Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Буддизм. Буддизм – это древнейшая из мировых религий



Буддизм – это древнейшая из мировых религий. Основателем ее является принц из племени шакья Сиддхартха Гаутама, который стал Буддой Шакьямуни. “Будда” означает “просветленный”, “пробужденный”. Жил он в 6 - 5 вв. до н.э. в Индии. Жил благополучно (даже слишком), оберегаемый всеми и от всех проблем и неприятностей. Но, как гласит легенда, однажды выбравшись за стены дворца, он увидел, что на свете есть болезни, старость, смерть... Эти страдания не могут миновать никого, в том числе и его самого. Будучи натурой очень чувствительной, принц задумался, как людям освободиться от страдания? На 29-м году жизни он покинул дворец, семью и отправился искать ответ. Беседы с философами, знакомство с ведической литературой не привели принца к ответу, однако сделали философом-диалектиком. Он отверг слепую веру в авторитет Вед. Однажды Гаутама увидел аскета-отшельника (их тогда было много, на территории Индии в тот период враждовало несколько небольших государств; аскетизм был попыткой обрести душевный покой в такой обстановке). Гаутама решил последовать его примеру и... чуть не умер от голода. 7 лет он провел в лесу и понял, что и это - неправильный путь. Однажды он медитировал, сидя под баньяном (фикусом), и вдруг на него снизошло просветление, открылся путь спасения человечества от страданий. Так отшельник стал Буддой. Дальше был долгий путь общественного служения, многочисленные ученики, искушение встречей с семьей, в которую он так и не вернулся. К Будде быстро присоединились последователи-монахи. Будучи неординарным человеком, обладающим обаянием, добротой, простотой в общении, даром проповедника, Будда оказывал значительное влияние как на князей, так и на бедняков, как на благочестивых, так и на грешников. Он говорил не на сложном для понимания санскрите и проповедовал не брахманские заумные “теории”. С простым народом он мог говорить притчами (как и Иисус, кстати), сказками, приводить яркие примеры. Посмотрите, - говорил он, - душа проходит бесконечный лабиринт перерождений, и в каждой жизни, кем бы человек ни родился вновь, он страдает. Все течет, все изменяется, бесцельно притом, все гонится за своей тенью, суетится, стремится навстречу своей гибели, весь этот мир - иллюзия, все подвержено разрушению, все несовершенно, нет ничего постоянного. Человек должен спасти себя сам, в этом он почти одинок; Будда - Учитель - указал ему путь спасения, очень трудный, нужно сказать, путь. Будда сформировал первую монашескую общину (сангху). Он был хорошим психологом, дипломатом, умевшим не ссориться с властями. Поэтому в общину не принимали рабов, солдат, государственных служащих, детей без разрешения родителей. Потом туда перестали принимать больных, немощных стариков, калек, слепых. Монахи должны были быть крепкими и душой, и телом. Не все могли вынести аскетический образ жизни, поэтому проблемы в сангхе начались еще при жизни Будды.

В буддизме есть каноническая литература, называемая “Трипитака”, что в переводе с санскрита означает “Три корзины”. Эта литература датируется приблизительно первым веком нашей эры (по другим данным, 1 в. до н.э.). “Первая корзина” (Винайяпитака) - “корзина устава” - включает правила поведения буддийского монаха и вопросы организации монашеской общины. “Вторая корзина” (Суттапитака) - “корзина изречений” - содержит изречения, проповеди, рассказы, приписываемые Будде. “Третья корзина” (Абхидхармапитака) - “корзина закона” - состоит из положений буддизма и его философии.

У буддизма есть общее с индуизмом. Например, представления о сансаре и карме. Мысли, слова, дела человека оставляют кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Таково колесо жизни - механизм сансары (блуждания). Высшая цель - освободиться от кармы и выйти из круга сансары.

Напомню, что в индуизме судьба в будущем перерождении зависит от образа жизни человека, от исполнения им законов его касты. Нужно стараться улучшить свое рождение, стремиться родиться членом более высокой касты. Это путь к достижению освобождения, которое в индуизме называется “мокша”. В буддизме состояние освобождения называется нирваной. Нирвана - состояние исчезновения индивидуальной души и прекращения всякой деятельности. Буддисты не признают бессмертия души. Нирвана - не смерть, а буквальное угасание жизненных привязанностей, эмоций, желаний, страстей. Это абсолютный покой, абсолютное единение со всей вселенной, со всем, что было и что есть. Индивидуальная душа, личное “я” утрачивается - растворяется в сверхличном.

Основу раннебуддистского мировоззрения составляют 4 “благородные (возвышенные) истины”, в открытии которых и состояло просветление Гаутамы:

1) вся жизнь - страдание (и рождение, и болезнь, и старость, и смерть, и соединение с тем, что неприятно, и разъединение с тем, что приятно, и когда нет возможности достичь желаемого - всё страдание);

Страдание имеет свою причину - это жажда бытия, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом, жажда обновлений, изменчивость предметов желаний, привязанность к жизни;





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...