Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие материи



Понятие материи не достижимо человеку априори (вне опыта).Не с него как с понятия начинается формирование мировоззрения человека, и решено не в каждом индивидуальном мировоззрении оно имеется. Но если оно есть, то выступает, прежде всего, результатом самой мироосмысленности. Материя как понятие – это, прежде всего результат внутреличностного осмысления мира и его личности. Вопрос о сущности понятия материи затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более, философского мировоззрения и его обнаруживание при множественности индивидуальных мировоззрений на мир не может инициировать и множественности трактовок понятия материи. Вместе с ним философский плюрализм не исключает единства по каким-то важнейшим параметрам. Определений и понятий материи действительно множество. И можно составить их перечень. В нем окажется не один десяток определений, которые могут быть пригодны в тех или иных познавательных ситуациях. И главной сложность заключается в том, какое из них взять в качестве исходного. Многие современные философы считают, что в качестве исходного определения понятие материи - объективная реальность, существующая независимо от человека и отображаемая им. Приведенное определение материи максимально философично, поскольку оно характеризует материю через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набора его свойств, как это часто имело место в прошлом. При этом, определение материи через понятие вещества не отвергается полностью. Оно может и должно быть включено в ряд других, дополнить их, но все-таки главным должно оставаться философское определение. В приведенном определении понятия материи утрирует понятие сознания. Однако, в философской литературе при рассмотрении понятия материи содержание понятия сознания поясняется редко. В результате не используются многие возможности для представления о материи, наполнение ее мировоззренческого смысла. Одно из наиболее распространенных трактовок к понятию сущности сознания на сегодня может быть принято следующее:

Сознание – высшее, свойственное только человеку и связанное с речью, головным мозгом, заключающееся в обобщенном целенаправленном и оценочном отображении действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Данное определение относится к сознанию человека как индивида и на большее не претендует. Помимо индивидуального сознания современная наука выделяет общественное сознание. Кроме того, современная наука допускает существование форм инопланетного сознания. В настоящее время перед философией стоит активная задача дальнейшей разработки понятия сознания в его обобщенном виде, и на этой основе дальнейшего развития понятия материи. Затрагивая основной вопрос мировоззрения, иногда при соотношении материи и сознания понятие сознания наделяется понятием мышления. Это не совсем корректно. При рассмотрении, сознание не тождественно мышлению, поскольку помимо рационального познания, сознание включает в себя чувственное отражение действительности, а также совокупность человеческих эмоций и переживаний. Поэтому более точно соотносить материю с психикой (включает сознание и бессознание) или материю можно соотносить с философским понятием духа. На философскую проблему духа в нашей отечественной философии на многие десятилетия было наложено табу. Сейчас началось возвращение к забытому. В русской философии вызывает интерес начало 20 века.

Бердяев К.А. «Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя удалить. Вследствие такой сложности духа как особенного феномена бытия, его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь. Дух совсем не есть вещь среди вещей. Дух рассматривается в субъекте, а не в объекте. Дух есть иное, высшее качество существования, нежели существование душевное и телесное. Трехчленное понимание человека как существа духовного, душевного, интересного, имеет вечный смысл и должно быть сохранено. Это не означает, что в человеке есть духовная природа наряду с природой телесной и душевной. Это значит, что тело и душа человека могут выступить в ином порядке духовного существования, что человек может перейти из порядка природы в устройство смысла, из порядка разбора и вражды в порядок любви и объединения. Дух – есть божественный элемент в личности».

Даль В. «Дух – бестелесное существо, обитатель невещественного и существующего мира, бесплатный житель недоступного поля духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру божества, ум, волю или же стремление к небесному».

Радлов Э. «Дух означает начало, противоположность телу. А в противоположности душе дух означает высшие душевные способности разума. Такое понимание духа мы находим в русской философии начала прошлого века, которое дошло до нас в неизменном виде».

Однако вернемся к пониманию материи. Приведенное в начале определение материи, которое часть называют гносеологическим определением, предполагает абсолютную противоположность материи и сознания.

В гносеологическом плане материя и сознание выступают как абсолютные противоположности. 3 аспекта противоположности:

1)В гносеологических образах (чувственных и понятийных) нет самих материальных предметов, нет ни грамма вещественности от этих объектов. Гносеологические образы – особенный мир, субъективная реальность.

2)В сознании формируются модели, подлежащие опредмечиванию (материализации).Благодаря творческой природе сознания создаются идеологические образы не имеющие прямых аналогов в материальной действительности.

3)Состоит в зависимости индивидуального сознания от материального бытия, реалистическая конечность, смертность индивидуального сознания, и в этом отношении его полная противоположность материальному бытию.

Вторая сторона определения материи это антологическая сторона. С антологической стороны материя есть субстанция. Следует признать, что в современной философии нет однозначного подхода к пониманию субстанции. Поскольку это не является нашей темой рассмотрения, поэтому, не погружаясь глубоко в эту проблему, отметим, что более целесообразно употреблять термин субстанции, прежде всего в общекатегоричном значении, связанным с противоположностью материализма и идеализма. Материализм исходит из понимания материи как единственной существующей субстанцией. Материя как субстанция не сотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 621 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...