Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аристотель о возможности и действительности



Такой категории нет в списке категорий Аристотеля, но понятия «возможности» и «действительности» он подробно анализирует в «Метафизике».

Действительность для Аристотеля – это то, что есть, это нашедшее свою материю и форму сущее. Прямых определений действительности Аристотель не дает, но поясняет, что такое действительность методом «от противного» - это то, что существует иным образом, чем возможность.

Возможность -это способность (динамис) «неразумной вещи изменяться, разумной – действовать». Перед мысленным взором Аристотеля стоят, прежде всего, процессы возникновения и уничтожения. Если что-то возникло, значит, оно прежде было возможным, то есть что-то имело способность превратиться в нечто. Если бы не было этой способности, то не было бы никакого движения и превращения:

«То, что стоит, всегда будет стоять, а то, что сидит, - сидеть, оно не встанет: ибо не сможет встать то, что встать не способно» (Аристотель. Метафизика – М.,1934. С. 152).

Возможность (способность) должна существовать как таковая, бытие в возможности есть не просто мысленная конструкция, а реальность. В целом позиция Аристотеля такова:

«Из несуществующих вещей некоторые существуют в возможности, а говорится про них, что они не существуют, потому что они не даны в осуществленности» (Там же. С. 52).

Следовательно, действительность существует как целое здесь и сейчас, а возможность существует как часть, фрагмент этого целого, то есть не в осуществленности. И, стало быть, к действительности применимы законы логики, а к возможности – нет. В возможности дождь идет и не идет, в действительности он либо идет, либо не идет (логический закон исключенного третьего).

И. Кант о возможности

Категория возможности есть в таблице категорий Канта. В целом картина выглядит так:

«1. То, что согласно с формальными условиями опыта, (если иметь в виду созерцание и понятие) – возможно.

2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), - действительно.

3. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо» (Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. – М., 1964. Т.4. С. 280).

Пока определение возможности у Канта соответствует Аристотелю. В созерцании, которое обусловлено прошлым опытом (априорные понятия чувственности: пространство и время) я могу видеть обе возможности: дождь идет и не идет. Я выражаю это в априорных понятиях рассудка: А и не А. По Канту такая констатация модальности (возможности) ничего не прибавляет к определению вещи:

«Категории модальности имеют ту особенность, что как определение объекта они нисколько не расширяют понятия, которому они служат предикатами*» (Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. – М., 1964. Т.4. С. 281).

Канта интересует не что такое возможность вещи, не как возможность соотносится с действительностью, не каковы условия возможности. Его интересует только вопрос: как можно доказать возможность вещи. И как же? Ответ таков:

«Возможность вещи можно доказать, только подкрепляя понятие этой вещи соответствующим ему созерцанием, но никогда ее нельзя доказать ссылкой на одно лишь отсутствие противоречия в понятии вещи» (Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. – М., 1964. Т.4. С. 308).

Обратим внимание на конец фразы. Мысль, что возможность не обеспечивается одной только непротиворечивостью понятия, Кант высказывает неоднократно. Для него это принципиально: необходимо отвергнуть существование того, что Кант считает недоказуемым с точки зрения опыта. Так, он отвергает возможность эфира, способность нашей души созерцать будущее, способность души мысленно вступать в общение с другими людьми (как бы далеко они не находились) – это мы сейчас называем телепатией.

«Все эти понятия, возможность которых лишена всякого основания,

Так как они не могут опираться на опыт и…хотя и не содержат никакого противоречия,…не могут претендовать на объективную реальность, стало быть, на возможность существования таких предметов, которые мыслятся в них» (Там же. С.283).

Кант не продвинулся дальше Аристотеля. Он рассматривает возможность и действительность только на гносеологическом уровне, не противопоставляя и не отделяя их друг от друга на уровне онтологии.

Гегель о возможности и действительности

Большой вклад в развитие понятий возможности и действительности внес Г. Гегель. Он связывает возможность и действительность как диалектические понятия.

1) непосредственная действительность определяется сначала, «в противоположность к ее возможности», но будучи так определена и тем самым отрефлексирована, «она есть реальная возможность» (Гегель. Наука логики // Гегель. Соч.- М., 1937. Т. 5. С. 660).

2) «возможность есть нечто недостаточное, указует на некоторое другое, на действительность и восполняет себя в ней» (Там же. С. 654).

Эти положения означают, что понятия возможности и действительности немыслимы и бессодержательны друг без друга.

Новым является выделение у Гегеля видов возможности и действительности.

