Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Библия, или Священное Писание, включает книги Ветхого и Нового Заветов



В христианстве есть также и Священное Предание, которое включает Символ Веры, апостольские правила, писания “отцов церкви”, решения соборов, послания Папы и т.п. Символ Веры - основа Священного Предания - это краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какой-либо религии, в данном случае - христианства. Католики и православные считают Священное Предание богодухновенной литературой, а протестанты - нет, называя его тексты исключительно человеческими.

Никео-Царьградский (Никео-Константинополь-ский) Символ Веры былсоставлен на двух первых Вселенских соборах в 325 году в Никее и в 381 году в Царьграде (Константинополе). Второй член Символа составлен во утверждение вечного рождения Сына от Отца и во отрицание ереси Ария, утверждавшего, что Сын имел некое начало во времени и являлся высшим и совершенным творением Бога. На I Вселенском соборе было составлено семь членов Символа Веры. На II Вселенском соборе были составлены последние пять членов, причем Восьмым членом осуждалась ересь Македония, утверждавшего, что Святой Дух — орудие Сына. На III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году запрещено было дополнять или сокращать Символ Веры.

Никео-Константинопольский Символ Веры:

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Отцом рожденного прежде всех веков; в Свет от Света, в Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, несотворенного единосущного Отцу, через Которого все произошло.

3. Ради нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося.

4. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

6. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца.

7. И снова грядущего со славой судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа Животворящего, Исходящего от Отца, Которому поклоняются и Которого славят как Отца и Сына; и Который говорил через пророков.

9. Во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых.

12. И жизнь будущего века. Аминь.

Основой христианского Символа Веры является догмат о Троице, содержание которого заключается в следующем: Сущность Бога едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца, Сына, Святого Духа. Сущность божества принадлежит в равной степени всем трем лицам Троицы, а каждой ипостаси присущи особые свойства: Отцу - нерожденность, Сыну - рождение от Отца, Духу - исхождение от Отца через Сына. (Забегая вперед, можно уточнить, что католики утверждают: Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына.)

Центральная идея христианства - идея Мессии. Бог посылает в мир Своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества, бывшего и будущего, и открыл человечеству путь к спасению, объяснил, как жить праведной жизнью, не допуская личных грехов. Воскресение Христа знаменует победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. В иудаизме в период диаспоры также появляется идея ожидания прихода Мессии, будущего избавителя еврейского народа от иностранного гнета, который к тому же должен восстановить утративший силу договор евреев с Богом и установить мир во всем мире. И в пророческих книгах, т.е. еще ранее, можно найти намеки на ожидание прихода Мессии. Так, пророк Исайя пишет: придет Искупитель, Раб Господа, который взял на себя грехи и болезни наши, ранами его мы исцелились. У пророка Захарии можно встретить упоминание об “отрасли”. Интересно, что в евангелии от Матфея упоминаются приведенные выше слова Исайи, рассказывается о беседе Иисуса с Илией и Моисеем, что подтверждает преемственность между Новым и Ветхим Заветами. В иудаизме в период диаспоры возникают идеи о загробной жизни, воскресении, о Дне Господа (о Суде). И в Апокалипсисе чувствуется дух иудаизма. Таким образом, можно утверждать, что христианство возникло на почве иудаизма.

В некотором смысле повлияло и язычество. В христианской символике и в таинствах и ритуалах некоторые ученые (например, С.А. Токарев) усматривают отражение восточных культов умирающих и воскресающих богов (египетский Осирис, например), отражение культа Богини-Матери, первобытных инициаций и посвящений в тайные мужские союзы, тотемизма, древнего обряда очищения водой, отпугивания злых духов. Христианский крест, который является для христиан символом спасения, как религиозный символ был известен и в древнем Китае, и в древней Индии, и в Африке, и в Америке. Кто-то усматривал в нем символ огня, кто-то солярный знак или символ плодородия, символ четырех направлений света. Кстати, изображение распятого на кресте Иисуса появилось в христианстве только с 8-9 вв.

