Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пространство (П) и время (в)



Представление о пространстве и времени в истории Философии.

Основные свойства пространства.

Основные свойства времени. перцептуальное (психологическое) время

Историческое время

1.

Пространство и время есть атрибуты материи, без которых она не существует, т.к. это формы ее существования. Свойства пространства и времени производны от движения и взаимодействия тел. Пространство – протяженность и структурность любых объектов, порядок их сосуществования и расположения. Время – длительность существования объектов, последовательность причинно-следственных отношений и смена состояний материи.

Представление о пространстве и времени возникли в древности из наблюдений.

Существует две линии интерпретации пространства:

1. Понимание П. как пустоты. Так, Ньютон считал, что П. абсолютно, т.е. в некоторых местах пространство существует без материи и одинаково во всех направлениях, а также П. не связано со временем.

2. П. понимается как протяженность и отношение вещей. Так, Аристотель считал, что пустоты нет: мировое пространство – это совокупность мест, занимаемых объектами и П. конечно и ограничено поясом неподвижных звезд. Лейбниц считал, что П. есть условие расположения вещей.

В истории изучения В. есть также два направления:

1. В. – структура реальных процессов измерения, связанное с реальными носителями.

2. В. – особая субстанция, которая не зависит ни от пространства, ни от объектов.

П. и В. как самостоятельные сущности образуют субстанциональную концепцию П. и В. Данная концепция господствовала вплоть до Х1Х в. и связана с Ньютоном. В частности он считал, что П. и В. абсолютны и независимы от материальных объектов и друг от друга.

Против этой концепции выступал Гегель, который предложил реляционную концепцию, т.е. понимание П. и В. не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемой во взаимодействии с материальными объектами. Свойства П. и В. зависят от материального носителя.

В ХХ в. возникла теория относительности, созданная Эйнштейном, который также считал П. и В. относительными и зависимыми от объекта. Эйнштейн свою позицию объяснял так: П. и В. имеют относительный характер и рассматриваются в неразрывной связи между собой и системой материальных тел. Свойства П. и В. зависят от движения материальных объектов. Пространственно-временные атрибуты материальных объектов изменяются с изменением движения объектов и с возрастанием скорости происходит относительное сокращение длины тела по направлению движения, а также замедляется ритм процессов, т.е. происходит замедление времени.

Значение концепции Эйнштейна:

1. Исключение из науки понятия абсолютного П. и В.

2. Показала зависимость свойств П. и В. от движения.

Со второй половины ХХ в. время изучается также и в рамках гуманитарных наук и искусства. Так, Бахтин ввел понятие художественного хронотипа, т.е. временного единства произведения в его отношении к действительности. В 70 –80-х гг. стали выделять также художественное пространство и время. Сейчас некоторые учение полагают, что есть несколько видов времени: биологическое, историческое, психологическое, геологическое и т.д.

2.

Свойствами П. традиционно называют следующие.

1. Объективность П. Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: некоторые считают эти категории формами человеческого созерцания. Такую позицию пытаются доказать научно: с течением времени представления о П. и В. неоднократно менялись. Но ошибочность позиции в том, что есть безусловная разница между представлением о П. и В. и о реальном П. и В.

2. Протяженность П. – данное свойство выражается в устойчивости связи элементов в системе. величина протяженности зависит от внутренних и внешних связей тел, структуры объекта. Протяженность есть всеобщая черта П.

3. Трехмерность П., т.е. характеристиками П. являются длина, ширина и высота. Данное свойство связано с некоторыми свойствами движения: движение точки дает линию (1 измерение), движение линии – плоскость (2 измерение), а движение плоскости – объем (3 измерение). В науке давно говорят о наличии более, чем трех измерений, так в физике традиционно считают, что 4 измерением для пространства является время. Трехмерное пространство характеризует привычный для человека мир и при обнаружении большего числа измерений возможны какие-либо новые представления о данной категории. Сами положения о трехмерности пространства лежат в основе теоремы линейной алгебры: максимальное число линейно независимых векторов равно трем, но данная теория не доказана.

4. Единство прерывного и непрерывного. Прерывность П. выражается в дискретности вещественных тел, но материя не только вещество, но и поле, которое непрерывно, соответственно есть единство прерывного и непрерывного.

3.

Свойствами времени являются следующие.

1. Объективность – поскольку материя объективно движется, а время атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно.

2. Длительность как свойство В. проявляется в фактах возникновения каждого последующего момента вслед за окончанием предыдущего. Никакой процесс не может происходить мгновенно – он длится во времени. длительность обусловлена сохранностью материи и последовательным пребыванием материи в разных качествах.

Субъективное восприятие длительности времени не совпадает с объективной длительностью и в связи с этим появилось понятие психологического (перцептуального) времени. Так, субъективное время зависит от смысла д-ти человека, его настроения и способности к восприятию информации. Если д-ть человеку нравится и у него нормальная переработка информации, то время течет быстро и наоборот, а от процесса и скорости усвоения информации зависит интеллект человека.