Возможность он делит на формальную и реальную. Формальная возможность – это любая непротиворечивая в себе вещь (это противоречит Канту). Любая непротиворечивая в себе вещь – возможна. То есть возможно все, что не противоречит себе. В этом смысле возможность есть «неопределенное вместилище всего вообще».

Реальная возможность – это непосредственный подступ к действительности, как в логическом, так и в онтологическом аспекте. Она и сама в некотором роде является действительностью:

«Реальная возможность некоторой мыслимой вещи есть… налично сущее многообразие относящихся к ней обстоятельств …Это многообразие наличного бытия…есть как возможность, так и действительность» (Там же. С. 660).

Будучи целокупностью условий, реальная возможность составляет некоторую «рассеянную действительность, которая … есть в себе бытие некоторого другого» (Там же. С. 660-661).

Если сказать проще, то всякая возможность мыслимой вещи существует в форме некоторой другой, но уже реальной вещи. Всякая действительность есть возможность другого. Реально возможная мыслимая вещь не должна содержать в себе противоречий, то есть все определения, которые обозначают эту вещь, должны согласовываться внутри этой вещи непротиворечивым образом. Когда все условия налицо, мыслимая вещь вступает в действительность. То есть действительность – это снятая возможность.

В отличие от Канта и Аристотеля Гегель не отождествляет действительность с существующим. Действительность – это снятая возможность, завершение этой возможности, ее итог.

Теперь разберем недостатки гегелевского понимания возможности и действительности. Гегелевский метод отождествляет логику и онтологию. Так как логика находится вне времени, то важно только саморазвитие понятий. А именно – бытие тождественно мышлению. Этот гегелевский принцип в данном случае себя не оправдывает. Гегель считает, что реальная возможность это по существу необходимость:

«…реальная возможность и необходимость различны…лишь кажущимся образом» (Там же. С. 663). И – «…то, что реально возможно, не может быть уже другим, чем оно само; при таких-то условиях и обстоятельствах не может воспоследовать ничто другое» (Там же. С. 663).

На самом то деле, если не рассматривать логику развития понятия, а бытие вещей, то мы должны признаться, что сами условия могут изменяться, причем как в сторону реализации возможности, так и в сторону удаления от правильной возможности как необходимости. То есть принцип Гегеля: «все действительное – возможно, все возможное – действительно» в реальной жизни не всегда сбывается. В истории есть многочисленные примеры реальности глупой, страшной, случайной.

Гегель о уровнях действительности. Действительность бывает формальной, реальной и абсолютной.

Формальная действительность – это «лишь снятая действительность или лишь возможность», «бытие или существование вообще» (Там же. С. 653). Это то, что просто существует, но существует как бы без оснований, и поэтому действительно, но действительно лишь фомально. Например. Проросшее на подстилке семя какого-либо растения, еще без стебля и не укоренившееся в почву. Семя уже есть, но нет еще прочных оснований для его дальнейшего существования, потому это формальная действительность.

Реальная действительность есть вещь со многими свойствами как их тотальность с реализацией всего мыслимого в ней 9что-то близкое к энтелехии Аристотеля). Это многообразие внешних проявлений и отношений.

Наконец, действительное содержит в себе реальную возможность своего изменения. То есть реальная действительность – это не только то, что есть, но и то, чем она может стать. Например. Развитое растение. Укоренившееся в почве.

Абсолютная действительность – это «… единство необходимости и случайности» (Там же. С. 664).

Современное понимание возможности и действительности

Три уровня возможностей: формальная, абстрактная, реальная.

Формальная возможность – это внутренняя непротиворечивость мыслимой вещи. Например, кентавр.

Абстрактная возможность – это внутренняя непротиворечивость мыслимой вещи и непротиворечивость по отношению к законам и свойствам наличного бытия, в связях которого она мыслится. Например, возможность стать президентом Турции студенту истфака КГПУ.

Реальная возможность – это наличие нескольких условий и обстоятельств для ее перехода в действительность. Так как сам переход должен быть детерминирован, то в наличии должны быть причины для такого перехода. Причем вещь обладает реальной возможностью, когда в наличии имеются все возможные виды причин для ее перехода в действительность.

Виды возможностей

1) Альтернативные – реализация одной возможности исключает другую.

2) Неальтернативные – реализация одной возможности не препятствует реализации другой.

3) Зависимые – реализация одной возможности препятствует или способствует реализации другой.

4) Независимые - реализация одной возможности никак не влияет на реализацию другой.

5) Закономерные – порождены внутренними причинами вещи.

6) Случайные – порождены внешними по отношению к вещи причинами. Например, открытие Америки было внешней причиной для индейцев.

· О действительности смотри раздел «истина», а там – критерии истины.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1972 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...