Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Евхаристия, или причащение



Евхаристия (греч. “благодарение”) - для Православной и Католической Церквей это таинство, во время которого происходит пресуществление (т.е. превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Причащаясь, верующие под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа. Через причащение христианин получает возможность мистического общения с Богом. Таинство напоминает о Тайной Вечере и крестной жертве Христа. Истоки таинства усматривают в языческих обрядах богоядения и пережитках тотемизма, а также в воспоминании о древнееврейском пасхальном ритуале умерщвления агнца. Евхаристия совершалась соборно.

3. Священство - возведение в сан священнослужителя - таинство наделения через епископское рукоположение рукополагаемого особой благодатью Святого Духа, делающей его посредником между Богом и людьми.

4. Исповедь: верующий, открыв грехи священнику, получает от него прощение Бога (исповедуется человек перед Богом, священник лишь свидетель). Можно предположить, что таинство идет от древних очистительных обрядов. Важна искренность и глубина исповеди.

5. Миропомазание (у католиков называется “конфирмация”, т.е. “укрепление” – укрепление в вере) - посредством чего человек наделяется Божественной благодатью, силой Святого Духа, обретает Его дары. К дарам Святого Духа относятся: слово мудрости, вера, любовь, умение творить чудеса, пророчествовать, различать языки и их толковать, дар служения, способность отличать пророков от лжепророков. Миро - ароматизированное масло на основе оливкового масла. Помазание миро знаменует печать дара Святого Духа. Если искать корни таинства в глубокой древности, то происходит оно, скорее всего, от древнего ритуала отпугивания злых духов.

6. Брак – церковное освящение обряда бракосочетания или венчания. При совершении этого таинства венчающиеся наделяются Божией благодатью, которая способствует заключению неразрывного союза, основанного на любви, верности и взаимопомощи.

7. Елеосвящение, или соборование (его ранее было принято совершать собором из 7-ми священников) - таинство, совершаемое над больным или над умирающим (молитвы, сопровождаемые помазанием елеем, т.е. освященным оливковым маслом, лба, щек, губ, груди, рук для исцеления от телесных и душевных болезней и освобождения от грехов, в которых человек не успел раскаяться до болезни сам, и как успокоительное напутствие умирающему - освящение его перехода в иную жизнь). Многие наши болезни – от наших грехов. Древнейшие корни этого таинства иногда усматривают в древней лечебной магии.

Римские власти поначалу христиан почти не отделяли от иудеев, считая просто одной из религиозных групп, и обращали на христиан внимание тогда, когда их проповеди могли вызвать беспорядки. В древнем Риме религия носила государственный характер, была полна формализма. У христиан не было ни храмов, ни статуй богов, ни жертв, ни воскурений, т.е. не было того, в чем язычники традиционно полагали сущность религии. И иудеи, и христиане отказывались принимать участие в церемониях жертвоприношений римским богам и императору. Однако иудаизм считался национальной религией, а они еще были разрешены. И в 1в. римские власти еще не требовали от иудеев принесения жертв своим богам. Христианскую религию римские власти часто воспринимали как темную секту, отрицающую всякую религию вообще, как учение, ниспровергающее основные законы государства об обязательном выполнении религиозных обрядов. Новый бог, полагали власти, это новые тайные союзы, тайные культы, заговоры, законы. Опасно! Тем более, что с конца 2в. влияние христиан заметно усилилось и в 3в. начало распространяться даже на римскую армию. Во 2в. участились случаи преследования как отдельных христиан, так и их групп. С сер. 3в. начались официальные гонения, жестокие массовые расправы. В 311 г. преследования были прекращены. Спустя 2 года Христианская Церковь была легализована, и христианство стало одним из многочисленных разрешенных культов в Римской империи. Христианская Церковь стала постепенно превращаться в господствующую. В конце 4в. при Феодосии I были официально запрещены языческие культы. В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную (Византию). Уже с этого времени появляются различия между христианством Запада и Востока.

После легализации деятельности Христианской Церкви и превращения ее в господствующую состав клира усложнился, церковь стала участвовать в мирских делах, наметилась опасность ее обмирщения. Как реакция на эту опасность возникает монашество.

Параллельно с формированием христианства появляются и ереси (от греч. “секта”, “отделение”). Одной из наиболее опасных ересей было арианство (4в.). Обсуждался вопрос о Троице. Александрийский пресвитер Арий стал утверждать, что Бог-Отец и Бог-Сын не равны, не единосущны, а Иисус лишь подобносущен Богу-Отцу: Иисус - творение Бога-Отца, а Бог-Святой Дух сотворен Богом-Сыном (напоминает неоплатонизм). Арианство было осуждено І Вселенским Собором в г. Никее в 325 г., где был утвержден догмат о единосущности Отца и Сына, или догмат о Троице.

