Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Справедливость рассматривается как принцип, регулирующий взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедливость распределительную, которая подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами), и уравнивающую (коммуникативную), связанную с обменом, призванную защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны. Конкретные формы общества отдают предпочтение той или иной форме справедливости, но тем не менее в каждом из них представлены обе эти формы. Оптимальное сочетание этих форм справедливости в целом имеет решающее значение для определения меры справедливости общества. В известной мере справедливость, как это было в понимании Аристотеля, совпадает с нравственностью в проекции на социальную сферу. Само осмысление совместной жизни людей в терминах справедливости — характерная особенность европейской философии, связанная с цивилизационно-культурными особенностями европейского развития. Понятия «идеал» и «нравственная норма», также взаимосвязаны. Ведь чтобы следовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Примером нравственных норм могут служить известные десять заповедей Ветхого завета. Существуют и другие, детально разработанные нормативные системы (кодексы), помогающие человеку выстаивать свою линию поведения, входящие в привычку. Именно из-за этого может возникнуть соблазн их машинального, некритического выполнения. Поэтому следует помнить: норма не цель, а средство. Нормы, могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком случае они становятся внутренним побуждением. Тогда соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью, нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные препятствия как во внешнем мире, так и во внутреннем (например, чувство страха).
Понятие долга является одной из центральных категорий этики, начало теоретической разработки которой восходит к школе стоиков. Своей высшей точки развития учение о долге достигает в этике Канта. Кант связывает с понятием долга специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является долг. Долг есть принуждение к поступку нравственным законом, по сути, долг и категорический императив — одно и то же.
В постклассической философии, которая характеризуется в целом антинормативизмом, понятие долга смещается на периферию нравственной жизни. Так, Ф. Hицше считал, что челoвек разрушается тогда, когда он действует без удовольствия, как автомат «долга», что «народ идет к гибели, если он смешивает свой долг с понятием долга вообще; ницшеанский сверхчеловек не приемлет императивности морали, он сам себе закон, у него нет другого долга, кроме собственной воли к власти.
В ряде последующих учений (например, социологических концепциях, советском марксизме) долг рассматривается в его обыденном значении — как подчинение человека обществу, осознание обязанностей, способ социализации. Тогда может возникнуть вопрос: кому ты должен, должен ли кому-либо, или это все пропаганда и словесная шелуха?
Тем не менее, признавая значимость критики безусловной императивности морали, стоит отметить, что без понятия долга мы не сможем объяснить такого явления как совесть. Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни.
Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть.
Совесть —- это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки является, по мнению многих философов, важнейшей характеристикой личности. Совесть как формируется в процессе воспитания человека, его социализации, так и является характеристикой глубинных установок сознании индивидума. Она проявляется как эмоциональный феномен («муки, угрызения совести»), но в то же время основана и на разуме — угрызения совести по поводу отступления от нравственных норм возможны только тогда, когда человек осмыслил эти нормы, принял как должное. Выражение «чистая совесть» может читаться как осознание выполнения всех моральных обязанностей, реализация всех возможностей. Свобода совести понимается как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни. Понятие совести соотносимо с такими категориями как стыд, вина, грех.
Стыд — чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям. Стыд переживается как при действительном несоответствии, так и при мнимом. Стыд — это чувство, ориентированное на мнение других людей. Переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека мнение лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. Со стыдом сходен позор как чувство, вызванное осознанием человеком того, что его несоответствие принятым нормам и предполагаемым ожиданиям стало предметом публичного осуждения. Заметим, что стыд может испытываться человеком даже в тех случаях, когда сам он считает свои действия нравственными.
Вина— это переживание человеком нарушения или невыполнения им долга перед самим собой, перед обществом или перед Богом. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее. Чувство вины может быть нейтрализовано прощением, данным пострадавшим своему обидчику. Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раскаяние (в религии — покаяние).
Грех — религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла. Понятие греха содержит в себе моральный смысл — это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. Любая нечестность, несправедливость и т.д. по отношению к человеку (другому или самому себе) есть грех против Бога, так как Бог проявляет участие в жизни каждого человека.
Соотносимыми являются также категории достоинство и честь.
Достоинство — характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Достоинство, отличие от заслуги (это понятие нередко употребляют в качестве синонима достоинства), — не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий возможности соответствовать этому требованию и отвечать соответствующим ожиданиям или не понимающий того, что ожидают от него, — жалок; не желающий соответствовать — презренен. В субъективном плане достоинство как чувство самоуважения заключается в ощущении (понимании) человеком своей значимости.
Честь — понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также (в выражениях «честь имею» или «для меня большая честь») принятие или утверждение человеком этого признания. В отличие от достоинства в собственном смысле слова честь воздается в соответствии с положением, занимаемым человеком в данном сообществе (сословно-групповом, профессиональном, локальном). Функционально близким к понятию чести является понятие славы, но в отличие от чести славу приносят деяния, безусловно выходящие по своему масштабу за рамки сословия, сообщества или профессии. Понятие чести по смыслу связано с понятиями о ценности, доблести, благородстве. Исторически формирование понятия чести связано с сословными представлениями о благом и достойном: честь приписывалась представителям высшего сословия, представители же низших сословий как бы автоматически лишались значимости. Такого рода понимание закреплялось в определенных жестких стандартах поведения — «кодексах чести». Таковы, например, кодекс бусидо в японской самурайской традиции или рыцарский кодекс в средневековой Западной Европе.
Согласно христианскому принципу совершенствования, честь христианина состоит в его богоуподоблении, т.е. в святости. Достижение индивидуальной чести христианином становится возможным не в его земной жизни, а лишь после смерти — в случае его церковной канонизации.
Особое место занимает категория чести в протестантской этике. Понятие чести закрепляется за теми людьми, которые преуспевают, т.е. за буржуа. Такая переакцентировка понятия чести была, по М. Веберу, одним из проявлений «духа капитализма». Таким образом, в понятии о чести человека отражено мнение других о его достоинстве, что субъективно переживается как зависимость от этого мнения, страх перед ним.
Категория свободы является ключевой в этике, ведь нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Нравственная свобода человека — это возможность определения (нравственного самоопределения) и реализации нравственной позиции. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вне сферы нравственности. За вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за совершенное свободно деяние он ответственен в полной мере. Сущностью свободы является возможность выбора. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов. Условия, необходимые для свободного нравственного выбора: отсутствие внешнего принуждения, запрета; сознательность; наличие ориентиров свободной воли (ценностей, идеалов) и, наконец, действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, вошедших в автоматизм. Такого рода привычки, перешедшие по существу на уровень подсознания, являются признаком несвободного действия.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!