Вернемся к вопросу о связи христианства с иудаизмом. Главный смысл Ветхого Завета христиане усматривают в подготовке к приходу Мессии и уведомлении о Нем. Однако иудеи Иисуса Мессией не считают (во всяком случае, теоретически не должны), так как он, с их точки зрения, свою задачу не выполнил (не освободил евреев от национального гнета и не восстановил Завет, не установил мир), более того, сам оказался распят. Тем не менее, предвосхищение начала совершенно новой эры (правда, очень смутное) уже присутствует в Ветхом Завете в книге Иова - уникальном произведении, которое готовит сознание к восприятию христианства. И Ветхий Завет воспевал доброту и милосердие, но, как правило, лишь по отношению к единоверцам или соплеменникам. Пророк Исайя говорил: научитесь делать добро, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. В гл.15 1-ой книги Царств говорится: послушание лучше жертвы. Яхве постепенно начинает “выглядеть” не только как Саваоф и ревнитель, но и как Бог правды и справедливости, милосердия, любящий свой народ. Однако царям приходится быть жесткокими к иноверцам, чтобы заслужить поддержку Яхве. Одним словом, как писал пророк Исайя, “приближается утро, но еще ночь...”

Новый Завет (Завет Любви) Бог заключает с человеком через Христа. Новозаветный Бог есть любовь, любовь ко всем людям вообще. Во Христе Бог воплощается в теле человека, т.е. принижается до простолюдина, из любви к людям. К центральным идеям христианства относятся также идеи греховности человека и возможности спасения и искупления греха. Сын Божий Иисус и есть искупитель грехов человечества и его Спаситель. Евангельская история - это история любви и ненависти, прощения и предательства. История любви всепрощающей и всепобеждающей, победившей саму смерть (“смертью смерть поправ...”). Увы, и сегодня немногим дано постичь смысл такой любви: “...много званных, а мало избранных” (Мф.20.16). Въезжая в Иерусалим, Иисус первым делом изгоняет из храма торговцев и менял, еще раз подчеркивая, что отныне религия будет строиться на совершенно иной основе, чем ветхозаветный договор евреев с Яхве. Жертвы не нужны, единственная жертва будет принесена самим Иисусом.

Во 2в. до н.э. на данной территории появились религиозно-политические движения фарисеев и саддукеев. Саддукеи следили за буквальным толкованием Торы, признавая только Тору Письменную. Их возмущало то, что Иисус называл себя Сыном Божьим. Они не признавали воскресения мертвых, загробного воздаяния. Видимо, они и были главными судьями Иисуса. Фарисеи также были недовольны Иисусом, тоже выступали за чистоту иудаизма, скрупулезное соблюдение всех внешних форм поведения. В Новом Завете о них говорится как о буквоедах и формалистах, хотя саддукеям такие характеристики подошли бы больше. Фарисеи обвинили Иисуса в несоблюдении им священной для иудеев субботы (он в субботу исцелял, с учениками колоски ладонями растирал, чтобы поесть, т.е. “жатву” устроил). Ученики Иисуса не соблюдали пост, вместе с Иисусом общались с мытарями и грешниками, и это фарисеев возмущало. Однако некоторые из них впоследствии стали последователями Иисуса. Фарисеи считали, что Бог на горе Синай дал Моисею не только Письменную Тору, но и Устную, верили в загробную жизнь (т.е. признавали воскресение мертвых), загробное воздаяние, пришествие Мессии.

Иисус унаследовал заповеди Ветхого Завета: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить” (см. Мф. 5.17). И Иисус, и апостол Павел поддерживали заповеди “не убий”, “не изменяй”, “не кради”, “не лги”, “почитай отца и мать”... Но в Новом Завете эти заповеди получили новое звучание, наполнились новым смыслом. Был найден нравственный объединяющий стержень для этих заповедей - всепобеждающая Любовь. Бог-Отец предстает как Любящий и Милосердный (сравните с Яхве - ревнителем, Саваофом...). Именно любовь есть исполнение Закона. Иисус оставил нам две основные взаимосвязанные заповеди: 1) возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и 2) возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22. 35-40).