Понятие психологического времени выражает особенность восприятия времени конкретным человеком. Смешение субъективного и объективного времени приводит к выводу, что никакого времени вообще нет и именно такой позиции придерживались Аристотель и Демокрит. Суть их взгляда была в том, что время есть некая фикция, которая при ближайшем рассмотрении рассыпается: прошлого уже нет, будущее еще не наступило и есть только «теперь». Прошлое продолжается в настоящем и получает свое определение в связи с настоящим. Реальное прошлое есть всегда прошлое некоторого настоящего.

Ученые уже достаточно много лет ведит дискуссию о существовании видов времени: существуют ли биологическое, психологическое и др. типы времени? учены считают, что существуют, т.к. доказано, что в разные возрастные периоды время течет по-разному, т.е. биологическое время каждого человека существует. Доказано, что развитие чувства времени у детей происходит гораздо позже, чем выработка чувства пространства. По мере старения у человека обостряется долговременная память, тогда как непосредственная ослабляется.

3. Время однонаправленно и необратимо, т.е. прошлое порождает настоящее и будущее, но возвратить прошлое невозможно: оно недоступно воздействию, как и будущее. Эти свойства обуславливают ассиметрию причинно-следственных отношений: действие всегда направлено от причины к следствию и не наоборот. Если бы следствие порождало причину, то все следствия должны были исчезать в породивших их причинах. Однако в жизни имеют место такие явления, которые ставят под сомнение данное свойство времени.

Так, существует такое понятие, как «петля времени», т.е. случаи перемещения во времени из прошлого в настоящее или из настоящего в прошлое – эти перемещения противоречат свойству однонаправленности времени.

Однако так или иначе, но объективно в данный момент времени существует только настоящее, а прошлое и будущее существуют только через настоящее: прошлое в виде культурного наследия, а будущее в виде возможностей.

При этом однонаправленность времени не означает, что у движения есть какая-то конечная цель или состояние, т.к. время вечно.

4.

Существует три типа времени: физическое (космическое), историческое и экзистенциальное. Каждый человек живет во всех этих типах времени. Символ космического времени – круг, т.к. движение Земли вокруг Солнца идет по окружности, символ исторического времени – линия, которая не касается человеческого существования и которая может идти как в революционном, так и в эволюционном ритме, символ экзистенциального времени – точка, которая характеризует духовную реальность, изменения в данном времени происходят вертикально.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ВРЕМЕНИ

Историческое В. принято также называть социальным В. Оно зависит от человеческой д-ти и на историческое В. оказывает влияние половозрастная структура человеческой популяции. В своих работах Легофф исследовал зависимость человеческой популяции (ее возраста и пола) и ускорения социального В. Он сделал вывод, что у первобытных народов и в средние века историческое В. текло быстро, т.к. продолжительность жизни была невелика и происходила быстрая смена поколений. Ситуация изменилась во второй половине ХХ в., когда В. резко замедлилось, т.к. продолжительность жизни в развитых странах существенно увеличилась: поколения меняются медленно и повышается роль старшего поколения, таким образом и весь ритм жизни замедляется.

Проблема измерения В. существовала давно и уже в древности люди знали, что различаются время года, время суток и т.д. По мере накопления знаний о В. время начали делить на эпохи, восприятие которых у разных людей различно.

В частности, Л.Н. Гумилев выявил несколько типов восприятия исторического В.:

1. Пассизм или тип времени, при котором люди чувствуют себя продолжателями дела предков, совершая подвиги во имя общего блага, а не для собственного возвеличивания. Такое восприятие В. есть в момент зарождения этногенеза.

2. Актуализм или тип времени, когда люди не думают о прошлом и будущем, живя настоящим и только для себя. В данный период времени подвиги совершаются с корыстной целью. Если количество актуалистов в обществе возрастает, то утрачивается связь с предыдущим поколением и растрачиваются накопленные богатства.

3. Футуризм, т.е. игнорирование настоящего и прошлого во имя будущего. Данное восприятие времени ест аномалия и может привести к гибели этноса.

4. Игнорирование времени происходит если время людей не интересует, т.к. из отсчета времени они не извлекают никакой пользы для себя. Если в обществе слишком много такого типа людей, то ход времени замедляется.

Историческое время отражает ритмы коллективных действий, а точкой отсчета для исчисления возраста цивилизации является наиболее важное для нее событие.

Особенностями исторического времени называют:

1) вектор ориентации;

2) доминирующие ценности.

Под вектором ориентации понимают общую направленность развития цивилизации: некоторые цивилизации направлены в прошлое (Индия), а некоторые – в будущее (США). При этом существуют группы людей в любом обществе с иной ориентацией, нежели, чем у основной массы.

Историческое время может быть цикличным либо линейным.

