Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эгоизм



Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой сво­ей природе человеческая воля направляется не на всеобщее, а на собственное индивидуальное благополучие. «Любовь к самому себе, — писал О. Уайльд, — это единственный роман, длящийся по­жизненно». Нужны достаточно высокий уровень развития культуры, специфическое воспитание, чтобы человек научился больше думать о других, чем о себе. Чем больше культуры, тем меньше эгоизма. Если нравственно воспитанный человек руководствуется прави­лом «Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами», то для эгоиста главный принцип: «Поступайте с людьми так, как они поступают с вами».

Конечно, ни один человек не бывает эгоистом в чистом виде в том смысле, что стремится исключительно к собственному благопо­лучию и совершенно нечувствителен к положению других. Всегда существует хотя бы небольшое число лиц, например родственники и друзья, которым человек всегда готов помогать. Принцип эгоизма был признан в Новое время в качестве универсального мерила дея­тельности, прежде всего деятельности хозяйственной. Сам термин «эгоизм» возник в XVIII веке. Предполагалось, что человек, стре­мясь к собственной выгоде, например, строя завод, тем самым по­могает развитию общества.

Очень ярко вскрыл сущность эгоизма английский философ и врач (француз по происхождению) Бернард Мандевиль (1670—1733). В своем сатирическом произведении «Басня о пчелах» он писал, что социальное поведение основано на себялюбии. Себя­любие как разгул эгоизма является мощным стимулом, движущей силой поступков, подлинным базисом всего общества. Себялюбие есть не что иное, как самосохранение, борьба индивида за жизнен­ные средства и против противостоящих ему интересов других лю­дей. Себялюбие создает общую атмосферу тщеславия, которая це­ментирует общество. Каждый стремится к тому, чтобы заслужить признание остальных. Потребность индивида в признании других людей порождает моральное притворство и условности моральной жизни. Забота о благе других, любовь к другим, благотворитель­ность — все это только вывеска, за которой скрывается любовь к себе, чистый и последовательный эгоизм.

Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и возрас­тных группах и во всех сферах бытия. Он причиняет своим жертвам боль и страдания, моральный и материальный ущерб, порой даже ломает судьбы людей, разрушает коллективы и организации. Разве мы не слышим жалобы на чрезмерное себялюбие и своекорыстие наших детей, родителей, стариков, руководителей, бизнесменов? Разве не сталкиваемся с беззастенчивым игнорированием наших чувств, нужд, желаний? Разве не встречаем циничное корыстолюбие в области распределения благ и вознаграждений? Нередко упрекают партнеров, коллег, родственников и даже друзей в том, что они ду­мают лишь о себе, дружат только по соображениям пользы, тянут все на свою сторону и пр. Эгоизм по своей природе безграничен, писал А. Шопенгауэр, человек безусловно желает сохранить свое су­ществование, желает, чтобы оно было свободно от страданий, жела­ет возможно большего благосостояния и всякого наслаждения, к ка­кому он способен. Все, что этому противодействует, вызывает не­удовольствие, гнев, ненависть. Человек желает все иметь, но так как это невозможно, то он желает хотя бы всем повелевать. «Эгоизм ко­лоссален — он возвышается над миром, — не без основания писал пессимист А. Шопенгауэр. — Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтоже­нием и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в ог­ромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор».(Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Собр. соч.в б т. Т. 3 М., 2001. С. 440.)

Это качество точно описано Э. Фроммом: «Быть эгоистом — оз­начает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими- что я должен стать жад­ным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антаго­низм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разо­рить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать, никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше...»( Фромм Э. Иметь или быть? М, 1986. С. 37)

Эгоизм — крайняя форма индивидуализма. Этика эгоизма, в от­личие от этики заботы, полностью игнорирует чувства и интересы окружающих. В этом смысле этику заботы можно назвать социаль­ной, а этику эгоизма — антисоциальной. Таким образом, мотивы своекорыстной личности отражают лишь ее собственные потребно­сти, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все свои способности только на собственных чувствах и потребно­стях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. Для себялюбивого человека, как правило, единственная реальность — лишь его собственное Я. Один из апологетов эгоизма, Макс Штирнер, писал: «Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него». (Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.С. 282-283).

Эгоизм возрастает в угрожающих масштабах именно в периоды социальных катаклизмов, экономических кризисов, войн, когда в обществе острее ощущается скудность ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расширены границы дозволенного.

Эгоизм очень часто, если не всегда, порождается чувством собственной неполноценности. Эгоисты чаще других приписывают ок­ружающим предубежденность, агрессивность, злобу, завистливость, эгоизм и мстительность — весь набор деструктивных качеств. Они проецируют собственные отрицательные наклонности на окружаю­щих, желая, быть может, такой проекцией оправдать собственные недостатки. В отличие от эгоистов, нравственный человек приписы­вает окружающим прежде всего нравственные черты: трудолюбие, вежливость, отзывчивость, патриотичность, честность, неподкуп­ность, порядочность и совестливость и т. д.

Французские философы XVIII века выступили с теорией «ра­зумного эгоизма», согласно которому основой добродетели является правильно понятый собственный интерес. Последователем этой теории французских философов в России был Н. Чернышевский. Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с об­щим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский изложил свою этическую теорию в романе «Что делать?». Один из персона­жей этого романа, Лопухов, жертвуя собой ради блага других, гово­рит: «Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бы­вает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапо­ги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь». Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности гедонических теорий этики. В действительности это не так. Целью всякого нашего действия является реальная или вообра­жаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, кото­рое нами переживается, — это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты, подобные Черны­шевскому, не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объ­ективным ценностям, как правда или красота, и поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятив­шие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто было следствием скромности, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...