Чем же мораль Нового Завета отличается от морали Ветхого? Нагорная проповедь дает на это ответ. Откроем евангелие от Матфея. “Вы слышали, что сказано древним: “не убивай; кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...” (Мф. 5.21-22). То есть, если в иудаизме существовал запрет на убийство, то Иисус хочет искоренить само чувство гнева, которое может привести к убийству. Новый Завет говорит: не только не убей, но даже не подумай об убийстве, даже не допусти гнева в свое сердце, даже не оскорби человека. Далее: “Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...” (Мф. 5.38-39). "Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.” А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас...” (Мф. 5.43-44). Прощать, прощать, прощать... И не осуждать, ибо судить, наказывать и оценивать грех может только Бог. Следует ненавидеть грех, но не раскаивающегося грешника... “Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы...” (Мф. 7.2). Все это не означает, что мы должны равнодушно пройти мимо греха – Бог де сам разберется и накажет. Если есть такая возможность, необходимо вмешаться и остановить несправедливость или даже преступление. Однако когда человеку хочется кого-то осудить за его грехи, он должен, прежде всего, задуматься: а я-то сам каков? А я никогда не совершал ничего подобного? А у меня нет подобных недостатков? Вот и выходит, как написано в Нагорной проповеди, что иной у другого в глазу видит и сучек, а у себя не замечает и бревна. Читаем Новый Завет далее. Когда творишь милостыню, не следует делать этого напоказ. И молиться, и поститься не следует напоказ. И еще: нельзя служить одновременно и Богу, и маммоне (“маммона” – “богатство” по-арамейски). (Евангелист Лука: “Горе вам, богатые!”). Не собирайте себе сокровищ на земле, но на небе... Еще отличие: Ветхий Завет обращен преимущественно к иудеям, а Новый - ко всем людям. Иудейское духовенство свело религиозную жизнь к обрядам и уставам, которые стремилось пунктуально соблюдать. И языческие культы часто служили механическим способом заслужить расположение богов. Определенные ритуалы необходимо должны были приводить к желаемому. У Иисуса на первое место вышли не обряды, а духовная сущность религии, требования морали (обряды им подчинены). Глубина и искренность веры - вот что главное!

Ученики Христа составили новозаветную (христианскую) Церковь. Само слово “церковь” происходит от греческого слова “кириакос”, т.е. “дом Господень”. Но в русском тексте Библии “церковь” больше соответствует слову “экклесия”, т.е., по-гречески, “собрание (призванных)”. Глава Христианской Церкви - Иисус. Церковь - сообщество людей, верующих во Христа. У истоков формирования Христианской Церкви стояли апостолы. Христианские общины возникли во второй половине 1в. Они еще не имели сложившегося вероучения. Клир (от греч. “жребий”), т.е. совокупность священнослужителей, еще не появился. Жизнь в общинах отличалась демократизмом, простотой, аскетизмом. Социальный состав первых общин: беднота, рабы, вольноотпущенники. Во 2 - 3 веках к христианам стали примыкать более состоятельные люди, более образованные (в т.ч. философы). Есть сведения о том, что вступающие в общину продавали свое имущество, а полученные средства отдавали в общее пользование. Делалось это добровольно. Постепенно возникла необходимость в специальных людях для руководства повседневной жизнью общин: собирать пожертвования, распределять помощь, проведывать больных и т.д. Поэтому еще в 1в. появляются пресвитеры (“старейшины”), епископы (“надзиратели”, “смотрители”). Видимо, четких различий между епископами и пресвитерами вначале не было. Были и диаконы (“служители”), которые помогали в текущих вопросах. Епископы первоначально совмещали организационно-хозяйственную деятельность с решением вопросов, касающихся вероучения и священнодействия. Однако роль епископов возрастала, и к сер. 2в. Церковь состояла из общин, управляемых епископами. Римский епископ занимал особое положение, хотя в отношениях между собой все епископы считались равными.

Раннехристианский культ был прост. Из таинств (а христианство, как никакая другая религия, основано на Тайне) были распространены, скорее всего, крещение и причащение.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...