Если историческое время циклично, то происходят различные события, которые не связаны с динамикой времени, т.е. они не ускоряют время (такое течение характерно для Востока). Если историческое время движется линейно, то это поступательное или революционное движение к прогрессу. Такое время многие считают эталонным.

Философ Панарин в своей работе «Философия политики» считает, что линейность времени возможна благодаря инструментальному отношению к миру, благодаря линейности развивается материальная культура и потребительское общество. Т.е. отрицательное стороной линейного времени, безусловно, выступает накопление усталости в разных сферах социума, которая приводит либо к определенному взрыву либо упадку (т.е. замедлению развития).

Мобилизационные модели устройства общества строятся в расчете на ускорение исторического времени. Такое ускорение возможно за счет расходование энергии человека, что сопряжено с ухудшением здоровья и в последующем приводит к резкому замедлению развития общества вообще.

Социальная революция является локомотивом истории (по мнению Ленина), но это не совсем так: цена революции очень высока, т.к. происходит всеобщее ухудшение уровня жизни и разрушение ценностей, революция обычно приводит к кризису в духовной сфере человека. Достичь реального положительного эффекта можно лишь с помощью эволюционных подвижек.

Долгое время линейное время считали эталонным в Европе, но постоянное совершенствование одной модели развития не может постоянно осуществлять – тем самым создается миф ускорения. Природа живет по циклическим законам течения времени и постоянная линейность в развитии аномальна и противоречит природе. Постоянная линейность заканчивается катастрофой, тогда как циклическое развитие уравновешивает позиции разных сторон.

Циклически развиваются цивилизации на Востоке (традиционные цивилизации).

Значимость каждого цикла и его цели исследовали в разное время Платон, Аристотель, Сорокин, Гумилев и др. философы. Цикл истории определяется иногда интервалом в одно поколение и главной движущей силой цикла времени выступает жизненный опыт поколения. В каждой цивилизации ритм цикла зависит от жизненного ритма поколения, господствующего в обществе или составляющего элиту в обществе. Поколенческие циклы весьма приблизительны, но в целом политическая жизнь одного поколения длится около 30 лет. Соответственно, динамика исторического времени зависит от динамики поколения, господствующего на политической арене. В России на данный момент времени существует прозападное поколение политиков с ориентацией в сторону линейного времени, которое в принципе противоречит общему развитию страны, что может привести к разрушению цивилизации как таковой. Выходом из сложившейся ситуации может быть только смена политических элит, что в принципе не гарантирует выхода из кризиса, т.к. сам кризис был слишком серьезен.

Помимо названных выше типов времени и типов его развития Карл Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» ввел термин «осевое время», обозначив данным понятием определенный период истории, в котором было положено начало историческому единству мира. Данный период длился с 7-го по 2 вв. до н.э. и характеризовался тем, что в Китае, Индии и Греции начали происходить схожие исторические изменения в духовной жизни:

ü обострилось ощущение надломленности человеческого бытия;

ü было ожидание мировой катастрофы;

ü появилось духовное подвижничество.

В данный период перед человечеством открылся ужас мира и собственная беспомощность, одновременно с этим возник вопрос о смысле жизни. Данные течения в обществе отразились в трудах ученых того времени: в Индии были созданы Упанишады, в Китае зародилось конфуцианство, а в Греции развивали свои теории Гомер, Парменид, Платон, Аристотель и еще ряд философов.

В этом же время появились первые пророки: Илия, Иеремия, Исайя, которые совершили духовный прорыв, заглянув в будущее и предсказав его.

Сам Ясперс называл только три цивилизации и не давал ответа, почему остальные цивилизации под влияние осевого времени не попали, тем самым тайну осевого времени до сих пор никто не разгадал. Смысл осевого времени также до конца не прояснен. Единственный вывод, который делал сам Ясперс, что последние две тысячи лет человечество живет именно тем, что создали в период своего существования эти три цивилизации, захваченные осевым временем.

Ясперс выделял 4 периода в истории:

1. Прометеевская эпоха, в период которой появились речь, огонь, орудия труда.

2. Эпоха великих культур древности с существованием которых появились письменность и государственность.

3. Осевая эпоха, в которую было начато формирование личности человека и его духовной открытости.

4. Эпоха науки и техники. Заложенные осевым временем основы человека сейчас оказались надломленными, о чем свидетельствует нигилизм. Человек осознает свои границы и стоит над пропастью, испытывая субстанциональное беспокойство, предчувствуя катастрофу духа. Т.е. эта ситуация схожа с духовным кризисом доосевого времени. Но наступит ли новое осевое время Ясперс не знает

Для осевого времени необходим такой фактор, как созидательный духовный порыв, импульс, который захватил бы сразу несколько цивилизаций. Такого фактора сейчас нет. Сама цель осевого времени – превратить человека в «человека» сейчас не стоит как главная и вообще мало волнует человечество. Т.о., Ясперс приходит к выводу, что для духовной реформации человек должен обратиться к Восточным культурам и начать познавать свой путь в жизни.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...