Ранние церковные общины долго общались друг с другом на равных. Но церкви, у истоков которых стояли апостолы, пользовались большим авторитетом. Так, Римская епископия, основанная, как считают, апостолом Петром, была центром для христиан Запада; Александрийская, созданная апостолом Марком, - для Египта; Эфесская, созданная апостолом Иоанном Богословом, - для Малой Азии. Признание христианства официальной религией Римской империи, возвышение Иерусалимской церкви при Константине привели к образованию главных церковных областей (патриархатов) с центрами в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии, Иерусалиме. Разделение Римской империи на Западную и Восточную способствовало разделению Церкви на Западную с центром в Риме и Восточную, охватившую патриархаты с центрами в Константинополе, Александрии, Антиохии, Иерусалиме. На Западе власть императора постепенно ослабевала и в связи с тем, что Западная Римская империя прекратила свое существование, была упразднена. По мере этого возрастал авторитет главы Церкви на Западе - римского епископа, который с 5 века стал называться папой Римским. На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей не могли получить такой власти. (Кстати, папой называют не только епископа Рима, так именуют еще и патриарха Александрийского).

Итак, начиная с 4в., между Восточной и Западной Церквями начинают возникать разногласия, приведшие в 1054 г. к формальному разрыву и взаимной анафеме. Лишь в 1965 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор I приняли декларацию об отмене анафем, обе конфессии были официально названы Церквями - сестрами, в православных увидели тех же христиан, какими являются католики. Западную Церковь официально называют римско-католической. Слово “католичество”, или “католицизм” происходит от греческого прилагательного “кафоликос”, т.е. “всеобщий”, “вселенский”. Когда возникли различия между Западным и Восточным путями христианства, название “католическая” закрепилось за Западной Церковью. Восточная Церковь - православная. “Православие” - это перевод греческого слова “ортодоксия” (“ортос” – “правильный”, “докса” - не только “мнение”, но “слава”, поэтому слово можно перевести и как правомыслие, и как умение правильно славить Бога; точнее, скорее всего, второе).

Главные догматические расхождения между Западной и Восточной Церквями:

1. В Западной Церкви есть догмат об исхождении Святого Духа и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (называемый еще догмат “филиокве”, что по латыни означает “и от сына”). Восточная Церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога-Отца. Догмат “филиокве” был впервые сформулирован на Толедском соборе в 589 г. Этим догматом католическая церковь подчеркивает свою особую роль в деле спасения верующих. Иисус является главой Церкви (в данном случае речь идет о католической), дело Его продолжают на земле служители Церкви. И раз Святой Дух исходит от Иисуса, то, значит, и священнослужители тоже особенным образом могут повлиять на судьбу верующего, особенно после его смерти. Поэтому вполне логично появляются и остальные отличия, например, учение католической церкви о “сверхдолжных заслугах” святых перед Богом, об индульгенциях, о чистилище.

2. Учение католической церкви о “сверхдолжных заслугах” (т.е. выше долга, сверх должного, сверх того, что обязан сделать простой христианин) святых перед Богом. Эти заслуги составили сокровищницу сверхдолжных дел, которой католическая церковь в лице папы и духовенства может распоряжаться по своему усмотрению. Это духовные заслуги, полученные подвигами Христа, Богоматери и мучеников. Имея запас добрых дел, клир обладает возможностью облегчить оправдание верующих после смерти (может как бы передавать заслуги тем, кто своих заслуг не имеет, но по мнению церкви их достоин).

3. В католичестве, в отличие от православия, существовала практика индульгенций (от лат. “прощение”, “милость”), т.е. отпущений грехов, продаваемых церковью как бы из выше упомянутого священного фонда. Однако цинизм этой купли-продажи стал очевиден даже для самой католической церкви, и в 1547 г. папа запретил продажу индульгенций. Практика индульгенций существует и сейчас, но в совершенно ином виде, приуроченная к церковным праздникам.

4. В католической церкви есть учение о чистилище, где грешные души, горя в пламени, очищаются от незначительных грехов, чтобы попасть впоследствии в рай. Догмат принят Флорентийским собором в 1439 г. В православии понятия о чистилище нет, но есть понятие “воздушных мытарств”, испытываемых душой сразу после смерти.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...