промежуточной целью. Здесь по инициатической логике, восходящая точка должна осуществить свое третье рождение, которое соотносится с выходом за рамки космоса как такового и с отождествлением ее с надкосмическим Принципом. Переход восходящей точки на вертикальную ось соответствует Великим Мистериям и обретению адептом Пути как такового. Именно эта стадия соотносится с христианским понятием Воскресения.

Таким образом, очевидно, что для того, чтобы выйти на вертикальную ось, точка должна совершить и самопреодоление своего духовно-интеллектуального статуса, "погашаясь" перед Принципом и отождествляясь с ним. Иными словами, она должна преодолеть обретенную ею Истину ради Пути.

Естественно, на это способны не все восходящие точки. И поэтому многие из них, достигнув пересечения с осью Истины, расходятся по ней в разные стороны. Они теперь "ищут истину", только отдаляясь от центра. И этот отказ от нормативной реализации Пути приводит их и к другой, более печальной ошибке - будто этот горизонтальный "поиск истины" и представляет собой "Путь". Хотя в символе Креста совершенно очевидно, что Путь начинается только с центрального единства всех Истин, всех отдельных традиций, сквозь которые должна быть "увидена" Традиция интегральная.

Но если достигнута даже единая Истина, но - не преодолена волей к Пути, она становится самодовлеющей, подчиняющей, а не освобождающей. Это - инверсия Истины, что тождественно ее превращению в ложь. Подобное же, впрочем, можно сказать и о самой вертикальной оси Пути - если точки, вышедшие на нее, стремятся лишь достичь какого-либо реального Принципа и "остановиться" на нем, без воли к его преодолению - они следуют схематически вниз, в действительности только отдаляясь от него. Реализовавший же всю " полноту силы Креста ", согласно апокрифическому Евангелию от Филиппа, " сей более не христианин, но он - Христос ". Но кто тогда тот, для кого Христианство - это все, что угодно, кроме этой полноты?

(1) Мы намеренно предпочитаем схематические формулы и обобщенно-инициатические обозначения, не впадая в прямые "человеческие" и "индивидуальные" аналогии, поскольку описываемые процессы, хотя и затрагивают этот уровень в полной мере, могут быть приложимы и к более широким явлениям. Так, достаточно указать, что этот процесс "прохождения мимо" оси Истины представляет собой весьма наглядное изображение известного "упрека" Христианства Иудаизму - в том, что последний отказался признать божественную природу Христа. (в текст)





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...